Власть и насилие в семье.

семьяБАДОНОВ Алексей Маланович – к.соц.наук,

Родительская власть использует различные средства для контроля и регулирования поведения детей. Одним из таких средств является насилие в виде различных наказаний (физических, экономических, психологических и др.).

Власть представляет собой одно из древнейших явлений, появившееся вместе с человеческим обществом. В самом общем значении понятие «власть» означает особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю.

Насилие, как и власть, имеет множество значений. Для одних насилие является синонимом вреда, зла, причиняемого человеку. Для других насилие отождествляется с принуждением. Третьи под насилием понимают физическое воздействие на человека. Например, по мнению А.А. Гусейнова, «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» [Гусейнов 1999: 294]. Применение силы со стороны субъекта власти возможно в случае неповиновения со стороны подчиненных ему объектов власти. Неподчинение приводит к наказанию со стороны властвующего субъекта.

С точки зрения психологической науки «наказание – это любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем» [Кордуэлл 2000: 182]. Например, если ребенка ругают и наказывают за какие-либо действия, то он будет стараться их не допускать. Также наказание может подразумевать запрет какой-либо деятельности, обычно это запрет компьютерных игр, запрет общения с друзьями и др. Здесь мы можем говорить о родительской власти и насилии в семье.

Безусловно, родительская власть принадлежит родителям по отношению к детям. Власть родителей над детьми выражается в контроле их поведения и в побуждении к одобряемым действиям. Родители хотят от ребенка повиновения, послушания, скромности, усердия и других положительных качеств. С родительской точки зрения, послушный ребенок является идеалом, примером для подражания. Для достижения этого идеала родители прилагают все свои усилия, стараются управлять жизнью ребенка. Ребенок, в свою очередь, полностью зависим от родителей, т.к. он не может самостоятельно удовлетворять все свои потребности. Эта зависимость опять же свидетельствует о родительской власти над детьми.

Для ребенка родители всегда обладают весомым авторитетом. Сравнивая себя с родителями, ребенок осознает, что они обладают более обширными знаниями и умениями, чем он сам. С точки зрения ребенка, родители могут все, они «большие и сильные». Это также играет свою роль в укреплении родительской власти.

Проявление власти родителей возможно через создание комфортных условий для ребенка, а также родители могут дать или сделать что-нибудь, что приносит ребенку радость. Все это относится к видам поощрения или вознаграждения за одобряемое поведение ребенка. Но родители могут создать дискомфортные условия или же причинить боль – это относится к видам наказания ребенка за те или иные проступки. Тем самым регулируется и контролируется поведение ребенка, которое в последующем может корректироваться только обещанием вознаграждения или наказания.

Поэтому родителям стоит задуматься над тем, чтобы уменьшить число угроз и наказаний по отношению к ребенку. Наказание должно сопровождаться формированием личностного убеждения в том, что оно справедливо и необходимо для предотвращения в будущем подобного поведения.

В настоящее время эти традиции постепенно уходят в прошлое. Современные родители стараются дать детям больше свободы в их развитии и воспитании.

На вопрос: «Кто в Вашей семье обладает властью?» – респонденты ответили следующим образом: мать – 48,3%, отец – 26,8%, оба родителя – 24,9%. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что в современной российской семье существует женская власть, власть жены и матери. По мнению многих исследователей, такая ситуация складывалась в российских семьях последние несколько десятилетий. На этот процесс повлияли такие исторические события, как Великая Отечественная война, репрессии, раскулачивание и др. Все это приводило к тому, что мужчин становилось мало и воспитанием детей занимались исключительно женщины (матери и бабушки). В течение долгого времени женщины воспитывали своих детей без отцов. Мальчики, воспитывавшиеся в таких семьях, воспринимали женщин как обладающих более высоким авторитетом вследствие отсутствия отцовского воспитания. Став взрослыми, они переносили модели отношений родительской семьи в свою семью, и главными для их детей становились их жены. Такие отцы старались снизить уровень своей ответственности за воспитание и развитие своих детей. Перекосы такого воспитания проявляются в излишнем инфантилизме подрастающего поколения, неспособности решать свои собственные проблемы и т.д.

Таким образом, анализируя проблемы власти и насилия в семье, мы можем отметить следующее. По мнению респондентов, в российских семьях сложилась определенная модель отношений, где во главе стоит мать. В глазах респондентов мать в большей степени обладает властными полномочиями, нежели отец. Возможно, это свидетельствует о большем влиянии матери на воспитание детей, о том, что по большинству вопросов дети обращаются к матери. Судя по ответам респондентов, мать использует наказание в большей степени, чем отец. Однако при определении насилия в семье респонденты указывают, что в основном жертвами становятся жены (матери) и дети, т.е. более слабые физически люди. Необходимо дальнейшее изучение причин сложившейся ситуации.

Список литературы

Гаджиев К.С. 1994. Политическая наука. М.: Международные отношения. 400 с.

Гусейнов А.А. 1999. Понятие насилия. – Философия, наука, цивилизация. М.: Едиториал УРСС. С. 293308.

Кордуэлл М. 2000. Психология. А – Я: словарь-справочник. М.: ФАИРПРЕСС. 448 с.

Ледяева О.М. 1992. Понятие власти. – Власть многоликая. М.: Российское философское общество.

БАДОНОВ Алексей Маланович

Власть, №8, 2015.

Добавить комментарий