Побеждая страх и депрессию.

страхСтрах будущего.

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия.  2,Тим. 1:7

Эти слова подводят нас к размышлениям о еще одной причине духовной депрессии. Дьявол изобретателен и хитер, он досконально знает все тонкости человеческой натуры. Он никогда не оставляет своих попыток сбить нас с истинного пути. Он вновь и вновь нападает на нас, используя для этого любую возможность, тем более, что человеческая натура предоставляет их сколько угодно. Он не гнушается ничем, лишь бы поставить под сомнение и исказить Божье Слово. Он без колебаний противоречит тому, что сам же говорил нам минуту назад. Его единственная цель — опорочить имя и дело Бога.

Создав этот мир, Бог был доволен делом рук Своих. Дьявол, охваченный завистью и ревностью, решил разрушить замысел Бога. Свои усилия он сосредоточил на человеке, как на самом высшем и прекрасном Его творении. Он обманул женщину; она, в свою очередь, ввела в заблуждение своего мужа. В результате люди пали. Но история человечества на этом не закончилась. Бог вознамерился спасти человека и создал величественный план искупления. Искупление — дело не менее великое, чем само сотворение мира, поскольку греховные, падшие люди должны быть искуплены и восстановлены в своей первозданной чистоте, — а с ними и весь падший мир в целом. Поэтому очевидно, что самая главная забота нашего врага, дьявола, — каким-то образом опорочить это Божье дело. Особенно жестоко нападает он на наследников спасения, христиан. И депрессия является очень эффективным орудием для дьявольских атак. Он специально вводит нас в нее. С ее помощью он хочет превратить нас в подавленных и унылых христиан, которые будут производить жалкое впечатление обремененных непосильной тяжестью людей.

Если ему не удается сломить нас, заставив увязнуть в прошлом, то он прибегает к другому способу — внушает нам тревожные мысли о будущем. И стих, который предпослан этой главе, обращен как раз к людям, чья духовная депрессия объясняется страхом перед будущим.

Обратите внимание, как умело дьявол меняет тактику. Он использует методы на первый взгляд диаметрально противоположные. Как только люди начинают правильно относиться к прошлому, он тут же принуждает их беспокоиться о будущем. Результат тот же — в настоящем они по-прежнему угнетены. Вы успокоили их, объяснили/что грехи прощаются — даже этот их «особенный» грех, который казался таким исключительным. Вы ясно показали, что, хотя они действительно попусту тратили время, Бог воздаст им «за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы». На это они отвечают: «Да, конечно, но.» — и тут же начинают говорить о своих страхах и тревогах по поводу будущего.

Примером такого человека является Тимофей. Страх перед будущим был у него развит в высшей степени. Поэтому Павел и писал ему свои письма. Боязнь трудностей и страх перед грядущими опасностями ставили Тимофея в чрезмерную зависимость от Павла. И цель обоих Посланий — помочь Тимофею справиться с этой проблемой и выработать правильное отношение к будущему.

Каковы причины этого состояния? Бесспорно, в большинстве случаев оно обусловлено особенностями темперамента. Мы все рождаемся разными, с какими-то своими, отличающими нас от других, чертами. У каждого — свои достоинства и свои слабости. Уже про маленького ребенка можно сказать, выражаясь фигурально, «на каком месте он упадет». Каждый склонен падать, спотыкаясь о свою конкретную корягу. Разумеется, мы обладаем общим для всех набором характеристик и свойств. Свойства-то одни, но вот пропорциональное их соотношение у каждого человека свое. Этим и обусловлено различие в характерах. Очень важно никогда об этом не забывать. «Но, — возразит кто-то, — мы теперь христиане. А когда человек становится христианином, то все эти различия упраздняются». Такое мнение — самая серьезная ошибка в отношении ко всему вопросу в целом. Во всем мироздании нет перемены более кардинальной, более глубинной, чем та, которая описывается как духовное возрождение. Это работа Бога в человеческой душе, когда Он «вживляет» в нас божественное и духовное. Однако, духовное возрождение не меняет темперамента человека. И став христианином, вы никоим образом не перестали быть самим собой. После спасения и обращения Павел в основных своих характеристиках остался тем же человеком, что и раньше. Он не превратился в кого-то другого. Петр так и остался Петром, а Иоанн — Иоанном. Их человеческие черты и особенности не изменились. Именно здесь с особой силой проявляется слава христианской жизни. Это похоже на разнообразие природы, тварного мира в целом. Бог через Святого Духа распределяет Свои дары по-разному. Однако основа нашей личности и темперамент остаются теми же самыми.

Мы все делаем много одинаковых вещей, но делаем мы их по-разному. Достаточно вспомнить, как по-разному подходят к своему делу проповедники. Они все проповедуют одно и то же Евангелие и все живут христианской жизнью. Тем не менее преподносят они Благую Весть каждый по-своему. У каждого свой метод, и так оно и задумано. Бог использует эти их различия, чтобы распространять Евангелие. Один проповедник делает Благую весть привлекательной для определенного типа людей — от другого в этой же ситуации было бы значительно меньше пользы (а может статься, что и вовсе никакой).

И нам в первую очередь надо задуматься над темпераментом человека. Некоторые люди уже по своему темпераменту нервны и легко поддаются страху. Павел сам, мне кажется, принадлежал именно к этому типу. Он был нервным человеком, и не имел врожденной уверенности в себе. В Коринфе он пребывал «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2:3). По своей природе он был робким человеком: «отвне — нападения, внутри — страхи» (2 Кор. 7:5). Есть и другие люди — уверенные в себе, смелые. Они не боятся ничего, берутся за любое дело, остаются верны себе в любой ситуации. Люди и того и другого типа — христиане. И вы видите, насколько они фундаментально различны.

Люди, боящиеся будущего, зачастую имеют возвышенное представление о христианской жизни. Они осознают, что быть христианином совсем не легко. Они понимают, что это подразумевает следование за Христом и духовную битву. Они читают Новый Завет и отдают себе отчет в величии стоящей перед ними задачи и своего призвания. Но именно это подчас и угнетает их, потому что они в равной степени осознают свою собственную малость. Они прекрасно видят свои недостатки. Поэтому они говорят: «Кто я такой, чтобы жить христианской жизнью?» Или им свойственна та общая тревожность характера, когда человек боится или того, что может случится, или страданий, к которым он может быть призван. Я помню, как одна дама делилась со мной своими переживаниями: «Да, я верю, но я не уверена, что вправе назвать себя христианкой». На мой вопрос: «Почему так?» она отвечала: «Я читаю книги о людях, которые за свою верность Христу подвергались преследованиям и гонениям. И я представляю, как мне пришлось бы столкнуться с тем же самым». У нее был сын трех лет, и она говорила: «Вы знаете, если бы вопрос действительно встал так: или отречься от веры, или отказаться от моего мальчика, то я не знаю, как бы я поступила.

Сомневаюсь, что в такой ситуации у меня достало бы мужества поставить Христа на первое место, или при необходимости пойти на смерть». И вот поэтому она считала, что не имеет права называть себя христианкой. До сих пор ей никогда не приходилось проходить через подобное испытание веры, и вполне возможно, что никогда и не придется. Но сама предполагаемая возможность этого угнетала ее. Страхи воображаемых будущих ужасов зачастую просто душат таких людей, захватывают их до такой степени, что они не в состоянии действовать в настоящем.

Павел находился в темнице, и Тимофей начал беспокоиться, чем все это кончится. А что, если Павла казнят? Как сможет тогда он, Тимофей, в одиночку справляться с возникающими в Церкви трудностями? А вдруг поднимется новая волна преследований, и их жертвой станет уже сам Тимофей? Павел твердо отвечает ему, что он не должен стыдиться его (Павла) и его страданий. «Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием (Христовым) силою Бога» (2 Тим. 1:8).

Так что же нам делать в такой ситуации? В первую очередь надо отличать разумное, и даже полезное, предвидение возможных затруднений от бессмысленной парализующей тревоги. Мы должны думать о будущем, но Писание неоднократно предостерегает нас: беспокоиться о нем не надо. Призыв «Не заботьтесь о завтрашнем дне» означает «Не впадайте в грех иссушающей душу тревоги о завтрашнем дне». Но это не отменяет предусмотрительности: если бы это было так, то крестьянин не пахал бы и не сеял. Крестьянин смотрит в будущее, но он не проводит все свое время в беспокойствах и тревоге о конечном результате своих трудов. Нет, он обдумывает будущее, возможные перспективы, а затем оставляет эти мысли. Люди же, о которых мы говорим, целиком и полностью находятся во власти страхов перед неведомым будущим. А это всегда неправильно. Даже мирская поговорка гласит: «Не переходи мост, пока не подойдешь к нему». Одинаково бессмысленно тратить время на беспокойство о прошлом, которого уже все равно не изменишь, и тревожиться о будущем, которое на данный момент скрыто от нас. Живите в настоящем так хорошо, как только можете.

Но апостол переходит в своих рассуждениях на более высокий уровень и учит нас важнейшей духовной истине. Сначала он выговаривает своему младшему сподвижнику, а затем напоминает ему, а заодно и нам, об одной важной вещи. И то и другое необходимо. Он говорит: «Дал нам Бог духа не боязни». В словах Павла слышен упрек, поскольку Тимофей в это время грешил тем, что позволил своей душе стать пристанищем страха. Дух боязни схватил его мертвой хваткой. Суть нашей проблемы состоит в неумении осознать то, что Бог дал и продолжает давать нам: дар Святого Духа.

Прежде всего необходимо хорошенько взять себя в руки. Мы должны напомнить себе о некоторых вещах. Павел, в сущности, говорит: «Тимофей, ты, похоже, думаешь о себе и о жизни так, как будто ничего не изменилось и ты все тот же обыкновенный человек. Но, Тимофей, ты уже другой! Ты христианин, ты родился свыше и Дух Божий пребывает в тебе. А ты смотришь на вещи так, как смотрел бы на них ты прежний, Тимофей». Разве все мы не страдаем тем же недугом? Хоть мы и верим в истину, хоть и были рождены свыше и являемся, безусловно, чадами Божьими, но по инерции мыслим так, как мыслят мирские люди, которые еще не возрождены духовно. Мы позволяем своему воображению рисовать картины будущего. Мы думаем о своей слабости и о величии задачи, к выполнению которой призваны. И нам кажется — эта задача нам не по плечу. И мы опускаем руки и впадаем в уныние, вместо того, чтобы напомнить себе о даре Святого Духа. Все наше отношение к жизни и будущему должно быть совершенно иным. Нам следует смотреть на страдание, как и на все в этом мире, под абсолютно новым углом зрения. Да, есть неведомое будущее, есть высокое призвание, есть преследования. Да, мы можем столкнуться с противодействием. Ведь враг не дремлет. Но не стоит останавливаться на этом; лучше пойти в своих размышлениях дальше и сказать себе: «Да, все это так, но Дух Божий обитает во мне». И тогда ваш взгляд на мир совершенно изменится. Важна не правда о нас, важна истина о Боге. Размышляя о силе Святого Духа, мы приводим в равновесие свой душевный мир. Доктрина перестает быть сухим учением, она действует в нашем сердце и уме. И мы обретаем способность видеть всю ситуацию ясно.

Темперамент нам дает Бог. Но это не означает, что можно позволять темпераменту командовать собой. Руководить и управлять нами должен Святой Дух. Естественный, «душевный» человек всегда находится под властью своего темперамента, он ничего не может с этим поделать. Как говорят, выше головы не прыгнешь. Своими силами он собой овладеть не в состоянии. Разница между «душевным» человеком и христианином заключается, в частности, в духовном возрождении, через которое прошел последний. И благодаря этому духовному возрождению в душе христианина действует более высокая «контролирующая инстанция», которая способна обуздать даже его темперамент. В тот момент, когда в наше сердце входит Святой Дух, Он начинает контролировать все. Он дает нам силу идти своим собственным, неповторимым путем, используя наш темперамент и даже превращая его в нашего союзника. Это одно из чудес искупления. Темперамент остается, но он больше не командует парадом.

Теперь поговорим об этом поподробнее. «Дал нам Бог духа не боязни». Перед нами поставлена задача, а мы знаем свои слабости и боимся, что она нам не по силам. Однако даже слабовольным людям дарована сила. Это означает, что она доступна абсолютно всем. Ее доступность всеобъемлюща во всех смыслах этого слова. Вы опасаетесь, что вам не удастся жить христианской жизнью? Пусть ответом на ваши страхи станут следующие слова: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13). Страх и трепет остаются, однако Бог дает вам возможность действовать благодаря Его силе, которая «производит в вас и хотение и действие». И это применимо не только к битвам с искушениями и грехами.

Это означает также, что вам будет дана сила выносить страдания, двигаться вперед, невзирая на обстоятельства, держаться и стоять до конца. Более того, это означает, что самому робкому и боязливому может быть дана такая сила, что он преодолеет страх смерти. Вы видите это на примере Петра, который боялся смерти и из-за этого страха даже отрекся от своего Господа. Чтобы спасти свою жизнь, он клятвенно отрекся от Него, благословенного Господа, своего величайшего благодетеля. Но впоследствии, как описано в Книге Деяний, Дух силы вошел в него. Теперь он готов умереть, готов пойти против властей; он не дрогнет ни перед чем. Это одно из самых замечательных событий в истории Церкви. И подобные события происходят вновь и вновь. Прочтите биографии христиан-мучеников. Вы обнаружите, что не только сильные, мужественные мужчины, но и слабые женщины и девушки, и даже маленькие дети со славой погибают за Христа. Сами по себе, своей силой, они не смогли бы это совершить. Однако им был дан дух силы.

Далее Павел говорит о любви. Почему он упоминает ее здесь? Какова главная причина того, что дух боязни поселяется у нас в душе? Ответ: «я». Любовь к себе, забота о себе, стремление защитить себя. Охваченные страхом люди и в самом деле чересчур поглощены собой. И именно в «я» входит дух любви. Вы никогда со своим «я» сами не справитесь. Это пытались сделать несчастные, ставшие монахами, и в этом их роковое заблуждение. Конечно, можно уйти от мира и остальных людей, но от себя-то не уйдешь.

Есть только один способ избавиться от своего «я»: уйти с головой в мысли о ком-то или о чем-то, тогда не будет уже ни времени, ни желания без конца думать о себе. Слава Богу, Дух Божий делает это возможным. Ведь Он не только «дух силы», Он еще и «дух любви». Благодаря Духу мы обретаем способность любить Бога, великого Бога, сотворившего нас и искупившего нас, Свое, ставшее жалким, достойным лишь преисподней, творение. Он «возлюбил нас любовью вечной». «Задумайся об этом, — говорит Павел Тимофею, — и любовь Божья настолько захватит тебя, что ты забудешь о себе». «Дух любви!» Он избавит вас от поглощенности собой, эгоцентризма и депрессии, происходящей от тревоги за себя. Депрессия очень часто бывает результатом сосредоточенности этого «я» на себе, любимом. Так что поговорите с собой об этой непреходящей, дивной любви Бога — Того Бога, Который не пожалел Своего Единородного Сына и отдал Его ради спасения нас всех.

Думайте дальше — о любви Сына во всей ее широте и долготе, глубине и высоте; стремитесь узнать «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18,19). Думайте о Том, Кто сошел с небес, отказался от всех признаков Своей вечной славы, работал плотником и терпеливо сносил нападки грешников. Думайте о Том, в Чье святое лицо люди плевали, на Чью голову надели терновый венец, Чьи руки и ноги были пробиты гвоздями. Он претерпел все ради того, чтобы нам примириться с Богом. Думайте о Его любви. Вскоре вы забудете о себе.

А затем переходите к размышлениям о других людях, об их нуждах, тревогах и заботах. Создается впечатление, что Тимофей думает: «Меня могут казнить». Павел отвечает: «Думай о других, о людях, погибающих в своих грехах, и забудь о себе».

Культивируйте в себе любовь к заблудшим и любовь к братьям, а также любовь к самому великому и благородному делу в мире — делу спасения и любви, к которому нас призывает это благословенное и славное Евангелие.

«Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и здравомыслия» 6. Что означает быть здравомыслящим человеком, пребывать в здравом уме? Здравый ум — это ум контролируемый, дисциплинированный, уравновешенный. Может статься, что по природе вы человек нервный и боязливый. Однако дух, данный вам Богом, это дух контроля, благоразумия, дух трезвого суждения. Вспомните слова Господа к ученикам, когда Он посылал их на проповедь. Он предупреждал учеников, что их будут ненавидеть и гнать, и что может настать день, когда им придется отдать жизнь, или (и это уж почти наверняка) они будут отданы под суд. И смертный приговор очень даже не исключен. Но Господь продолжает Свое напутствие такими словами: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать». Гонители будут делать все, лишь бы поймать вас на слове, но не тревожьтесь, говорит наш Господь, «ибо в тот час дано будет вам, что сказать». Не бойтесь, вы не оробеете. И тревога не охватит вас до такой степени, что вы не найдетесь, что сказать.

Итак, всем, склонным к духовной депрессии из-за страха перед будущим, я именем Бога и словами Павла говорю: «Возгревайте дар Божий». Разговаривайте сами с собой, напоминайте себе, кем и чем вы теперь являетесь. Никогда не позволяйте себе забыть, что Дух Святой пребывает в вас. Напомнив себе о характере Духа, вы сможете идти вперед, не боясь ничего. Вы станете жить в настоящем и в то же время будете готовы к будущему. В сердце не будет больше страха, одно только желание прославить Того, Кто отдал за вас все.

6Так сказано в английском тексте. В Синодальном тексте, приведенном в качестве эпиграфа к этой главе, говорится: «силы и любви и целомудрия». — Примеч. пер.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавить комментарий