Проповедь в Богуслужении.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКайдалов Е. В.

Богословская часть учения о проповеди

Что такое – проповедь. Интересно, что и многие книги по гомилетике не содержат подобного определения. Отсутствует статья о проповеди и в энциклопедии Александра Меня, а статья «Проповедь, возвещение, провозглашение» в Евангельском словаре Библейского богословия приводит только употребления слов, обозначающих проповедь, не давая определения. Возможно, авторы считают слово «проповедь» общеупотребительным, и значение его понятным, однако большинство авторов вынуждается концентрировать внимание на вопросах «Чем проповедь не является?», или «Чего не должно присутствовать в евангельской проповеди?» Мы считаем, что положительное определение также может внеcти ясность в эти вопросы.

Определение проповеди.

Согласно определению Большой Советской Энциклопедии, проповедь – это «дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований».

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет проповедь как «наставление, преподаваемое в храме за литургией с целью поучения».

Эти светские издания верно указывают на две стороны проповеди – внешнюю – проповедь   как   эмоционально   окрашенное   ораторское   произведение   с   этическими требованиями, и прикладную – проповедь, как часть богослужения, и цель ее – наставление.

Согласно статье в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля проповедь – это «поучение, речь, духовное слово, наставление священника пастве, в церкви, либо народно, в ином месте». В этой же статье говорится о проповеднике как о народном возвестителе, провозвестнике; провозглашателе и поучителе; учителе Слова Божия, наставнике веры, по званию или по призванию, или же просто, проповедник – некто «говорящий проповеди».

Помимо литературных достоинств это определение весьма точно отражает разные грани проповеднического служения: оно связано с трудом в народе, этот труд, включающий возвещение, провозвещение, провозглашение – несомненно, труд, который должен включать сильную эмоциональную нагрузку – великое желание к преображению народа на основе Слова Божия, слово «провозвещение» обозначает здесь, по-видимому, что проповедник предупреждает о Божием возмездии за грехи и о грядущем Царстве, так как это слово ориентировано на будущее. Но проповедник может оказаться и просто «говорящим (или, как еще у нас называют — «читающим») проповеди», проповедником лишь «по званию».

И.С. Проханов определяет проповедь в двух значениях – идеальном («высшем») и конкретном: «В высшем значении слова проповедь есть Слово Божие, передаваемое устами человека. В ближайшем значении слова проповедь есть сама в себе законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своею целью: 1) призыв неверующих грешников к вере и покаянию; 2) назидание или утверждение верующих в вере и добродетели; и 3) разъяснение учения Христа».

Проханов также указывает, что в раннехристианской проповеди различалась «гомилия» — пояснение при чтении какого-либо текста Священного Писания, и «логос» -собственно, проповедь.

Так мы увидели различные определения понятия «проповедь». Различные не потому, что какое-то одно верно, а все остальные нет, но различные потому, что многогранно само это явление. Разные грани проповеди становятся определяющими в различные моменты, для разных слушателей. Одна проповедь должна быть пламенной речью, другая — задушевной беседой, в каком-то случае слушатели нуждаются в чем-то подобном лекции, а другие нуждаются в том, чтобы услышать захватывающую историю из личной жизни проповедующего, его переживания — его свидетельство. Проповеди произносятся в храмах, проповедниками одетыми в богослужебное облачение, в собраниях и на улицах, на лесных полянах — в христианских лагерях, и в квартирах верующих. Проповеди могут быть очень разными в зависимости от обстоятельств, подготовки слушателей, в зависимости от того — кто проповедует.

В Новом Завете понятие «проповедь» обозначается различными словами, которые помогут нам увидеть различные грани, или применения этого служения.

Проповедь в современном Православии.

Проповедь в Православии не является неотъемлемой частью богослужения. Роль проповеди по научению прихожан выполняют литургия и иконы, хотя заменить в этом деле проповедь, на наш взгляд, невозможно.

Православный священник Александр Борисов в книге «Побелевшие нивы» говорит о закономерности, которую подмечал не только он – что привлекаются к церкви богослужением а не проповедями из молодых людей преимущественно те, кто имеет психическое отклонение. «По-видимому, психологический склад, являющийся нормой для пожилой малообразованной женщины, патологичен для молодого человека».23 На с. 67 своей книги Борисов замечает, что слишком часто богослужение самими служителями сравнивается с театральным спектаклем.

Впрочем, в Православии были и имеются проповедники, произносящие проповеди с большой силой, такие проповедники не остаются незамеченными, вокруг них образуется община, часто они подвергаются критике – так происходит сейчас с проповедниками церкви Косьмы и Домиана в Москве. Необходимо только заметить, что даже там, где служители в Православии понимают важность проповеди Слова Божия для духовного роста верующих и жизни церкви, православным проповедям не достает той сосредоточенности на Христе и благодати, как в протестантских церквях.

Проповедники в церквях ЕХБ.

Проповедь в церквях Евангельских христиан-баптистов занимает центральное место в богослужении. Вокруг темы проповеди часто вращаются остальные служения – подбираются соответствующие гимны, декламации, впрочем, это не является обязательным для многих церквей. Долгое время «профессионализм» был самым необязательным из требований, предъявлявшихся к проповеднику, да и действительно, обучение в баптистских церквях позволяет рядовым членам церкви достаточно быстро научиться самостоятельно читать Библию, ориентироваться в вопросах вероучения и христианской жизни. Для служения в современных церквях все более предпочтительным является духовное и светское образование.

Проповеди в баптистских церквях христоцентричны и носят призывный характер, они основываются на Библии. В последующих разделах мы также будем говорить о проповеди и проповедниках в церквях ЕХБ.

Кайдалов Е. В.,

«Роль проповедника в современной церкви».

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*