Правильно понимая Священное Писание: о чем может говорить Библейский контекст.

библПроповедник может приписывать отрывку значение, далекое от истинного. Его цель — следовать указаниям текста, а не собственному воображению.

Некоторые говорили, что Иона должен был погибнуть в желудке у морского чудовища. Однако об этом ничего не говорится однозначно в книге Ионы. Это заключение основано на логическом выводе проповедника, сделанном из того, что говорится об Ионе и Иисусе в Мф. 12:40:

«Ибо как ИОНА БЫЛ ВО ЧРЕВЕ КИТА ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Иисус умер, отсюда вывод, что Иона умер тоже. Только в этом случае, согласно теории, опыт Ионы может быть полностью аналогичен и подобен опыту Иисуса.

Однако, судя по контексту, это не обязательно так. В книге Ионы нигде не говорится о смерти пророка. Контекст очень выразителен, — конечно, Иона в отчаянии, но не мертв. В Мф. 12:39 слова о «знамении Ионы пророка» подводят нас к объяснению, каким образом он стал знамением (Мф. 12:40). В стихе 40 подчеркнуто указание на время — три дня и три ночи. Иона провел под водой такой же период времени (Иона 1:17). Иисус говорит, что Иона был в чреве кита, но не говорит о его смерти. Это соответствует контексту Иона 2, где Иона находится в сознании. Лучше не настаивать на смерти Ионы как необходимом условии сравнения с Иисусом.

Сравнение, на котором должен настаивать толкователь, касается периода времени. Затем ему следует уточнить, что означали «три дня и три ночи» в той культурной традиции. Автор разъяснительной проповеди должен внимательно рассматривать контекст, чтобы определить, о чем говорится, а о чем не говорится. Надо искать доказательства в библейском контексте, как детектив Коломбо из телесериала ищет улики. Проповедник может делать выводы на основании моментов, подобающим образом изученных, а не на основании собственного воображения.

Что должен искать в контексте слуга Божий? Многое! Все! Он видит союзы «и», «итак», «ибо»? Что они означают? Каково значение глагольных форм?

Может ли он увидеть в контексте повторения или шаблоны? Например, ряд из пяти причастий в Еф. 5:19-21, где Павел велит не напиваться вина, но исполняться Духом (стих 18). Что означает этот ряд, какую точку зрения отражает такое строение отрывка? Как ряд из пяти причастий соответствует основной мысли стиха 18?

Повторяется ли какое-нибудь слово так, чтобы привлечь к нему внимание? Проповедник может обнаружить, что в конце притчи о двух сыновьях трижды повторяется слово «поверить» (Мф. 21:32). Имеет ли это значение? Как это связано с притчей?

Проповедник должен быть сосредоточен на том, чтобы видеть, слышать и повиноваться. Он рассматривает отрывки в поисках противопоставлений, например: не упиваться вином, но исполняться Духом. Он смотрит, соответствуют ли другие противопоставления этому образцу. Он смотрит, как противопоставление связано с другими стихами и отрывками — и посланием целиком.

От пристального внимания проповедника не ускользают и прилагательные. Сказано ли в стихе «Святой Дух» или просто «дух»? Разъяснителю будет полезно понять, какие фразы могут относиться к Духу Божьему и что говорит контекст в пользу этого. Он обнаружит несколько способов обозначения Духа Святого, исследуя непосредственный контекст, контекст одной библейской книги (например, Ефесянам), контекст книг одного автора (например. Посланий Павла), контекст всего Завета и всей Библии.

Переворачивая «словесную руду» в поисках «золотых самородков», проповедник должен в первую очередь искать основную мысль, с которой связаны детали контекста. Например, исполненность Духом (Еф. 5:18) относится к более широкой теме поведения верующих (Еф. 4—6), коренящегося в их духовном богатстве (Еф. 1—3). Повторение слова поступать в данном контексте (Еф. 4:1, 17; 5:1, 8, 15) указывает на это. Исполненность — одна из составляющих поведения, которое должно быть присуще христианину.

Различные стороны поведения находятся в сложном единстве. Это единство с другими христианами (Еф. 4:1-16), святость (Еф. 4:17-32), любовь (Еф. 5:1-6), свет (Еф. 5:7-17) и Дух (Еф. 5:18-6:20). Исследовав другие послания Павла, Новый Завет и Библию, проповедник обнаружит, что Дух Божий дает возможность для такой жизни в единстве, святости и т. д. Проникнув глубже в контекст послания к Ефесянам, проповедник найдет и другие моменты: поступать в Духе значит вести жизнь исполненную (Еф. 5:18), которая наполняет церковь, семейную и деловую жизнь (Еф. 5:19-6:9); это сражение, для которого христиане должны облекаться в броню Бога (Еф. 6:10-17), и общение с Богом и святыми в молитве (Еф. 6:18-20).

Эти стороны контекста — всего лишь отблески обильных сокровищ. Добросовестный слуга будет продолжать исследовать контекст. Это занятие поможет ему набрать полные карманы библейских самородков и обнаружить необыкновенные залежи. Сделав открытие, он будет часто кричать от радости: «Я нашел это! Слава Богу!»

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавить комментарий