Что такое Таинства?

таинтсваЯзык таинств – один из путей Богообщения.

Владимир Дегтярев

Церковь с первых времен своего существования верует, что спасительная встреча каждого человека со Христом происходит в проповеданном слове Благой Вести и в живой благодати Таинств, совершаемых в Церкви и через посредство Церкви.

Проповедь Слова и преподание Таинств – это две главнейшие функции или два важнейших задания Церкви. Таинства (наряду со Словом Писания и проповеди) являются «душой» церковного литургического священнодействия. Таинства (как и слово Библии) вводят конкретных членов Церкви в непосредственное общение с Богом. Вместе с тем, возвещение Слова Откровения и совершение Таинств созидают саму церковную общину, превращают сообщество Христовых учеников в подлинное Тело Христово – Церковь. Мы, вслед за теологами прошлых веков, имеем полное право утверждать: «Церковь творит Таинства, а Таинства – Церковь». Следовательно, Таинствам принадлежит совершенно исключительная роль в жизни христианской общины.

Из Катехизиса Католической следует, что Таинства есть форма реального присутствия Распятого и Воскресшего Христа характерная для нынешнего этапа Истории Спасения («эпохи Церкви»). Как таковая, она отличается от форм Христова присутствия, свойственных Первому (в физической плоти, в качестве исторической личности) и Второму (в пока нам неведомом славном явлении) Его пришествию.

Традиционное понятие Таинства

В католическом богословии существуют два определения того, чем являются Таинства. И то, и другое можно встретить в катехизисах, учебниках теологии и т.д. Первое и более короткое звучит так: Таинства являются действенными знаками (лат. signa) Божественной благодати. Второе, более обширное, было принято на Тридентском Соборе и гласит: Таинства являются установленными Христом знаками, которые обозначают невидимую благодать и посредством своего совершения сообщают ее. В этом последнем определении представлены следующие элементы:

  • знак (символ, знамение);
  • установление Христом;
  • невидимая благодать (плод Таинства);
  • связь знака и плода, сообщение благодати посредством совершения знамения.

В этой связи необходимы некоторые пояснения.

  1. Знак Таинства не является чем-то статическим, но представляет собой обозначающее действие, нечто, происходящее между совершающим Таинство (посредством которого действует Сам Бог), и тем, кто его принимает (христианин, как член общины Народа Божия). В большинстве Таинств это символизирующее действие складывается из слов («форма Таинства») и жеста, связанного с некой материей (например, при Крещении — поливание водой или погружение в нее). Проблемой является здесь то, что измерение диалога (Бог — человек) в Таинствах зачастую слабо воспринимается верующими и практически не было представлено в прежних учебниках богословия и катехизисах.
  2. Принципиальным является также убеждение Церкви в непосредственном происхождении Таинств от Самого Христа, а следовательно — от Бога. Еще раз это было подтверждено в ныне действующем Кодексе Канонического Права (от 1983 г.): «Таинства Нового Завета были установлены Христом и доверены Церкви» (кан. 840).

Проблему тут составляют экзегетические трудности, которые возникают при попытке доказать, что все Таинства были на самом деле установлены (в известной нам форме) историческим Иисусом.

  1. «Невидимая благодать» или, иначе говоря, освящение человека — это эффект общий для всех Таинств. Таким образом становится очевидным, что Таинства не только пробуждают и укрепляют веру и поощряют верных жить в соответствии с нравственным учением христианства, но дают нечто неизмеримо большее – способствуют внутреннему обновлению человека, сообщают новое, прежде недостижимое качество его существованию.

При этом, однако, возникает определенный риск магического толкования Таинств, когда от них ожидают эффекта независимо от личной веры и образа жизни.

  1. Действенность Таинств раскрывается в двух аспектах. Во-первых, Таинства означают, т.е. делают доступной и видимой реальность Спасения, указывают на нее. Однако же они являются не только информирующими знаками, но и знаками реализующими: посредством этих знаков даруется как раз та реальность Спасения, на которую знаки указывают. Другими словами, Таинства – это не только «дорожные указатели» на пути к отдаленной цели примирения с Богом; они – реальное присутствие самой этой цели «здесь и теперь»; они – спасительная Встреча с Живым Богом.

Проблематичным, однако, особенно для современного человека, остается конкретный характер того, каким образом Таинства «означают» благодать и ее «реализуют».

 Священнодействия Церкви: Таинства

Курс заочного христианского обучения. Институт философии, теологии и истории святого Фомы Католический Центр Духовного Развития ”ИНИГО”, Редактор Владимир Дегтярев, Новосибирск, 2008.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*