Духовные качества проповедника как служителя.

пропКайдалов Е. В.,

Здесь мы рассмотрим духовный облик проповедника, оставляя в стороне требования, являющиеся общими для всех христиан, выдвинутые в в 1Тим 3; Титу 1:5-9, 1 Пет 5:2-3; Деян 6:3.

1 Проповедник и Дух Божий.

Проповедник является «рупором Божиим» на земле, иначе в его нелегком служении не было бы никакой необходимости. Он призван к тому, чтобы возвещать не свои слова, а чистое Слово Божие, в то же время он не просто читает Слово – делать это могут и все остальные люди, но он разъясняет его; в его обязанности входит применить Слово Божие к текущей ситуации, донести до людей, которые не пожелали бы или не смогли бы самостоятельно прочесть и понять его. А для этого проповедник нуждается в благословении и руководстве Божьем в своем служении.

Апостол Павел утверждает, что Слово Божье понятно не всем, например, неверующие иудеи — «когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор 3:15-16). Последующие стихи указывают на то, что понимание текста напрямую связано с личным обращением ко Христу и действием Духа Святого. Об этом же говорит текст 1Кор 2:14-15.

«Мы возносимся из унылой сферы ума и материи в небесное лучезарное сияние духовного мира; и как духовные люди мы различаем духовные вещи, мы чувствуем силы, господствующие в духовной области, и знаем, что Святой Дух есть, существует, потому что чувствуем Его воздействие на наши души. Если бы это было не так, то не имели бы мы права быть служителями Церкви Христовой» — Говорил своим студентам Сперджен.42 «Для нас, как служителей Божиих, самым важным является Дух Святой. Без Него служение — это одно название. Мы не имеем права претендовать на священство выше того, которое принадлежит всем чадам Божиим; но мы являемся преемниками тех, кто в древние времена был вдохновлен Богом возвещать Его слово, обличать грех и делать Его дело. Если не почиет на нас дух великих пророков, то мантия, которую мы носим, это только грубая одежда обманщиков. Мы должны быть изгнаны из общества честных людей за то, что посмели говорить от имени Господа, если Дух Божий не почиет на нас». При этом, Сперджен предостерегает и от излишнего мистицизма, когда водительство Духа видится как некое помрачение или отключение разума: «Мы, — говорит он — честные учителя таких вещей, которые мы познали, потому что смогли понять их».

Действие Духа Святого важно не только в проповеднике, но и в слушателях во время проповеди: «Нам нужна помощь Духа Святого, чтобы добиться эффекта от Евангелия, и на это должны быть направлены все наши усилия. Мы стоим на кафедре не для того, чтобы показать наше умение обращаться с духовным мечом, а чтобы вести действенную борьбу. Нашей целью является пронзать сердца людей мечом Духа Святого» «Обратить душу к Богу без Духа Святого! Ведь вы не можете сотворить даже мухи, а тем более нового сердца или праведного духа. Вести чад Божиих к праведной жизни без Духа Святого! Стараясь возвысить их духовно своим собственным методом, вы дадите им только физическое утешение. Нам никогда не достичь нашей цели, если не будем мы полагаться на Духа Святого».

В связи со сказанным, особую важность обретают личные взаимоотношения проповедника с Богом, его личный духовный опыт. Ведь если задача проповедника – не занять драгоценное время богослужения каким-то рассказом, а поделиться тем, что желает открыть народу Своему Господь, проповедник должен быть чутким к голосу Божьему, пребывая в молитве и Писании, живя праведной жизнью, да и передать наставление проповедник сможет лишь тогда, когда сам ему следует. Он проповедует не только словами – община внимательно наблюдает за тем, как проповедник живет в семье, как воспитывает детей, как борется с трудностями, как во всяких житейских обстоятельствах проявляет свою веру.

  1. Проповедник и Священное Писание

То, что проповедник должен объяснять Писание кажется не вызывающим сомнений. Однако, действительность преподносит множество проповедей, являющихся плодом фантазии проповедника, или его осведомленности в светских науках, а не плодом молитвенных размышлений над Словом Божиим. Так что этот момент приходится отметить как первостепенный. Апостол Павел заповедует Тимофею «проповедовать слово» (2 Тим 4:2), что в данном контексте относится к Писанию. Мы рассмотрим отношение проповедника к Писанию – он должен знать, понимать и любить Писание.

2.1 Проповедник должен знать Писание

Незнание Писания рождает ереси или неспособность противостоять им – духовное бессилие. Христос сказал саддукеям: «заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф 22:29). Незнание Писания, нетвердость в нем может привести к ереси.

Церковь, слушающая проповедника должна быть уверена в его компетентности. Библия — это первая наука, в которой проповедник должен показать себя специалистом высшего уровня. Ошибкой было бы полагать, что главная цель проповеднического служения — передать людям знание Библии — проповедник должен учить знанию Бога, но для такого обучения Библия — основной инструмент, и проповедник обязан мастерски владеть этим инструментом. В этом случае, подготавливаясь к проповеди, он может использовать не только хорошо знакомые сюжеты и высказывания, но и сильные, эмоциональные высказывания больших и малых пророков, сюжеты ветхозаветных исторических книг. Произнося проповедь, по вдохновению, он может отвлечься от конспекта и прочитать уместное высказывание, пришедшее ему на память. Знание Библии незаменимо в душепопечительском служении, проведении библейских уроков и беседах ответов на вопросы.

«Обращайтесь к Закону и откровению. Если они говорят не как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20). Многократно было замечено, что только библейская цитата авторитетна и имеет подлинный вес, силу, слова Библии могут менять душу, поведение людей. Поэтому в проповеди и душепопечительской беседе помимо истолкований библейских текстов и учений необходимо прямое цитирование Библии.

2.2 Проповедник должен понимать Писание

Может вызвать удивление, что знания Библии недостаточно, а необходимо ее понимание. Может ли быть знание без понимания? К сожалению, применительно к Библии -бывает. Возможно выучивать наизусть тексты отдельных книг и всей Библии, но этого недостаточно без понимания значения этих текстов и умения применять их в жизни. Многие заблуждения и ереси связаны не с незнанием текста, а с неправильной его трактовкой. Мнение евангельских христиан-баптистов таково, что учения о дето-крещении, об иных языках, о соблюдении субботы и других церемониальных заповедей Ветхого Завета новозаветными верующими являются следствием неправильного толкования, неправильного понимания Библии. Если проповедник стремится передать слушателям только лишь знание Библии, то его служение будет иметь только временные результаты, потому что библейские сведения забываются как и любая другая информация, но если он научит слушателей самостоятельной работе с Библией, то есть привьет им навыки понимания ее, то тогда окажет им услугу, простирающуюся в вечность.

Оппоненты Христа — фарисеи и книжники были экспертами по части знания Писаний, но не могли понимать многое из того, что говорил Христос и увидеть взаимосвязи между Его словами и текстом Ветхого Завета. Павел говорит о покрывале, которое лежит на сердцах иудеев, отчего они не способны понять знакомые им библейские тексты (2Кор 3:15). Снимается это покрывало, незнание, при обращении ко Христу (2Кор 3:16). Христос открыл ум к уразумению Писаний Своим ученикам (Лк 24:45). Павел заявляет, что для познания Бога недостаточно учености и мирской мудрости. Многие верующие не имеют того и другого (1 Кор 1:17-27, 2:8), но подлинная мудрость дается им Духом Святым (1Кор 2:10,12).

Проповедник должен увидеть Библию как единую книгу с взаимосвязью отдельных сюжетов, для того, чтобы лучше понять Божий характер и Его план для человечества и отдельного человека. Конечно, понимание — лишь только грань подлинного знания, которое должно уже включать в себя понимание, но мы вынуждены выделить эту грань и говорить о знании и понимании отдельно, чтобы показать, каким должно быть владение Библией проповедником. Итак, проповедник должен не только знать текст Библии, но и понимать его для того чтобы правильно использовать его в проповеди, тогда он будет нести верное, одухотворенное, живое учение.

2.3 Проповедник должен любить Писание

Казалось бы, требование любить Писание напрямую не относится к «профессиональной деятельности» проповедника. Но его служение — служение словом эффективно не тогда, когда он передает большие объемы информации, а тогда, когда хотя бы малые объемы информации усваиваются слушателями и изменяют их жизнь. Слово проповедника пронизано его эмоциями. Если Библия для него — только закон, инструкция, то для его слушателей Библия не станет даже этим. Если же проповедник может сказать с псалмопевцем: «Как люблю я Закон Твой! Весь день размышляю о нем» (Пс118:97), «Уставы Твои были песнями на месте странствований моих» (Пс 118:54), если только он любит это Слово, то может убедить людей, чтобы они самостоятельно читали его и, может быть, тоже полюбили.

Но полюбить Писание проповедник может в том случае, если он понимает его, если правильно толкует, видит его единство вокруг главной Личности — Иисуса Христа, и искупления, если разум его освящается Духом Святым. Полюбить можно лишь книгу, находящую живой отклик в сердце. Библия — это Книга Действия, и полюбить Библию можно увидев ее действие в своей жизни, в своей ситуации. Также проповеднику необходимо постоянное пребывание в Слове Божием. Без этого любовь угасает.

Каждая тема, которую проповедник собирается затронуть с кафедры должна стать его любимой темой, должна стать жизненно важной и захватывающей для него самого, тогда на проповеди она станет такой и для слушателей.

Кайдалов Е. В.,

«Роль проповедника в современной церкви».

Газета Протестант.ру     


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*