Библейские рассказы о деяниях Иисуса.

иисЮрген Ролофф.

Иисус бесспорно обладал даром исцеления болезней. Он сам толковал эти исцеления как зримые знаки непосредственной близости Царства Божьего. телесное выздоровление некоторых людей говорит о предстоящей победе Бога над всеми враждебными, угрожающими жизни силами (Мф:5 сл. Ис 29:8 и 35:5).

В рассказах о деяниях Иисуса обычно бросается в глаза их схематичность. В качестве примера определенного образца, которого (с немногочисленными отклонениями) придерживаются многие истории о чудесах Иисуса, приведем историю исцеления глухонемого Мк 7:32-37:

♦        Больного приводят к Иисусу.
♦        Высказывается просьба об исцелении.
♦        Иисус отводит больного в сторону.
♦        Иисус совершает таинственное действие: Он вкладывает пальцы в уши больного и касается его языка своей слюной.
♦        Иисус произносит таинственное (арамейское) слово («еффафа»: ст. 34; ср. 5:4_: «талифа кум(и)»).
♦        Происходит исцеление.
♦        Исцеление демонстрируется присутствующим.
♦   Ответом на исцеление становится славословие удивленного народа («заключительный хор»).

По-видимому, об Иисусе рассказывалось множество подобных историй. В них говорилось о том, как Иисус приходил в деревню и находил там больных, как тяжелы и продолжительны были их болезни, что говорил больным Иисус и что Он с ними делал, как они выздоравливали и как все могли это видеть, как Он и присутствующие радостно прославляли затем Бога.

Подобные рассказы бытовали относительно иудейских и эллинистических чудотворцев (например, об Аполлонии Тианском). Возможно даже, что в отдельных случаях уже известные истории переносились на Иисуса.  так, рассказ о воскрешении умершего сына Наинской вдовы (Лк 7:7), вероятно, имел основой подобные рассказы о пророках Илии (3 Цар 7) и Елисее (4 Цар 4). В отдельных случаях влияние оказывали стереотипы эллинистических чудесных историй (так называемых ареталогий). так, встреча Иисуса с похоронной процессией в Лк 7:2 имеет яркое соответствие в рассказе IV в., дошедшем из Эпидавра: бог-целитель  Асклепий встретил тяжелобольного, которого несли на носилках; он приказал отставить носилки в сторону и исцелил больного.

Подобный же рассказ сохранился о чудотворце II в. Аполлонии Тианском, который встретился с похоронной процессией, несшей к могиле умершую незадолго до свадьбы девушку, и воззвал ее к жизни. В рассказах о чудесном насыщении Иисусом большой толпы людей (Мк 6:34-44 и Мк 8:9) можно видеть следы истории о неиссякающих муке и масле, которая рассказывается о пророке Илии в 3 Цар 7. далее, здесь содержится широко распространенный фольклорный мотив. Например, в финской сказке рассказывается о девушке, приготовившей из трех ячменных зерен еду для целого войска. В деяниях Иисуса мы находим и мотивы простонародных историй, например, о том, как бесы вселились в свиней (Мк 5:20). Такие рассказы об Иисусе имеют двойную цель:

♦        Во-первых, демонстрируются величие и могущество Иисуса. Средства, которые используются при этом, могут казаться нам слегка наивными и «пропагандистскими».
♦        Во-вторых, преследуется и особая богословская цель: в деяниях Иисуса символически выражается целительная сила Царства Божьего. Эти деяния уже указывают на новый мир, создаваемый Богом.

Конечно, названные обстоятельства затрудняют суждение о том, насколько историчны рассказы о деяниях Иисуса. Основное правило, которым следует здесь пользоваться, таково: вероятность аутентичности тем выше, чем менее схематичен и традиционен в своих чертах рассказ, чем сильнее в нем проступает то, что типично для Иисуса и его деятельности. Это типичное нужно видеть прежде всего в том, что чудо совершается не ради внешнего эффекта, но остается двусмысленным для не принадлежащих к кругу Иисуса. далее, для Иисуса типично то, что в центре стоит личная поддержка больного, личный акт встречи, который должен пробуждать веру: больной должен воздать справедливость Богу Израиля. Эта черта ярко проявляется, например, в истории «кровоточивой жены» (Мк 5:25-34): самое главное не чудо, но то, что наивная женщина ожидает от Иисуса невероятного. За это Иисус дает ей свое уверение: «Вера твоя спасла тебя» (Мк 5:34). такое пробуждение веры — несомненная черта истории, действительно произошедшей с Иисусом.

В отдельных случаях в чудесные истории были переделаны рассказы о событиях, в которых на самом деле не было ничего чудесного. В особенности это относится, по-видимому, к историям насыщения (Мк 6:34-44 и Мк 8:9), где речь шла первоначально только о торжественных трапезах Иисуса, проходивших под знаком Царства Божьего и куда впоследствии был включен из Ветхого Завета (традиция об Илии; ср. 6.2) мотив чудесного умножения хлебов. Рассказ о проклятии смоковницы (Мк 11:20), вероятно, возник из притчи о бесплодной смоковнице (Лк 13:6-9). Но в целом таких переделок историй в рассказы о чудесах было относительно немного.

Юрген Ролофф.

Введение в Новый Завет,

Пер. с нем. (Серия «Современная библеистика» — Bibliotheca Biblica). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011 — viii + 227 с. Издательство: ББИ, Серия: Современная библеистика, ISBN 978-5-89647-246-9; 2011 г.

Газета Протестант.ру   

Добавить комментарий