Движение за изменение церковной литургии в период после Реформации.

служ1Антилитургическое движение начали пуритане в Англии, которые стали уделять больше внимания не использованию молитвослова, а «духовному» поклонению. В подтверждение этого достаточно в качестве примера привести три свидетельства ранних баптистов, конгрегационалистов и квакеров.

Джон Смит, ранний баптист, писал:

Мы считаем, что новозаветное богослужение, названное так совершенно правильно, это духовная процедура, исходящая из сердца, а потому чтение из книги   (хотя это законное церковное действо) никоим образом не может являться духовным поклонением, но лишь изобретением греховного человека, поскольку заменяет собой часть духовного поклонения.

Мы считаем, что частью духовного поклонения является пророчество, поэтому при изречении пророчества противозаконно иметь перед глазами книгу [т.е. Библию] в помощь себе.

Мы считаем, что пение псалмов также есть часть духовного поклонения, поэтому незаконно держать перед глазами книгу во время пения псалма.

Конгрегационалисты отвергали использование написанных молитв у англикан, настаивая на том, что молитва должна исходить из сердца и направляться Духом Божьим. В поддержку этого взгляда они выдвинули шесть аргументов:

1)       Написанная молитва лишает человека собственных мыслей и слов.

2)       Установленные формы не могут служить удовлетворению различных нужд в конкретной конгрегации.

3)       Установленные формы являются формой идолопоклонства, потому что уравнивают литургию с Библией.

4)       Установленные формы становятся слишком привычными и приводят к утрате интереса к поклонению.

5)       Навязывание установленных форм является формой преследования. [Желательно, чтобы каждая конгрегация была свободна в выборе собственной формы богослужения.]

6)       Установленные молитвы препятствуют приближению к Отцу.

Богослужения квакеров характеризовались неприятием рукоположения священства и таинств, в противовес которым выдвигалось личное «озарение Святым Духом», которое должен испытать каждый член конгрегации. Главным содержанием богослужения квакеров было простое желание народа Божьего открыть себя присутствию Христа на собрании и ждать, когда Он заговорит в них посредством Святого Духа. Такой взгляд отрицает любую зависимость от внешних вспомогательных средств или обрядов, таких как таинства. Они утверждают, что все церемонии и формы были отменены Новым Заветом и что статус Христа как Пророка, Первосвященника и Царя осуществляется в поклоняющейся общине, когда они молча служат Ему. Поклонение в основе своей — это поклонение внутреннее. Водное крещение — внутреннее духовное принятие Иисуса, который не нуждается во внешнем обряде.

Образовательное богослужение. Второе направление в независимом церковном богослужении придает подчеркнутое значение необходимости понимать Слово Божье. Основным источником такого образовательного богослужения явилось пуританское влияние, которое оказало свое воздействие на поклонение среди пресвитериан, конгрегационалистов и прихожан из церквей, которые не принадлежали к какой-нибудь из основных деноминаций. Большая часть времени в таких богослужениях, длившихся от трех до четырех часов, отводилась библейскому назиданию. Ниже приводится описание одного из видов образовательного богослужения, которое преобладало в ХVШ и XIX веках в некоторых европейских странах:

Священники начинали служение молитвой благодарения, а позже — ходатайстаенной молитвой, включавшей в себя заботы верующих, о которых те говорили или писали. Во время пеняя, в котором участвовало все собрание, все продолжали стоять. Часто в соответствии с обсуждаемой темой священники читали Писание, прерываясь для истолкования его, чтобы Слово было услышано и не осталось непонятым. Затем они переходили к кафедре, чтобы прочитать проповедь на основании Библии на одну из обширных тем, относящихся к Божьему Царству на земле. Сразу после проповеди, в то время как богослужение продолжалось, они спускались с кафедры и садились за стол, чтобы отвечать на вопросы собрания и услышать свидетельства мирян, которые свободно соглашались или не соглашались со священством. За столом священники благодарили Бога и раздавали хлеб и вино своим помощникам из мирян, которые раздавали причастие мирянам. Так происходило каждое воскресенье или, по крайней мере, один раз в месяц. После дополнительных песнопений люди отдавали свои приношения, часто это происходило за столом.

Такие конгрегации развили комментаторский подход к чтению Писания, который противостоял тому, что они называли «бессмысленным чтением». Чтец, обычно служитель или человек, знающий Писание, всегда комментировал значение и толковал текст по мере чтения. После «чтения с комментариями» членов общины приглашали сделать пророческие заявления или задавать вопросы. За чтением следовала проповедь, которая длилась два-три часа с перерывом в середине, чтобы дать людям размяться.

Пресвитериане особо выделяли в богослужении использование Писания. Они отвергали англиканскую «Книгу общественного богослужения», потому что она ограничивала чтение Писания. Позже в «Вестминстерском исповедании» были оговорены условия.

Другим значительным следствием влияния движения возрождения был переход повседневного богослужения из церковного здания в частные дома. Поскольку обращенный мирянин обладал конкретными дарами для молитвы и обучения Писанию повседневные утренние и вечерние молитвы стали читаться не в церквях, а по домам, где роль священника для своей семьи выполнял отец. В условиях таких перемен личное участие и осуществление даров для служения развивались дома, а затем использовались в свободном богослужении на церковных собраниях.

Ещё одним отличительным признаком движения возрождения стало проведение проповеди на открытом воздухе, в общественных местах, то есть вне церковных зданий. В ходе этих служений развился уникальный стиль молитвы, пения и проповеди. Главной целью таких собраний была евангелизация — проповедь Евангелия Христа необращенным. Соответственно этому все служение адресовалось необращенным. Эти служения стали предвестниками массовых пробуждений.

БЛАГОМЫСЛИЕ,

Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*