От Даниила и пророков — к Иисусу: взгляд на Царство Божие.

пророкиЭнтони Баззард,

Следует особо подчеркнуть влияние Книги Даниила на мышление Иисуса. Думаю, нет сомнений в том, на чем именно Иисус Христос основывал Свое представление о Царстве. Корни Его учения находятся в Книге Даниила, особенно в седьмой главе.

Есть множество свидетельств того, что Книга Даниила была одной из любимейших книг Иисуса Христа, книгой, которую Он прилежно и глубоко изучал в течение безмятежного «периода молчания» в Назарете, перед    началом Своей бурной общественной деятельности. Он несколько раз ссылается на Книгу Даниила, и если мы поймем эту книгу, это в значительной степени прояснит многочисленные притчи, при помощи которых наш Господь описывал Царство… Он неоднократно говорил, что именно установление Царства является главной целью Его жизни, и утверждал, что распространение вести о Царстве должно стать и нашей первостепенной задачей. Все наши обязанности Он свел воедино в одной незабвенной заповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мат. 6:33)12.

Почерпнув сведения из Книги Даниила, мы приходим к выводу о том, что Царство Божье (или Царство Небесное) ― это реальная физическая империя. Более того, это будет правительство, которое придет к власти внезапно в некий драматический период истории. Возглавлять его будет «Сын Человеческий» (Дан. 7:13, 14), а также «святые» (Дан. 7:27). Судя по свидетельствам Даниила, речь ни в коем случае не идет о невидимом царстве, установленном только в сердцах верующих. Его политическое измерение предельно ясно, равно как и географическое. Столь же очевидно, что Царство Божье, описанное Даниилом, еще не настало. (Дан. 2:44)

В следующем стихе Царство уподоблено камню, раздробившему «железо, медь, глину, серебро и золото» прежних мировых империй. Согласно пророку, словам которого мы должны доверять, «великий Бог дал знать царю [Навуходоносору], что будет после сего [на иврите ― бэахарит аямим, «в последние дни», то есть в будущую эпоху Мессии]. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:45). Сын Человеческий должен стать правителем божественного Царства, разделив власть со святыми (Дан.7:14, 27)

Отсюда вытекает, что Царство Божье ― это империя, власть которой распространяется на все народы. Оно будет установлено на земле («во всей поднебесной»), и его приход станет подлинным катаклизмом, всемирным переворотом, который приведет к радикальному политическому переустройству. Все народы земли должны будут преклониться перед его несокрушимой силой. В Новом Завете довольно часто (а в наших проповедях ― крайне редко) звучит идея о том, что Иисус и Его последователи станут руководителями нового всемирного правительства ― Царства Божьего. Титул «святого», в представлении Нового Завета, равноценен назначению на пост руководителя в грядущем Царстве. По словам Алана Ричардсона:

Войти в Божье Царство ― это значит не просто стать его подданным, а стать участником Божьего правления, стать одним их тех, кому уготовано принять власть. Иисус говорит о кротких духом, т.е. о христианских «хасидим» [святых], что им принадлежит небесное царство; именно кроткие, согласно пророчеству Псалма 36:11, должны унаследовать землю (Мат.5:5). Подобно тому, как прежний Израиль должен был получить в наследство землю обетованную, новый Израиль унаследует всю землю… После смерти антихриста, согласно 7-й главе Книги Даниила, «власть будет дана святым Всевышнего, и они овладеют Царством (малхут)».

Царство Божье должно прийти на смену враждебным мировым империям, красочно описанным во второй главе Книги Даниила. Седьмая глава Книги Даниила содержит прообраз миссии Иисуса, Который в грандиозных видениях пророка распознавал Свою судьбу и судьбу Церкви. Иисус, как и Даниил, также пострадал от рук вавилонян, а затем добился высокого положения. Это предвестие того, что ждет истинных верующих.

Пророк Исайя и малые пророки.

Светлое будущее человечества нигде не описано так ярко, как у пророка Исаии. Он видит величественную картину создания Царствия Божия на горе дома Господня (Ис. 2:2-5).

На заре новой эпохи «оставшиеся уцелевшие в Иерусалиме и на Сионе будут именоваться святыми.  Далее следует очищение Храма, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима. (Ис. 4:3-6)

Сверхъестественная природа предсказанного Царства отражена и в чудесном зачатии Мессии: (Ис. 7:14). Матфей видит в чудесном зачатии Иисуса исполнение пророчества, произнесенного Исаией за 700 лет до этого. (Мат. 1:22).

Могущественное Царство будет управляться не менее могущественным Царем: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его. (Ис. 9:6, 7).

Позже пророк пишет о том, кто несет Благую Весть Сиону и Иерусалиму (Ис. 40:9). Связь между двумя этими идеями ― «Евангелие» и «Божье правление» ― естественным образом приводит к новозаветной доктрине «Евангелия Царства Божьего». Всякий раз, когда в тексте говорится о воцарении Бога, еврейские толкователи переводят древнееврейский глагол «царствовать» при помощи существительного: «Откроется Царство Божье» (Еврейский Таргум, перефразирующий Ис. 40:10). Также в Книге Исход 15:18 фраза «Господь будет царствовать во веки и в вечность» означает: «Царство Господа пребывает вовеки».

Эти чрезвычайно важные отрывки, наряду с описанием Царства Божьего, грядущего на смену мировым империям в Дан. 2:44, дают ясное представление о Царстве как о будущем правительстве, которое Бог установит на земле Своим сверхъестественным вмешательством. Иисус, призывавший народ: «Покайтесь и веруйте в Евангелие [Царства Божьего] (Марк. 1:15), ― говорил о вере в наступление новой исторической эпохи.

Малые пророки (как и великие) указывают на будущее процветание земли, которое наступит после того, как Божий народ всем сердцем обратится к Господу. Древнее проклятие, которое люди навлекли на себя своим непослушанием, будет упразднено; изобилие и благоденствие («молоко и мед») будут сопутствовать исполнению Божьих обещаний о восстановлении.

Энтони Баззард,

«Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса».

Добавить комментарий