Что такое экономическая дипломатия.

диплом1Защищая интересы страны.

РУСЛАН ШАФИЕВ

Даже во втором десятилетии XXI века отечественные и зарубежные специалисты так и не пришли к согласию по вопросам экономической дипломатии. Нет единого подхода к понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями на эту тему не так много.

Среди отечественных ученых и дипломатов это основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В. Д. Щетинин, а также И. А. Орнатский, Л. Д. Градобитова, академик И. Д. Иванов, Т. В. Зонова, М. А. Конаровский, Д. А. Дегтерев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Г. Каррон де ла Каррьера, Н. Бейна и С. Вулкока, А. Касымова и Б. Гиясова.

Впервые слово «дипломатия» было употреблено в Англии в 1645 году1. Классическая форма дипломатии соответствует итальянской модели развития и формировалась на основе межгосударственной торговли после подписания Вестфальского мирного договора в Германской империи в 1648 году. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе2.

В 1737 году другой французский дипломат, Антуан Пеке, в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие дипломатического корпуса и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах3. Со временем сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана — до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее — до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом4.

И экономическая дипломатия возникла не сразу. Прошли тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Так, отечественный исследователь и политолог Т. В. Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой5. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась6. Российский экономист Д. А. Дегтерев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в Министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе7.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться исключительно на основе визитов отдельных консулов — официальных лиц, направляемых правителем за границу, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно интенсивно занимались экономическими вопросами венецианские послы. Изучали экономическое положение страны пребывания, ее финансовое дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он говорил о строительстве дорог, установлении единой системы мер и весов, единой денежной системы8. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии9, которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии10.

Зарождению в Европе экономической дипломатии как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту11.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, Францией и Испанией, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе12. Это дало повод к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать. А французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн13. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а самое главное — слияние интересов политики и экономики государства — все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт (1708–1778) заявил, что британская политика — это британская торговля14. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная политика отдельных государств часто провоцировали международные конфликты.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественного мышления в сторону экономического развития15.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809–1865), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством16.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях17. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров18.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела — коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период стала экономизироваться международная политика.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

В 1946 году вышла в свет в переводе на русский язык книга «Дипломат» известного французского дипломата и ученого Жюля Камбона, который удостоился не только высоких постов в дипломатической службе своей страны, но даже был избран за свои научные труды членом французской «Академии бессмертных». В упомянутой книге, выпущенной первоначально в Париже в 1926 году (то есть когда он уже стал академиком), Жюль Камбон утверждал, что «внешняя политика — не дело чувства. Ее задача — согласовывать случайные факты с постоянными законами, управляющими судьбами нации. Эти законы существуют, но от нас они не зависят. Интересы народов не меняются. Их определяют природа, географическое положение и собственный характер народов. Таким образом, история повторяется». Теория и практика экономической дипломатии показывают, что этот тезис не выдержал испытания временем.

В действительности история не повторяется, в том числе и потому, что экономический компонент мирового сообщества находится в постоянном развитии, и в огромной степени эти перемены обусловлены сознательной политической деятельностью с использованием многообразных методов и форм экономической дипломатии. Учиться такой науке и овладевать искусством соответствующей практики — важная задача.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

Как особый, приоритетный вид дипломатии экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это дипломатия авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая. В том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая. Это и дипломатия экологическая, энергетическая, в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная19.

Таким образом, экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия — это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В концентрированном виде появление нового качества экономической дипломатии, выражающегося в расширении сфер национального экономического интереса, можно найти в работе В. И. Ленина «Тетради по империализму», в которой приведены конспекты многих книг, представляющих значительный интерес для характеристики мирового хозяйства и мировой политики конца XIX и начала XX века.

С середины XVIII столетия по начало второго десятилетия XXI века — периода зарождения экономической дипломатии по наши дни — глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические, информационные факторы. Россия в этот период способствует формированию идеологии становления многополярного мира. Вторая мировая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Эта структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В 1902 году в Лондоне вышла книга Ф. Маккензи «Американские интервенты», в которой анализировалось влияние американских прямых инвестиций за рубежом, в том числе на область политики и дипломатии, таких компаний, как «Отис элевейтор», «Зингер», «Дженерал электрик». «Экономические силы раньше или позже, но неизбежно находят свое выражение в области политической. Поэтому вопрос о том, когда факт помещения капиталов за границей изменит внешнюю политику, является только вопросом времени», — такое заключение содержится в переведенной в 1920-е годы на русский язык книги «Дипломатия доллара» американских авторов С. Ниринга и Д. Фримэна. В этой книге подробно рассказывается, как с помощью политических, экономических и военных средств в то время создавались за рубежом «зоны жизненных интересов» США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Авторы приводят изречение «За капиталом следует флаг» и в подтверждение делают следующий вывод: «В период между 1870 годом и началом Первой мировой войны армия и флаг составляли самую значительную статью расходного бюджета каждой из главных европейских стран. Организацией военного аппарата преследовались две цели: во-первых, страны, пославшие сюда военную силу, хотели при ее помощи играть более или менее активную роль в политической жизни тех стран, где у них были крупные экономические интересы, и во-вторых, защищать собственность капиталистов в случае нападения на них конкурентов, готовых вытеснить их своим капиталом». Так что речь, как видим, шла о большем, чем элементарное продвижение торговых интересов.

Экономическая дипломатия приобрела, таким образом, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

Следовательно, экономическая дипломатия представляет собой сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений. С их помощью осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса.

Примечания:

1 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. — М., 1961. С. 12; Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство / ДА МИД РФ. — М., 2000. С. 13.

2 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. — М. — Пятигорск, 2011. С. 11–12.

3 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ouParfait ambassadeur. — Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. — М., 2004.

4 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. — М., 2009. С. 10.

5 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6.

6 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. — Paris, 1998. P. 17, 272.

7 Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. — М., 2010. С. 14.

8 Трактаты о вечном мире / Сост. И. Андреева, А. Гулыга. — СПб., 2003. С. 60.

9 Впервые данный термин был введен французским экономистом А. Монкретьеном в 1615 году.

10 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. P. 53.

11 A la découverte de l’Europe. — Luxemburg, 2008. P. 25.

12 Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2000) / Под ред. А. С. Протопопова. — М, 2001. С. 37, 46–47.

13 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

14 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. С. 117, 469.

15 Mironov B. Les villes de Russie entre l’Occident et l’Orient, 1750–1850 // Économies, sociétés, civilisations, Mai — Juin 1991, № 46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History, Fall 1989, № 18; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2 — Le Mirail, 1998 // Le Monde, 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N. L. Tranter. — London, 1985.

16 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

17 Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. — М., 1982. С. 3.

18 Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. C. 3.

19 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. — М., 2009. С. 9.

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

«Стратегия России», №11, Ноябрь 2015

sr.fondedin.ru


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*