Библейские истоки сотрудничества доверия и партнерства.

партнерстовФилл Батлер,

Бог создал людей для гармоничной жизни, для открытых, здоровых отношений как в семье, так и в обществе. Это Божье намерение отражает Его сущность. Грех Адама и Евы разрушил чистоту, доверие, единство и красоту, которые, согласно Божьему замыслу, должны были развиваться в нас. Грех наших прародителей посеял в наши сердца семена страха, эгоизма и тьмы. Именно поэтому сегодня так часто люди и целые организации не могут наладить между собой отношения. Это происходит не только в светском обществе, но и в церкви. Партнерство в служении бывает результативным и продолжительным только в том случае, если партнеры доверяют друг другу, ценят друг друга и не пытаются подровнять всех под одну гребенку. Именно в таких отношениях, словно в зеркале, отражаются красота, радость, сила и полнота жизни — словом, всё то, что с самого начала даровал нам Господь.

Сотрудничество на заре человечества.

В первых главах Бытия Бог заявляет во всеуслышание о Своих целях для нас с вами. И, несмотря на все разнообразие творения, Бог определил, чтобы в отношениях между людьми царили открытость и мир.

Зрелость и доверие чрезвычайно важные факторы для долгосрочного эффективного партнерства. Давайте рассмотрим, что произошло в первых главах Книги Бытие.

Весь мир — люди и природа — были созданы по Его образу. Все элементы мироздания, естественно и прекрасно сочетавшиеся друг с другом, функционировали в гармонии. В мире царило доверие, свобода, красота, ответственность, радость и бесспорное чувство ценности каждой составляющей творения.

Каждый элемент творения играл важную роль и заслуживал уважения, поскольку был создан Богом и дан в управление Адаму и Еве. Адам и Ева сами по себе были абсолютно уникальны, но, по существу, они дополняли друг друга. Каждый человек мог в полной мере раскрыть свой потенциал и, что называется, «обрести себя» только в общении друг с другом.

После грехопадения, о котором мы читаем в 3 главе Бытия, взаимоотношения были разрушены. Рассмотрим этот процесс на пяти уровнях.

  • Бог и человек, которые прежде встречались, открыто и свободно общались в саду, теперь стали далеки друг от друга. Зная, что злоупотребил доверием Бога, Адам спрятался. Непосредственные взаимоотношения человека с Богом были разрушены. Знаменательные слова «где ты?» (3:9) — подтверждение тому.
  • Адам, который прежде не знал ни чувства страха, ни стыда, теперь признался Господу в том, что знает о своей наготе. Познав добро и зло, Адам утратил чувство непорочности, красоты и ценности. Он взглянул в свое внутреннее «зеркало», и в первый раз не был удовлетворен тем, что он там увидел. От греха пострадало не только все то, что окружало человека, но и его внутренний мир. Слова «голос Твой я услышал в раю, и убоялся» (3:10) говорят нам о многом.
  • Переложив вину за свой собственный грех на Еву, Адам пытался снять с себя ответственность. Точно также и Каин, убоявшись за содеянное, солгал Богу. Взаимоотношения между людьми претерпели кардинальные изменения. Слова «разве я сторож брату моему?» (4:9) и дела, стоявшие за ними, передавались эхом на протяжении всей человеческой истории.
  • Согласно Божьему плану, Адам и Ева не только были наделены практически безграничной свободой и радостью, но и весомой долей ответственности. До грехопадения труд приносил человеку лишь ощущение удовлетворения и радости от возможности творить. Исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» несло в себе радость и не приносило печали. Теперь же — земля стала враждебной человеку, собрать урожай стоит огромных трудов, а женщины рожают детей в муках. Прежний порядок вещей нарушен. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3:19) — такая жизнь, или, лучше сказать, существование, не более чем бледная тень изумительных благословений Эдема.
  • В саду было два древа. Одно древо давало вечную жизнь, другое было источником познания добра и зла. Ослушавшись Бога и вкусив плода со второго древа, человек был лишен доступа к первому. Движимый любовью к людям, Бог изгнал Адама и Еву из сада, предпринимая меры предосторожности для того, чтобы они никогда не вкусили от древа жизни и не жили вечно во тьме3. Вечная жизнь с Богом стала теперь невозможной. «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19), — сказал Бог. Затем он послал ангела с пламенным мечом на границу сада «…чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24).

Результат поведения Адама и Евы был разрушительным для человечества. Стало очевидным, что человеку должно было родиться свыше: «Агнец, закланный от создания мира» (Откровение 13:8).

Сотрудничество сегодня.

Франклин уже посетил более десятка лидеров служений, работающих в его городе. Некоторые из них были пасторами церквей, другие — лидерами специализированных местных служений, работающих с молодежью, со средствами массовой информации, в сфере решения самого широкого спектра проблем их города. Работая в рамках других межцерковных проектов, он лично знал многих из этих лидеров. С некоторыми пасторами он встречался во время совместных молитвенных встреч больше двух лет, и сейчас они уже прониклись осознанием того, что пришло время от молитв перейти к делу. У них появилась мечта явить Божью любовь и силу Христа неверующим, посредством формирования партнерства для решения насущных задач их города.

Правда, никто из них толком не знал, с чего начать. Поэтому Франклина попросили встретиться и поговорить с каждым пастором по отдельности, чтобы перейти от планов к делу.

Сначала он загорелся идеей и ринулся в бой. Но прошел месяц с небольшим и Франклин с удивлением обнаружил, что все не так-то просто. Общение с пасторами и лидерами открыло ему глаза на многие вещи. Часто служители были горды и надменны, каждый старался защитить свою сферу влияния. Дальше — больше. Между некоторыми пасторами существовали давние размолвки, которые препятствовали началу совместного служения.

Короче говоря, ни чувства единства, ни общего видения, ни других основ для партнерства межу пасторами не было. Франклин пожаловался другу: «Я не знаю, что делать. Честно говоря, не вижу никакого прогресса в своей работе. Заниматься организацией совместной работы в таких условиях — значит «заметать сор под ковер». Бог не благословит такое отношение».

В том, что обнаружил Франклин, нет ничего удивительного. С такими проблемами сталкивались все, кто пережил конфликт или раскол — в семьях, в церкви, в мире.

Правила партнерства.

Каждое прочное эффективное партнерство зиждется на фундаменте доверия и гармонии в отношениях:

  • Доверяйте своим партнерам, начиная с руководства (организатора или организационной команды). В конечном счете, доверие должно быть установлено между всеми участниками партнерства.
  • Верьте в успех партнерства. Создавая партнерство и управляя им тем или иным образом, мы демонстрируем окружающим положительный или отрицательный пример, влияние которого имеет далеко идущие последствия.
  • Верьте в цели вашего партнерства и планы по их реализации.

Помните об этих принципах. Как еще связано партнерство с Божьим замыслом?

Иисус говорит о том, что наши отношения с людьми — лучший показатель того, насколько глубоки и правильны наши отношения с Богом. В 10 главе Евангелия от Луки мы читаем о законнике, который искушал Иисуса, вопрошая Его о том, как наследовать жизнь вечную. Иисус парировал его вопрос, поинтересовавшись, что об этом написано в Писании? «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).

Ответ Иисуса был на удивление прост: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Луки 10:28)4.

В трудных и конфликтных ситуациях наш истинный характер проявляется с удивительной достоверностью. Десяток людей, совершенно случайно оказавшихся на целый месяц в одной спасательной шлюпке, или, на неделю попав в заложники к террористам, очень скоро узнают настоящий характер друг друга. Натуру не спрячешь — рано или поздно она себя проявит.

Работая в одиночку в служении, нам часто удается скрывать от других свое отношение, характер, чувства, амбиции. Во время работы в команде (особенно, если работаешь продолжительное время) рано или поздно становится явным то, что мы из себя представляем и что думаем о других. Никакое сотрудничество, независимо от его продолжительности, не обходится без конфликтов, и причина тому заложена в грехопадении.

Цитируя заповеди Ветхого Завета, законник из Евангелия от Луки затронул самую суть нашего вопроса: между партнерами должны быть открытые отношения. Изображая из себя святых, оперируя избитыми благочестивыми фразами (что часто является способом замалчивания реальных проблем и ухода от них), в итоге мы терпим неудачу. Шила в мешке не утаишь, рано или поздно все станет явным. Поэтому мы должны быть готовы посмотреть правде в глаза и честно разобраться с ними. Божий замысел — лучший сценарий наших действий.

Что интересно в ответе законника (вернее, в ветхозаветной заповеди) — оценка нашей любви к ближнему должна основываться на знании и понимании нашей любви к самим себе! В наши дни чрезмерного эгоцентризма, пожалуй, не принято об этом говорить, но помните: именно ощущение неполноценности и наготы вызвало у Адама чувство стыда и страха, поставив перед необходимостью прятаться от Бога. Адам знал, кем он был и кем стал. Он осознал, что случилось непоправимое.

Часто учение церкви о спасении сосредоточено на примирении с Богом, но очень редко она упоминает о том, что Бог желает восстановить наше чувство внутренней целостности. Да, следуя Писанию, мы должны любить себя, не считая себя центром мироздания и не следуя принципу самовлюбленности; понимать то, кем являемся во Христе: мы созданы по образу Божьему, обладаем безграничной ценностью и, при желании, можем изменить мир.

Филл Батлер,

«Вместе ради одной цели»,

Высвобождая силу и обновляя надежду посредством партнерства в духе Царства Божьего, Киев, Четверта хвиля, 2010. – 412 с. ISBN 9789665292364.

Добавить комментарий