О молодежном служении в церквях, и не только.

молодСердечно приветствую тебя, друг мой, дорогим для нас именем Иисуса Христа!

Узнав о твоих переживаниях за братьев и сестер, ровесников, я невольно возвратился воспоминаниями к жизни нашей церкви, когда и на меня легла ответственность за молодежь. Еще и еще раз осмысливая пройденный путь, сердце мое исполняется благодарностью и хвалой Господу за обилие благ и чудных дел Его, которыми Он отметил наш путь. Господь вел нас! В этом я убежден.

Нет, не исчерпались проблемы — жизнь ставит их вновь и вновь. Не ослаб накал духовной брани — древний змей остался прежним. Не уменьшилась нужда в молитвах и трепетном исследовании Священного Писания. Но путь, которым провел нас Добрый Пастырь, очень дорог нашей молодежи.

Именно поэтому я желаю рассказать тебе о нашей жизни за последние пять лет. Буду очень рад, если в этих строках ты найдешь нечто полезное для себя.

Возможно, дополнят и обогатят эти мысли братья и сестры более почтенного возраста, поэтому ознакомь с этим письмом и твоих старших друзей. Очень хорошо, когда мы делимся вопросами, тревогами с отцами нашими, хранящими верность Богу.

Однажды на нашем молодежном собрании звучал вопрос: «Братья и сестры, есть ли у вас друзья из старших членов церкви, кому бы вы могли рассказать о своих переживаниях и вместе помолиться?» Дальше мы рассуждали о том, что духовному общению возрастная разница — не помеха. Я надеюсь ты понимаешь, что мы очень нуждаемся в опыте, советах и молитвах старших, которые прошли верным путем.

Ни в Евангелиях, ни в апостольских посланиях нет даже намека на возрастные подразделения в церкви. Наоборот, в Слове Божьем много прекрасных примеров благословенного сотрудничества опытных мужей веры с молодыми последователями Иисуса Христа.

Очень поучительна близкая дружба двух учеников Христа, Петра и Иоанна, вероятно, самого старшего и самого молодого из двенадцати. Об этом можно судить по некоторым штрихам их жизни и служения. «Ему (т. е. Иоанну — Прим. ред.] Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это…» (Иоан. 13, 24). Знаками разговаривают обычно друзья. На одном из прощальных общений, когда Петру была открыта перспектива служения и кончина жизни, Христос сказал ему: «Иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика…» Это был Иоанн, следующий за своим другом. Обрати внимание, какая взаимная привязанность! Иоанн шел за Петром, а Петр обратился к Иоанну, — и это все в движении за Христом!

Читая книгу Деяний Апостолов, мы встречаем их вместе совершающими служение. «Петр и Иоанн шли вместе в храм…» (Д. Ап. 3, 1). И перед синедрионом они вместе отстаивали истину. Знаменит их совместный ответ: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Д. Ап. 4, 19). Чудный пример добрых духовных взаимоотношений между старшим и младшим, один из которых открыл эпоху апостольского служения (проповедь Петра в день Пятидесятницы), другой завершил эту эпоху пророческими страницами Откровения.

Так должно быть в церкви Божьей, где сочетаются преимущества одних и других в едином порыве к Господу, в служении благовествования и домостроительства. К этому призывает нас Священное Писание: «…Старцы и отроки — да хвалят имя Господа» (Пс. 148, 12—13).

Однажды я с другом был в гостях в семье верующих. Мы беседовали и рассматривали фотографии прошлых лет. На некоторых были запечатлены группы христианской молодежи в 20—30—40 человек. Первое впечатление такое: значит, была духовная жизнь, совершалось служение! Но когда спрашивали: а где этот брат? Нам отвечали: — Ушел в мир. — А этот? — Не устоял в гонениях. — А эта сестра? — Вышла замуж за неверующего… И продолжались печальные истории христиан, потерпевших крушение в вере.

В чем причина? — спрашивали мы уцелевших из этой группы верующих. И становилось ясно: если о времени, проведенном в юности, вспоминаются только такие картины, как дни рождения, походы, поездки, увлекательные новогодние вечера и это доминировало в жизни, то можно ли ожидать лучшего конца?! Если только этим интересна была церковная жизнь, а богослужения по исследованию Священного Писания, молитвенные часы воспринимались как нечто побочное, придаточное, то может ли быть что хуже этого состояния? Стоит ли удивляться печальным судьбам этих веселых людей? Апостол Петр пишет: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век» (1 Петр. 1, 24—25). Если краеугольным камнем жизни и служения не является Слово Господне, то избежать печальных последствий невозможно.

Эту истину Господь по милости Своей дал нам понять, и уже в течение пяти лет в основе жизни и служении нашей молодежи стали собрания по исследованию Священного Писания. Они никогда не отменялись и не заменялись подготовкой к праздникам, бракосочетаниям, поездкам и т. д. (Для подготовки мы старались найти отдельное время.)

Рассказывая об этом молодым друзьям других церквей, мы нередко слышали такие возражения: «Это же так скучно! Наш разбор Слова Божьего проходит так неинтересно, так сухо и безжизненно…»

Хочу подробнее остановиться на этом вопросе, так как, возможно, и ты об этом переживаешь. Есть несколько ложных путей преодоления этой проблемы, которые, думаю, необходимо обозначить.

Когда не назидательны и не живы совместные рассуждения над Словом Божьим, обычно найдутся бойкие люди и предложат: «Нам нужно подготовить пение к воскресному богослужению, да и праздник Пасхи уже скоро!» Предложение хорошее, но мотив! Какой мотив?! Не следует ли это понимать так: «Слишком уж скучно! Давайте лучше попоем!» Возможно, никто ничего и не скажет, но если в нашей среде преобладает всеобщее тяготение к пению или к чему-либо другому, но не к Слову Божьему, то постепенно этот живой источник будет терять для нас свое значение и жизненную силу.

Посещая одну церковь, я узнал, что подростковая группа готовилась к празднику Рождества три месяца! Все это время не проводилось полноценных духовных занятий — это весьма печально. Принесло ли радость Спасителю их отточенное декламирование? И не потому ли в некоторых исторических церквах, чтобы заполнить духовный вакуум в людских сердцах, томящихся по глаголам вечной жизни, на каждый день есть свой праздник?!

В сознании возникали такие вопросы: полезно ли наше участие в служении, если мы не имеем в себе водительства Божьего? Сможем ли мы верно передать Слово истины к возрождению и пробуждению душ, если сами не возрождены от Божьего Слова и Духа? Любое свидетельство в пении, в стихотворениях, в проповедях должно выражать нашу пробужденную сущность, — только тогда оно достигнет сердца слушателя.

Оглядываясь назад, я вижу такую закономерность: чем больше мы наслаждались Словом Господним, тем обильней Дух Святой наполнял Собой нашу жизнь и служение.

Откуда начинается истинное служение? — Не со смиренного ли пребывания у ног Христа? «…Мария… села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лук. 10, 39). В свой час Мария послужила Христу так, как никто не послужил Ему, потому что она поняла Христа как Агнца, поняла Его путь, чего нельзя сказать на тот момент даже о двенадцати учениках. Свою любовь и познание она выразила, возлив драгоценное миро на ноги Иисуса. Благоухание этой жертвы распространилось на все века, свидетельствуя об истинном служении Богу.

Есть еще один неверный путь преодоления проблемы неназидательного, неинтересного собрания по исследованию Писания. Чтобы было интересней, появляются схемы, словари, справочники, энциклопедии. Текст Священного Писания распределяется на «первое», «второе», «третье». Рассматривается исторически, географически, критически, отыскивается подлежащее, сказуемое и т. д. Словом, используется только такой подход к изучению тех вечных истин, которые никак нельзя разрешить самому собой, (2 Петр. 1, 20). Справочники, таблицы, историческая литература — все это полезные вещи, но они не должны занимать первое место. Только Дух Святой может дать истинное понимание Своего Слова. Общения, где Библия подвергается только умственному анализу, не ведут к освящению, не изменяют жизни — это их характерная особенность. Искренние чада Божьи будут томиться духом в такой среде.

Что же делать, если служения по изучению Слова Божьего так безжизненны? — Прежде всего нужно пасть в сокрушении на колени и сказать: «Господи, нет в нас силы. Если Ты не придешь в наши ряды и не начнешь действовать, мы ничего не сможем сделать. Открой нам чудные пути Твои! Оживи для нас Слово Твое! Освяти нашу жизнь…»

Наш путь был таким. Чувствуя возложенную на нас ответственность за братьев и сестер, сверстников наших, небольшим кругом друзей, переживающих о своем состоянии, мы взывали к Господу о ниспослании нам света, милости и благодати. Часто подолгу рассуждали о Священном Писании, о своих взаимоотношениях с Господом, о служении, о нашей жизни среди родных. Никто не скрывал личных переживаний, ошибок, согрешений — что было особенно дорого. Каждый рассказывал о том, как прожил время между встречами, что открывал Господь через Слово Свое лично ему, на что указывал, в чем обличал. Так яснее и яснее мы постигали простую истину, что через освящение мы глубже погружаемся в живой поток благодати Божьей и сможем увлекать за собой окружающих.

Повествованием об этих обстоятельствах закончу свое письмо, чтобы была для тебя возможность больше поразмышлять над ними. Обрати внимание, что с покаяния и исповедания начиналось всякое духовное пробуждение в народе Господнем.

«Вестник истины», №1, (133) 1996.

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*