Краудсорсинг и парламентская демократия.

краудПубликация Комитета Парламента Финляндии по вопросам будущего.

Во многих современных государствах краудсорсинг применяется органами власти разных уровней в качестве метода обеспечения непосредственного участия граждан в управлении государством. С помощью краудсорсинга они могут легко делиться своими идеями и мнениями по самым разнообразным вопросам, участвовать в обсуждении, разработке и реализации решений, ранее принимавшихся государственными органами самостоятельно. Причем такое участие граждан не заменяет традиционные демократические инструменты, а подкрепляет и дополняет их.

В данном материале рассматриваются понятие, способы и примеры          применения      краудсорсинга, а также его значение для современной парламентской демократии.

Понятие и виды краудсорсинга

Краудсорсинг (от англ. «crowd» – толпа и «source» – источник) означает привлечение к процессу работы или решения какой-либо задачи неопределенного числа лиц, как правило, через Интернет.

В зависимости от того, привлекаются ли к участию в краудсорсинге любые лица, имеющие доступ к Интернету, или же его участниками являются только лица, подключенные к какой-либо корпоративной компьютерной сети (например, сотрудники определенной компании) краудсорсинг может быть внешним или внутренним.

Другая классификация основывается на критерии наличия платы за участие в краудсорсинге. По этому критерию он может быть разделен на добровольный и оплачиваемый.

В третьей классификации критерием деления выступает сфера применения краудсорсинга. На основе отраслевой классификации могут быть выделены такие виды краудсорсинга, как «микрозадачный», инновационный, финансовый и др.

«Микрозадачный» краудсорсинг чаще всего применяется для выполнения значительного объема не сложной, но кропотливой работы, например, при составлении детализированных карт местности.

Инновационный краудсорсинг предполагает поиск идей для улучшения продукции, выпускаемой различными компаниями. Он используется для решения конкретных задач в самых разных областях знаний: химии, физике, машиностроении и других.

Финансовый краудсорсинг заключается в коллективном финансировании какого-либо проекта.

Использование краудсорсинга в демократическом процессе.

Исландия.

В 2010-2011 гг. краудсорсинг использовался для проведения конституционной реформы. На основании решения премьер-министра страны Й. Сигурдардоттир первоначально на специальном интернет-сайте были собраны идеи граждан по проведению реформы. Затем для разработки новой конституции в Совет по конституционной реформе были избраны 25 представителей. Характерной особенностью являлось то, что членами Совета стали обычные граждане, не являющиеся политическими деятелями.

Несмотря на то, что Верховный суд Исландии не признал выборы в Совет легитимными в связи с наличием некоторых технических проблем при их проведении, парламент Исландии поддержал результаты выборов, что обеспечило законные основания для деятельности Совета.

Для подготовки проекта новой конституции был установлен двухмесячный срок. Различные тексты проекта были размещены Советом в Интернете с возможностью оставлять комментарии. Граждане могли направлять сообщения в Совет при помощи электронной и обычной почты. Кроме того, Совет приглашал для консультаций профессиональных экспертов и специалистов.

В 2012 году был проведен предварительный референдум, в результате которого три четверти граждан страны поддержали разработанный таким образом проект новой конституции. В настоящее время данный проект находится на рассмотрении в парламенте, за парламентом остается окончательное решение о его использовании при разработке новой конституции. Однако при помощи краудсорсинга было получено множество полезных идей, значительное число граждан непосредственно участвовало в работе над проектом, что способствовало широкой общественной дискуссии.

США.

Краудсорсинг как форма участия граждан в рамках стратегии «открытого правительства» используется в США на протяжении нескольких лет. Стратегия «открытого правительства» заключается в применении принципов прозрачности и непосредственного участия граждан в государственном управлении. Стратегия реализуется через Национальный центр открытых данных, Национальную краудсорсинг-платформу и платформу «Мы – люди», используемые для сбора и обработки обращений граждан.

Отдельные федеральные агентства США также самостоятельно применяют краудсорсинг в своей деятельности. Примером может служить решение о проведении общественного обсуждения по вопросу улучшения работы интернет-сайтов бытовых служб. Обсуждение проводилось по 12 направлениям и длилось 2 недели. Использовалось специальное программное обеспечение, с помощью которого участники отвечали на вопросы, размещенные в Интернете. Участникам обсуждения была предоставлена возможность комментировать идеи, предлагаемые другими участниками, и голосовать «за» или «против».

Участники группировали свои идеи по соответствующим направлениям, что позволяло осуществлять быстрый поиск. К участию в этом процессе были привлечены авторитетные специалисты в данной сфере, которые также делились своим мнением и стимулировали других участников к более широкой дискуссии. У каждого участника имелась учетная запись, в которой отражалась активность ее владельца. За активность начислялись баллы, по наибольшему количеству баллов можно было попасть на «доску лидеров». Для стимулирования дискуссии организаторы также использовали насыщенные «диалоговые моменты» длительностью около 1 часа, называемые «диалоготонами». По аналогии с другими подобными мероприятиями, например, «хакатонами» (в которых специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы).

В результате было получено около 440 идей, 1 700 комментариев и более 8 000 оценок от более 1 000 участников. В частности, участники пришли к выводу о необходимости структурирования указанных сайтов не в соответствии со структурой органов власти, а по принципу удобства поиска информации для удовлетворения потребностей граждан.

В Чикаго краудсорсинг применялся в 2011 году при формировании городского бюджета. В связи с необходимостью сокращения расходов мэром Чикаго Р. Эммануэлем было принято решение о проведении опроса населения по приоритетным направлениям бюджета. Идеи, полученные в результате опроса, были рассмотрены городскими властями, а участники процесса могли наблюдать за происходящим на краудсорсинг-платформе. Например, если идея перемещалась в категорию «рассматриваемые», то изменение ее статуса отражалось на краудсорсинг-платформе. Если принималось решение о внесении изменения в бюджет или подобная идея уже была реализована в принимаемом бюджете, то ее статус менялся на «в бюджете». Информация также активно распространялась в социальных сетях «Facebook» и «Twitter», а также на интернет-сервисе, предоставляющем услуги по размещению видео – «YouTube». Помимо достижения главной цели – формирования бюджета в соответствии с пожеланиями населения, проведение мероприятия способствовало также тесному общению граждан и представителей органов власти в рамках краудсорсинг-платформы.

Коллективное формирование бюджета стало трендом в США и неоднократно применялось в других городах и муниципалитетах.

Финляндия.

Изменения, внесенные в Конституцию Финляндии в 2012 году, способствовали активному внедрению механизма краудсорсинга. Был принят новый закон «О гражданских инициативах», в соответствии с которым требуется собрать 50 000 подписей в течение 6 месяцев для передачи инициативы на рассмотрение парламента. Идеи и подписи для обращений собираются как при помощи краудсорсинга через Интернет, так и традиционными способами. Имеются две категории инициатив, которые могут вноситься гражданами. К первой категории относятся предложения в адрес правительства принять меры по решению какой-либо задачи, изменению действующего законодательства. По таким инициативам ответственным назначается соответствующее министерство.

К другой категории инициатив относятся законодательные инициативы, подготавливаемые в виде законопроектов с помощью механизма краудсорсинга. Такие      инициативы направляются в парламент.

Вскоре после принятия закона «О гражданских инициативах» инициативная группа граждан Финляндии создала интернет-платформу для сбора обращений и подписей под названием «Открытое министерство». «Открытое министерство» позволяет гражданам создавать альтернативную политическую повестку и продвигать свои инициативы в жизнь. Благодаря данной платформе политики Финляндии могут знакомиться с пожеланиями и потребностями граждан. Таким образом, «Открытое министерство» выступает передовой моделью краудсорсинга законодательных инициатив.

Также власти Финляндии проводят эксперимент по привлечению в форме краудсорсинга широких масс к разработке законопроекта о правилах движения по бездорожью.

 

Перевод и подготовка текста В.В. Буланова, специалиста 1 разряда отдела сопровождения межпарламентской деятельности и анализа интеграционных процессов Аналитического управления.

Аналитический вестник № 33 (551)

Газета Протестант.ру       

1

Аватар комментатора

Петр

Применение «краудсорсинга» в ряде отдельных стран говорит о дефиците вразумительных элит в этих странах, которые не могут на своём уровне решать вполне государственные задачи и поэтому прибегают к т.н. «краудсорсингу».
Флаг им в руки.

Добавить комментарий