Молодость древнего послания.

колос2Послание к Колоссянам – послание современникам.

Автор и дата написания

Это послание было написано апостолом Павлом. Павел в этом послании назван по имени дважды (1:1; 4:18). Исследователи Нового Завет в общем пришли к согласию, что именно Павел был автором Послания к Колоссянам. Датой написания считается период между 61 и 63 годами от Р.Х. Оно было написано, когда Павел находился в темнице (4:18). По причине того, что Павел находился в тюрьме, это письмо, вместе с посланиями к Ефесянам, Филиппинцам и Филимону, которые были написаны в тот же период, классифицируется как «послание из заключения».

Повод для написания

По мере прочтения этого послания, становится очевидным, что Павел имел для этого три основания. Во-первых, Епафрас прибыл навестить Павла и привез ему весть о евангельской вере, любви и надежде братьев (1:4). Эта весть побудила Павла написать христианам, которых он никогда не видел, и похвалить их за веру и твердость (срав. 2:15). Не нужно иметь богатое воображение, чтобы понять, насколько большой была радость Павла, когда он получил добрые вести о благосостоянии церкви в Колоссах. Во-вторых, Павел прослышал, возможно, через Епафраса, о нависшей опасности, которая угрожала отвратить верующих в Колоссах от их преданности Богу. Он писал, чтобы оказать противодействие влиянию этой опасности. Как представляется, это были главные причины написания (2:5,8). Возможно, была и третья причина. Могла существовать необходимость того, чтобы Павел сообщил братьям в Колоссах о прибытии Епафраса и его намерении провести какое-то время с Павлом в Риме (4:12,13; Флм. 1:23).

Основание церкви в Колоссах

Создание церкви Господней в Колоссах не описано в Новом Завете. Были предложены две известные возможности, которые могли бы прояснить молчание Писания по этому поводу. Некоторые предполагают, что церковь была установлена там во время трехлетнего труда Павла в Ефесе. Библия говорит нам, что к тому времени вся Асия услышала проповедь евангелия (Деян. 19:10). То, что Павел не являлся основателем церкви в Колоссах, представляется очевидным из слов в 2:1. Если Павел не основывал эту церковь, она, вероятно, была создана людьми, которые работали с ним рука об руку. В этой группе мы видим две возможности — Епафрас и Филимон. Возможно, что эти двое мужчин были обращены Павлом в Ефесе, а затем вернулись в свой родной город и основали там церковь. То, что эти два человека были влиятельными фигурами в жизни церкви в Колоссах, вполне допустимо (Кол. 1:7; Флм. 1:1,2). Другая возможность заключается в том, что присутствовавшие в Иерусалиме на первой евангельской проповеди принесли эту весть домой. Среди них были жители Асии (Деян. 2:9). Как известно, в Колоссах проживало значительное количество иудеев, и поэтому можно уверенно предположить, что некоторые из них могли присутствовать во время событий, описанных в Книге Деяний, вторая глава.

Вне зависимости от того, как церковь была основана в Колоссах, для нас ключевым фактом является то, что она была основана. Братья и сестры возрастали в вере, любви и надежде, которые последовали за повиновением. Но когда Павел писал им, в общине присутствовало заблуждение. Ошибочные взгляды медленно проникали в общину, и в случае непринятия мер они стали бы причиной тяжких последствий для тамошних братьев. По сути, жизни церкви угрожала опасность.

Основные взгляды жителей Колосс

Жители этой местности были известны своим желанием принимать любое новое религиозное учение. Услышав какую-то новую идею, они попросту выбирали, что им больше нравится, а от остального отказывались за ненадобностью. Они добавляли то, что им нравилось, к уже существовавшим религиозным обычаям. Они жили по принципу «возьми, отрежь, что нужно, и оставь». В качестве примера того, насколько широко это было распространено, история сохранила рассказ об одной иудеянке, которая была почтенной правительницей синагоги и жрицей имперского языческого культа одновременно! Эти люди были очень сведущими в смешении иудейских, языческих и христианских представлений и изобретении собственной, уникальной системы религии.

Другая распространенная идея в Колоссах состояла в том, что небесные тела (солнце, луна, звезды и т.п.) влияют на жизнь человека на земле. Они искренне верили в то, что звезды управляют человеком. К этому присоединялась общая вера в то, что следует поклоняться ангелам по причине влияния, которое они способны оказать на Бога. Людям казалось, что ангелы могли ходатайствовать за человека и давать более обильные благословения.

В добавление к этим двум пунктам, там существовала философия, которая делала упор на разум как на способ достижения «совершенства». Там преподавалось, будто человек может достичь совершенства, или состояния гармонии с Богом, через свой разум. Такие люди учили, что человек может подняться над ограничениями этого мира и насладиться жизнью богов, ЕСЛИ он сможет обрести совершенное знание.

Таким образом, эти три представления [смешение религиозных идей, предрассудки и вера в собственный разум] слились воедино и произвели философию, которая угрожала существованию церкви Господней в Колоссах. Когда мы осознаем это, мы сможем лучше понять, почему Павел обращает особое внимание своих читателей на следующее: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:14). Члены церкви в Колоссах должны были прийти к пониманию того, что найти «совершенство» можно только «во Христе».

Подробности ереси в Колоссах.

Из письма к колоссянам мы можем различить несколько существенных моментов, которые представляют собой серьезную опасность.

Она предвосхитила ересь гностицизма, возникшую во втором столетии. Хотя это заблуждение полностью проявилось только во втором веке, его зарождение просматривается уже в первом столетии. Это философское течение опиралось на «знание» (с греческого GNOSIS — «знание») как способ достижения совершенства. Гностики учили тому, что вся материя порочна и что только дух добр. Они отрицали, что Бог сотворил вселенную и что Иисус пришел во плоти. [Внимательно прочтите Кол. 1:16-22, где содержится недвусмысленное возражение Павла этим двум точкам зрения]. Результатом такой философии было одно из двух: (а) жизнь, полностью преданная греху. Они полагали, что так как плоть порочна, то все, совершенное нашими физическими телами, может быть признано греховным; (б) жизнь, посвященная суровому обращению с телом. Они полагали, что так как плоть порочна, то она должна подвергаться постоянному наказанию. Философия гностиков была опасной по ряду причин, но самой страшной угрозой для христиан в Колоссах, возможно, было обещание духовного единения с Богом, ЕСЛИ они обретут совершенное знание. Таким образом, они могли воссоединиться с Богом какими-то другими путями, но не через Иисуса Христа!

Она включала законничество иудаизма. Придавалось особое значение соблюдению дней и праздников, религиозных ограничений и обрядов, которые были наложены Законом (2:8-11,16,17).

Она включала мистицизм. Это предусматривало, что только имеющие истинное «знание» могли принимать видения и откровения (2:18). Это включало поклонение ангелам и небесным звездам (1:16; 2:10,15,18).

Она принизила Христа, утверждая, что Он был богом, НО было и нечто другое, так же необходимое для спасения. Они были готовы предоставить Христу место в религии, но не желали, чтобы это было местом превосходства (1:1-8; 2:9).

Какую пользу может принести современному человеку Послание к Колоссянам?

Мы без труда видим значение того, что Павел писал братьям в Колоссах, чтобы наставить их о трагедии, которая надвигалась на них. Но как все это применимо к нам, живущим в нынешнем веке? Сохранило ли сегодня свое значение это послание, написанное древнему городу и посвященное древней ереси?

Одна из характерных черт богодухновенности состоит в ее неувядаемой молодости. Это наглядно представлено в Послании к Колоссянам. Слова из этого послания, хоть они и были написаны людям, жившим многие столетия назад, для нас также необходимы, как это было тогда. Уместность этих богодухновенных наставлений проявляется по мере того, как мы рассматриваем четыре вызова, брошенных Христу в Колоссах, и богодухновенный ответ на каждый из них.

Наши братья столкнулись с опасностью гностицизма. Эти философские взгляды могли привести к ужасным последствиям, если бы за ними последовали. Та же опасность преследует верующих сегодня. ФИЛОСОФИЯ постоянно бросает нам вызов. Окружающий нас мир постоянно похваляется разными теориями и философиями, которые размывают основополагающие евангельские истины. Если мы поддадимся этому вызову со стороны философии, мы уподобимся колоссянам, обманутым философией!

Наши братья столкнулись с опасностью иудаизма. Среди них оказались люди, которые стремились навязать другим строгие требования, манеру одеваться и образ питания. Сегодня верующие сталкиваются с подобной опасностью в виде ЗАКОННИЧЕСТВА. Все еще есть люди, которые отвергают дар благодати Божьей, и вместо того чтобы быть свободными по милости Божьей, они побуждают других порабощать себя какой-либо системе или человеку.

Наши братья столкнулись с опасностью мистицизма. Им говорили, что субъективная [эмоциональная] основа является единственным авторитетом в области религии. Сегодня мы встречаемся с людьми, которые полагаются на МИСТИЦИЗМ в решении религиозных вопросов. Нам говорят, будто видения до сих пор возможны и Бог использует их, чтобы руководить нами. Нам говорят следовать за звездами, и среди нас много таких, которые читают свои гороскопы перед тем, как принять какое-то решение относительно этой жизни!

Наши братья столкнулись с вызовом этого мира. Им говорили искать мудрость этого мира, чтобы обрести совершенство. Нам также чинит препятствия вечно существующая угроза пасть жертвами соблазнов МИРА и доверять миру, а не Богу, в решении жизненно важных вопросов.

Эти четыре опасности — философия, законничество, чрезмерная эмоциональность и материализм — по-прежнему поражают верующих в наш нынешний век. Возможно, они не ходят вокруг нас в одеяниях первого века, но они все еще с нами! Если мы не будем проявлять осторожность, мы станем жертвами их порочных замыслов. Именно в этом проявляется исключительная уместность Послания к Колоссянам. Кажется, что Павел предвидел наши нужды и пишет так, как будто он видит испытания и проблемы, с которыми сталкиваются в своей жизни верующие сегодня. Послание к Колоссянам полезно, потому что оно дает ответы на вызовы, которые бросает нам эта жизнь!

Несколько лет назад два приятных молодых человека позвонили в мою дверь. Они представились «старейшинами», изъявив желание изучать со мной Библию. Я пригласил их войти, и когда мы присели для занятия по Библии, они сказали мне, что у них есть нечто в добавление к Библии. Они утверждали, что это добавление сделает Библию «еще более совершенной». Они рассказали мне о «современном пророке», который жил в девятнадцатом веке и принял пророчество от некоего ангела. Они сказали мне, что я мог быть «спасенным», следуя Библии, но, если я хотел «превознестись», я должен был последовать за «пророком последних дней». Эти два человека были искренни и честны в своих убеждениях, однако они не смогли и не сумели понять главную мысль Послания к Колоссянам — НАМ НЕ НУЖНО НИЧЕГО ДРУГОГО, КРОМЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО ДАНО ИИСУСОМ ХРИСТОМ!

По мере того, как будут разворачиваться наши уроки, мы увидим, как превосходство Иисуса Христа затрагивает все аспекты нашей жизни. Мы увидим, как Превосходство Спасителя дает ответы на трудности, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому, ЕСЛИ Христос может это сделать, то нам не нужно, чтобы какой-бы то ни было пророк «последних дней» учил нас чему-либо. Мы не нуждаемся в том, чтобы рассуждать о мистицизме каких-то восточных религий. Мы не нуждаемся в том, чтобы кто-то считывал «показания» звезд относительно событий в нашей жизни. Нам не нужно жить в замкнутой религиозной общине, чтобы обрести мир, удовлетворение и радость в этой жизни. У верующего есть Христос, и Он — все, что нам нужно!

Дж.Л. Кахельман мл.

Изучение Послания к Колоссянам. (John L. Kachelman Jr., 1985), Превосходство Спасителя!  Учебно-методическое пособие: ООО «Триада С», Перевод с англ. Киров: 1999.  320с. ISBN 5852711209.

Добавить комментарий