В землю обетованную через воскресение.

царОдной из основных тем дискуссий между Иисусом и религиозными учителями Его времени было учение о воскресении как о необходимом элементе Божьего плана. (Вероятно, Ему понадобилось бы разъяснять эту тему и теологам двадцатого века.) Саддукеи не верили в воскресение, а потому отвергали надежду на то, что верующие унаследуют землю. Иисус указал им на ошибочность их понимания Божьего плана и строго упрекнул их в том, что они отклонились от Божьего откровения:

Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мат. 22:29-32)

Логика Иисуса проста. Поскольку Авраам, Исаак и Иаков уже давно почили, в будущем они должны воскреснуть из мертвых, дабы восстановить отношения с Богом и получить то, что гарантировал им договор. Ответ Иисуса вовсе не подразумевал, что патриархи уже были живы в том момент, когда Он говорил эти слова. В центре спора между Ним и Его оппонентами был вопрос грядущего воскресения. Иисус доказывал, что договор окажется недействительным, если патриархи останутся лежать в земле. Поскольку Бог ― это Бог живых, патриархи должны пробудиться к жизни во время грядущего воскресения мертвых (Дан. 12:2).

Послание к Евреям выстраивает такую же логическую цепочку, разъясняя значение веры Авраама в связи с великими Божьими обещаниями. Авраам так и не получил землю в вечное наследие, и эту загадку можно объяснить только будущим воскресением Авраама из мертвых. В ходе своих рассуждений автор делает заявления, которые явно противоречат традиционным представлениям о загробной жизни «на небесах». «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие…» (Евр. 11:8). Так начинается эта история. Наследие Авраама, как можно увидеть, ― это страна, в которую он призван идти, а именно территория Ханаана. Именно об этом говорится в Книге Бытия. Именно эту страну, согласно новозаветному христианскому автору, Аврааму предначертано получить, но нам пока не сказано, когда это произойдет.

Далее автор пишет: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования» (Евр. 11:9). Авраам, Исаак и Иаков, а также другие герои веры «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). Точный перевод ― это «в земле», то есть «в стране», а не на планете Земля, как подразумевается в некоторых переводах Библии13. Иначе создается неверное представление о том, что патриархи разделяли традиционную идею о «небесах» после смерти. В действительности, речь идет о том, что люди, считавшие себя пришельцами в земле, «показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:14), то есть ожидают возрождения этой же страны при правлении Мессии, установления Царства Божьего.

Джордж Уэсли Буханан указал христианам на истинное значение обещания о земле, которое они так долго игнорировали: Это обещание покоя и наследия неразрывно связано с землей Ханаанской, в которой патриархи были странниками и пришельцами (11:13). Она названа землей обетованной (11:9) и небесным отечеством (11:16)… Это вовсе не означает, что она находится не на земле, ведь слова «участники в небесном звании» (3:1) и «вкусившие дара небесного» (6:4) также относятся к живущим на земле. В действительности, это та самая страна, в которой патриархи жили как «странники и пришельцы» (11:13). Термин [«небесный»] означает, что эта земля была обещана Самим Богом.

 «Небеса» будут на земле

Традиционные толкования этих стихов упускают из виду контекст Послания к Евреям 11:8, 9. Идея о «небесах», которые верующие якобы получат в награду, не согласуется с библейским утверждением о том, что Авраам надеялся унаследовать ту землю, в которой жил. Авраам проживал в определенной географической местности и надеялся однажды вернуться в эту землю и получить ее во владение. «Верою обитал он на земле обетованной»

(Евр. 11:9). Земля обетованная, которую получат верующие, будет находиться на нашей планете, обновленной и восстановленной. Некоторые говорят о Ханаане как о «прообразе» небес, того места, куда уходят души умерших. Эта идея проникла в христианство из греческой философии и вытеснила веру в библейское обещание об унаследовании земли, Палестины, которая станет центром мессианского царства. Грядущее воскресение, связанное с возвращением Иисуса, позволит патриархам достичь своей цели и получить во владение землю, которая никогда не была их собственностью. Как подчеркивает Послание к Евреям, герои веры «не получили обещанного», то есть наследия земли обетованной (Евр. 11:13, 39). Они умерли в вере, а значит, с надеждой, будучи глубоко убеждены в своем воскресении, после которого они смогут владеть землей вместе с Мессией. Это так непохоже на идею о том, что патриархи и все верующие после них уже получили свою награду на небесах, идею, принятую многими под давлением пост-библейской языческой традиции.

Энтони Баззард,

«Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса».

Добавить комментарий