Россия заморозит экономические связи с Турцией.

туДМИТРИЙ АСТАХОВ/ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ/ТАСС

Инцидент в сирийском небе резко развернул вектор развития отношений между Россией и Турцией, затронув целые сектора экономик обеих стран. Озвученные правительством «специальные меры» против южного соседа коснутся практически всех сфер торгово-экономического сотрудничества и существенно повлияют на структуру отраслей и рынков как Турции, так и самой России. Уже озвучены меры по сворачиванию крупных инвестиционных проектов, в том числе таких стратегически значимых как проект «Турецкий поток» и строительство АЭС. Также будут остановлены турпоток, авиаперевозки и поставки продуктов питания.

«Я хочу сказать об экономических мерах… Правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах», — сказал Медведев, открывая сегодня заседание правительства. Решение в отношении Турции принимается на основании норм закона о специальных экономических мерах и не будет противоречить нормам Всемирной торговой организации. Правила ВТО позволяют вводить все ограничительные меры в торговле товарами и услугами, в инвестициях в случае угрозы для национальной безопасности. Премьер поручил правительству представить свои предложения по ответным мерам Турции в кратчайшие сроки — в течение двух дней. Все меры будут сведены в указе президента, а затем в соответствующем постановлении правительства. Структурно их можно свести к нескольким экономически сферам.

Торгово-инвестиционный оборот

Во-первых, Медведев предложил свернуть переговоры РФ и Турции по готовящемуся 6 лет соглашению о преференциях в инвестициях, в результате действия которого предполагалось к 2020 году увеличить торговый оборот между странами более чем в 3 раза (до 100 млрд долларов) и вывести Турцию на первое место в списке торговых партнеров нашей страны и второе место в списке стран-иностранных инвесторов.

Теперь же ожидается обратный процесс, причем гораздо более стремительный: по оценкам экономистов, если все озвученные «специальные меры» будут реализованы, объем торговли сократится как минимум в 3 раза – до менее 10 млрд долларов. Фактически из крупных сфер взаимодействия останутся только энергоносители, которые закупает у РФ Турция (нефть, нефтепродукты, газ и уголь). «Там установлен такой набор мер: это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, и ограничения по внешнеторговым сделкам, и изменения по пошлинам таможенным ввозным и вывозным, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая транзит», — сказал Медведев.

Турция занимает пятое место по экспорту и 13-е по импорту в структуре российской внешней торговли. Основные экспортные товары РФ в Турцию — это газ, нефтепродукты, металлы, пшеница, уголь, нефть. Ключевыми импортными товарами являются овощи и фрукты, одежда и другие товары легкой промышленности.Товарооборот России и Турции в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015 года — $18,1 млрд, из которых $15 млрд — это российский экспорт в Турцию (импорт турецких товаров составил чуть более $3 млрд). А с учетом торговли услугами российско-турецкие показатели еще выше: например, в 2014 году оборот товаров и услуг составил почти $44 млрд.

Продукты питания и туризм

Россия планирует не только отменить все существующие для Турции преференции в рамках заключенных соглашений, но и ввести заградительные таможенные пошлины и даже запрет в отношении товаров из Турецкой республики. Причем, если в случае применения закона «О специальных экономических мерах» — против стран, введших санкции в отношении РФ – были избраны лишь ограниченные товарные группы (продовольственные и сельхозтовары), то сейчас планируется тотальный фактически запрет ввоза товаров из другого государства.

Специалисты по внешней торговле оценивают предстоящее сокращение импорта из Турции как радикальное – с примерно 4 до 0,5 млрд долларов в год. Если анализировать отрасли и рынки в России, которые могут пострадать от сокращения конкурентной среды и где скорее всего будет наблюдаться какая-то инфляция, то это продукты питания и одежда – после интенсивного наращивания за последний год (Турция заняла в итоге первое место в списке стран-заменителей санкционных поставщиков), в структуре продовольственного импорта Турция занимает более 12%, а по определенным позициям (по некоторым группам овощей и фруктов) доля доходит до 25%. Сферы одежды и обуви пострадают в меньшей степени – там доля не столь существенна (в пределах 6-9%), но усиление доминирования Китая на российском рынке вследствие закрытия поставок из Турции все же стоит ожидать.

В туризме будет сложнее всего, поскольку заменить Турцию в летний период будет проблематично. Ведь эта страна лидирует уже 20 лет на российском рынке выездного туризма не из-за какой-то абстрактной цивилизационной совместимости или других предпочтений туристов, а по ценовому признаку – большинство российских граждан могли себе позволить слетать лишь на анатолийское побережье Средиземного моря, остальные направления значительно дороже. Учитывая запрет на Египет, закрытие турецкого направления фактически уничтожит выезд за границу на пляжный отдых как явление в российском обществе. Напомним, что еще в октябре Россия и Турция обсуждали на министерском уровне возможность для российских туристов расплачиваться в рублях за услуги в Турции.

Турецкий бизнес в России

Правительство пошло дальше и решило запретить деятельность турецких компаний на территории РФ. «Речь пойдет о введении ограничений и запретов на деятельность экономических структур Турции на территории России, ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, о выполнении работ и оказании услуг турецкими компаниями и о других ограничительных мерах», — пояснил Медведев.

По оценкам Российско-турецкого инвестиционного фонда, предприятия с турецким капиталом имеют накопленные инвестиции в России в размере более 14 млрд долларов и оперируют оборотом более чем в 2 млрд. Если это случится, то больше всего может пострадать бизнес строительных компаний. Примерно треть всего строительного объема в столице приходится на компании, чьи акционеры являются бизнесменами турецкого происхождения. Самая крупная турецкая строительная компания, работающая в России — Enka. За первые три квартала текущего года чистые продажи Enka в России, Казахстане, Грузии составили $494 млн. Для компании это второй рынок после Турции, продажи в которой в этот же период превысили $2,5 млрд.

Также могут возникнуть проблемы и у пивоваренной компании AnadoluEfes (бренды Efes, «Старый мельник»). На российском рынке эта компания на начало года занимала второе место после Carlsberg с долей рынка 13,6%. По итогам прошлого года выручка АО «Пивоварня “Москва-Эфес”» составила 31 млрд руб., чистый убыток — 7 млрд руб. Впрочем, эксперты считают, что уход нескольких компаний с падающего строительного рынка принесет только пользу отрасли.

Кроме того, ограничения могут затронуть и использование рабочей силы, но на рынке труда выходцы из Турции это капля в море и существенного влияния не способны оказать ни в одной сфере экономики.

Инвестиционные проекты.

Турецким самолетам и кораблям предложено запретить вход в порты и воздушное пространство страны, заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. «Закон дает право на ограничение права использования воздушного пространства и аэропортов. То есть, конечно же, может идти речь об ограничении как регулярных рейсов, так и чартерных», — сообщил Улюкаев. И здесь тоже не видно каких-либо негативных экономических последствий для нас, это решение сделает полеты турецких авиакомпаний менее рентабельными, а судовых операторов столкнет с увеличившимися рисками. А вот крупные инвестиционные проекты, утвержденные на высшем уровне, способны принести существенные убытки нашим компаниям и самому госбюджету.

Проект газопровода «Турецкий поток» и строительство АЭС «Аккую» также подпадают под действие закона о специальных мерах, подтвердил глава Минэкономразвития России. «Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта, и точно так же речь идет о нашем инвестиционном сотрудничестве», — сказал Улюкаев. Акции «Газпрома» и «Аэрофлота» на Московской бирже немедленно отреагировали на слова министра падением. Стоит отметить, что на Турецкий поток и так уже не было надежд – из ключевой энерготранспортной артерии на континенте, который должен был «подсадить» на российскую газовую иглу всю южную Европу, он превратился в региональный маршрут поставок энергоносителей в Турцию.

А вот для Росатома проект строительства атомной станции «Аккую» стоимостью 22 млрд долларов и перспективной прибылью в 57 млрд, является крупнейшим за всю историю атомной госкорпорации. При этом, конечно, выиграют поставки нефти и газа (при вводе в эксплуатацию всех четырех энергоблоков Аккую заменит тепловую генерацию на миллиарды кубометров газа). Но это тактический успех, а в стратегическом плане потеря этого контракта приведет к большим упущенным возможностям отечественной высокотехнологичной отрасли атомной энергетики.

expert.ru

Добавить комментарий