Библейский взгляд на богослужение.

богослуИ пребывали они постоянно в учении апостолов и в общении, в преломлении хлеба, и в молитвах. Деяния Апостолов 2:42

Михаил Владимирович Шерин (бакалавр богословия, НББС) — старший пресвитер по Красноярскому краю и республике Тыва и пресвитер церкви в г. Красноярске. Также является членом совета попечителей НББС.

Некоторые комментаторы расценивают эти четыре элемента, обозначенные в приведенном стихе, как раннюю литургическую последовательность, подразумевая, что встречи ранних христиан обычно включали в себя наставления, общение (за столом), затем Вечеря Господня и молитвы. Однако, текст из Деяний 2:44-47, похоже, являет собою пример расширенного описания вышеприведенного служения и некоторые из описываемых здесь вещей однозначно происходили в разное время и в разных местах. Лука, предлагая описание служения Апостолов и последователей Христа друг другу в разнообразных контекстах, не только говорит нам о том, что происходило, когда они собирались для того, чтобы иметь совместное общение как церковь. Но это было, прежде всего, кратким описанием жизни их сообщества в целом.

В 4:32-5:16 многие из тех же деталей изложены в другом порядке и в более расширенной форме. Главной целью данного текста является изображение святости христианского общения и демонстрация того, что Бог близок к новому сообществу и с ревностью оберегает его, ибо оно является Его владением. Эти два суммирующих текста в начальных главах книги Деяний Апостолов предполагают, что Лука предлагает своим читателям нечто похожее на «апологию» церкви. В других местах Лука только касается аспектов деятельности верующих, когда они собирались вместе, либо подчеркивает исторические события, для которых собрания верующих служили фоном (см. 13:2; 20:7-11). В 2:42, 46 Лука употребляет сильный глагол проокартероште; для того, чтобы особо выделить деятельность ранних учеников и их посвященность этой деятельности.

Поучению принадлежит центральное место.

Первое, чему они себя посвящали — учение апостолов. Встречи во дворах храма (2:46) происходили, по-видимому, с тою целью, чтобы послушать проповеди апостолов (см. 3:11-26; 5:21), хотя, без сомнения, возможности для этого предоставлялись и по домам. Мы можем предположить, что самые первые обращенные нуждались в наставлениях в вере, но также и в том, чтобы быть участником публичной проповеди Евангелия своим братьям по крови как акт свидетельства тому, что оно истинно. Учение апостолов продолжало быть центром церковной жизни в более поздних языческих контекстах (см. 11:25-26; 18:11; 19:9-10; 20:7-12, 20-21, 28-32; 28:30-31).

Апостольское учение было авторитетным по причине того, что это было учение Самого Господа, переданное через апостолов в силе Святого Духа (см 1 Кор 11:2). Вероятно, в основе Апостольского учения были истории, связанные с земной деятельностью Иисуса Христа, а также проповедь о его смерти, воскресении и скором Втором Пришествии. Вот что пишет по этому поводу Брюс Мецгер:

Наряду с иудейскими писаниями для древнейших христианских общин существовал и другой авторитет — слова Самого Иисуса, передаваемые изустно.

В ранней Церкви слова Иисуса заучивали наизусть, их бережно сохраняли и цитировали. Позже были составлены письменные повествования, где собраны не только запомнившиеся Его высказывания, но и воспоминания о Его делах — милосердии и исцелениях. Часть этих документов и легла в основу известных нам Евангелий. О них-то и говорится в прологе к третьему Евангелию (Лк 1:1-4). Параллельно с наставлениями самого Иисуса имели хождение апостольские толкования Его деяний и личности, раскрывающие верующим, что значат они для их жизни.

Для более поздних поколений верующих учение Апостолов стало доступно благодаря появившемуся канону Нового Завета, который со временем приобретал свою «полнокровность», до тех пор, пока не был полностью сформирован.

Выражение христианского общения.

Они всегда пребывали. в общении (тр Koivrnvia).

Термин Koivfflvia   (от KOIVO^ — общий, принадлежащий всем) свидетельствует об общей жизни в церкви.

В греческом языке слова, содержащие Koiv-, обычно означают «разделять нечто в чем-то», что выходит за рамки простого общения, либо «давать кому-то часть в чем-то». Подобная терминология употребляется в ряде контекстов Нового Завета для описания объединенного участия верующих во Христе (1 Кор. 1:9) или в Святом Духе (2 Кор. 13:14). Общее участие во Христе обязательно ведет к взаимному общению среди членов христианского сообщества (1 Ин. 1:3). Koivravia также выражает то, чем мы все вместе делимся друг с другом, что мы отдаём таким же образом, как получаем. Это же слово Павел употребляет для обозначения тех сборов (даров, пожертвований), которые он организовал среди греческих Церквей (2 Кор 8:4; 9:13). Любопытно, что греческое слово KoivraviKO^ (производное так же от Koivo^) имеет значение «щедрость». Ведь, говоря об общении, Лука далее будет говорить не о часах проведённых вместе «за чашечкой чая», а том, как первые христиане делились своей собственностью друг с другом.

Совершенно очевидно, что говоря об общении, автор говорит о практическом выражении новых отношений между верующими первой Церкви. Они старались заботиться о каждом, не только о нуждающемся брате или сестре, принадлежащих их общине, но и о бедных мира сего, по мере возможности. Вот что написано по этому поводу в Дидахе (4:8):

Не отворачивайся от нуждающегося, но во всём имей общение (Koivrnvia) со своим братом, и не говори о чем-либо, что это твоя собственность: потому что если вы имеете общение в бессмертном, то не тем более ли должны его иметь в смертных вещах?

Таким образом, ранняя Церковь заботилась не только о духовных нуждах людей, но и о восполнении нужд ближних своих, осуществляя полноценную койнонию.

Поэтому, наилучшим будет дать слову койнония в 2:42 наиболее широкий смысл, включив в спектр его значений «пожертвование, помощь, общую дружбу и единство, характеризующие их сообщество».

Совместные трапезы.

Преломление хлеба (т^ K^aoei той артои) в Деян. 2:42 с наибольшей очевидностью относится к общим трапезам, которые ранние ученики устраивали по домам (ст. 46). Они встречались «по домам» (кат’ OIKOV) и делали это «каждый день» (ка0’ ‘лдерау), возможно, исходя из конкретных физических потребностей многих людей в своей общине. Некоторые комментаторы утверждают, что выражение, примененное в ст. 42, является техническим термином для Вечери Господней. Однако «преломление хлеба» в других контекстах с точки зрения иудейского обычая начала трапезы с разламывания хлеба и раздачи его всем присутствующим является описанием обычной трапезы (Лк. 24:30, 35; Деян.27:35). «Преломлять хлеб» означало есть вместе. Употребление этой фразы в качестве названия для Вечери Господней мы встречаем не ранее второго столетия нашей эры. Лука, упоминая в Деян. 2:46 о преломлении хлеба по домам, сразу же продолжает, что они в буквальном смысле «принимали пищу в веселии и простоте сердца». Язык выражения подразумевает, что пища была вкушаема для поддержания физического здоровья. На каком же основании это выражение приобретает иной смысл в стихе 42?

Молитва и прославление.

Использование артикля и множественного числа в выражении «в молитвах» (тай; npoceuxai;, 2:42) предполагает, что речь идёт о конкретных молитвах, а не о молитве в общем смысле. Исходя из контекста, данное обстоятельство, вероятней всего, указывает на постоянное участие христиан в храмовых молитвах, приуроченных к определённому времени. (3:1, 2:46  ). В православном и католическом литургическом богословии существует идея «богослужения времени». Говоря об этой идеи о. Александр Шмеман пишет:

Схематически её можно резюмировать так: христианское богослужение по своей структуре восходит к богослужению иудейскому, а еврейское богослужение можно охарактеризовать как богослужение времени; оно построено соответственно с циклами суточным, седьмичным и годовым.

Насколько оправданна такая трактовка раннехристианского опыта, заключившего большую часть христианского мира в некую всеобъемлющую временную рамку церковной литургии? На протяжении истории Церкви этот вопрос периодически поднимали представители различных богословских школ. Менее всего этот вопрос изучен в протестантском литургическом богословии.

Рамки данного исследования не позволяют во всей полноте рассмотреть историю возникновения, а также обоснование этой практики. Стоит отметить, что среди изучающих историю возникновения и развития литургии нет единого понимания этого вопроса, хотя существует выработанная Церковная традиция, которая и устанавливает практику для «литургии часов» как обязательную, что в первую очередь относится к Православной Церкви.

Выводы.

Можно утверждать, что фундаментальной причиной, по которой мы как христиане собираемся вместе, является необходимость практического выражения нашего общения со Христом. Это может происходить, когда мы вместе молимся, поем или исповедуем свою веру, или — в форме предложения и принятия различного рода служений в рамках нашей общины. Рассматриваемый отрывок книги Деяния Апостолов, однако, предполагает, что истинное христианское общение должно быть выражено также и другими способами и в других контекстах. Не удивительно поэтому, что авторы Нового Завета пишут, что щедрость и жертвование собой для блага ближних есть выражение истинных отношений с Богом во Христе (Ев. 13:16; Иак. 1:27; 1 Ин. 3:17-18). В обязанности вменяется делать добро всем людям, но в особенности «своим по вере» (Гал. 6:10).

Участие в материальных нуждах на собраниях посредством регулярных воскресных «сборов» вряд ли удовлетворит потребности! Деньги могут быть определены на поддержку служителей, различных церковных служений, но чрез этот процесс участвующие не обязательно могут научиться различать практические нужды своих ближних в общине. Для выражения определенной формы истинной общины, приличной для конкретной группы, необходимы поучения по этим важным библейским темам вместе с конкретными наставлениями для того, чтобы подвигнуть верующих заботиться друг о друге в ситуациях ежедневной жизни.

Конкретное выражение такого поклонения совершается, когда христиане собираются вместе, чтобы послужить друг другу словом или делом, молитвой, и выразить вслух хвалу Богу в поучениях или песнопениях. Но пусть это поклонение не будет в нашем мышлении ограничиваться только вышеперечисленными делами.

Самое главное, первые христиане собирались вместе, чтобы выразить свое отношение к Господу и связанные с этими отношениями обязанности.

М. В. Шерин.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*