Первые баптистские мученики.

баптисДавид Клауд,

Много баптистов пострадали ради истины Божьей от рук папистов и протестантов в Нидерландах, в Германии и Швейцарии. В книгах «Зеркало Мученников» и «Мученники Баптисты» записаны сотни таких случаев.

Во всех этих случаях, гонения были узаконены, как гражданским законодательным актом, так и церковной санкцией. В Германии по указу короля Фердинанда в 1527 году, смерть была наказанием за баптистское крещение. Император Карл V настаивал на том, чтобы баптистов преследовали и убивали. В 1529, на Шпайрском рейхстаге, вышел приказ убивать всех баптистов. В Гамбурге в 1536 году был собран Конгресс, который состоял из реформаторов Германии и их последователей в церкви и государстве. Среди них находились очень известные протестанты — Лютер и Меланхтон. Этот орган утвердил более раннее постановление гражданских властей о смертной казни баптистов.

В начальный период Реформации, первыми, кто был предан мученичеству в Германии, оказались Ханс Кох и Леонард Мейстер. Они были замучены до смерти в Аусбурге в 1524. Говорят, что они были потомками Богемских и Моравских вальденсов, и поставлены вначале списка Баптистских мучеников.

Майкла Сальтера, который был монахом, убили в 1527, за то, что он присоединился к баптистам. Его казнили варварски. Ему вырезали язык, плоть разорвали сильно раскаленными клещами, а потом его тело сожгли.

Леонард Шонер, босоногий монах, подрастая с отвращением к лицемерству и разврату монашеских порядков, стал баптистом при служении Хабмайера. Он был образованным человеком. Проповедовал по всей Баварии, потом в 1528 году его обезглавили и сожгли в Ротенбурге.

Анекен фон де Дав была баптистом, за это ее заживо закопали в Брюсселе в 1597 году. Высший суд вместе с некоторыми иезуитами (членами, так называемого Католического Общества Иисуса) привели ее к яме, вырытой за городом. Когда они засыпали ей ноги землей, иезуиты кричали ей – отрекись! Она отказалась отречься от Господа, поэтому палачи продолжили работу. Они снова кричали ей, чтобы она отреклась, пока не зарыли ее полностью с головой, и после этого они с ненавистью затоптали ее ногами.

Ханс Шлофер был мучим с великой жестокостью, потом священник задавал ему вопросы на тему о крещении младенцев. Ханс ответил: «что сначала мы должны проповедовать слово, а потом крестить тех, кто услышал, понял, поверил и принял его. Это истинное Христианское крещение и никакого крещения младенцев. Нигде Господь не повелевает крестить младенцев.»

В городе Алце в 1529 году произошло массовое убийство баптистов. Триста пятьдесят баптистов были заключены в темницы и буквально переданы палачу,  как овцы на заклание, и он казнил их так быстро, как только мог. Те, которые ожидали своей очереди к смерти, пели пока за ними не приходил палач. Это все происходило в том же месте – Алце – где девять братьев и три сестры были в заключении. И когда они отказались отречься своей веры, их убили: мужчин мечем, а женщин утопили. Одна сестра пришла, чтобы утешить пленных женщин, пока они были в тюрьме, и увещевала их быть сильными и стойкими, несмотря на их страдания и ради вечной радости, которая придет к ним. За это посещение – утешения и поддержки страдающих святых – ее сожгли.

Две девушки были арестованы в Гамбурге, вскоре после их крещения. После жестоких пыток, чтобы заставить их отречься от веры, их сожгли.

В то время, как они шли к столбу, их мучители, насмехаясь над ними, положили им на головы венки из соломы, тогда одна девушка сказала: «Наш Спаситель нес на Себе терновый венец за нас, и неужели мы не понесем на себе эти безобидные венки ради Него? И к тому же, Он скоро увенчает нас золотыми венцами славы.»

Среди многих христиан, приговоренных к сожжению в Зальцбурге, была молодая, прекрасная девушка, шестнадцати лет. Даже сердца ее гонителей были тронуты, и после их напрасных попыток убедить ее отказаться от веры, ее палач схватил ее и силок затолкал ее с головой в громадное корыто с водой, где поили лошадей, он удерживал ее под водой до тех пор, пока она не умерла.

Вольфганг Бранд — Хубер был баптистским проповедником, которого казнили в Линце. Это было перед тем, как Роджер Вильямс праздновал провозглашение гражданской и религиозной свободы в Род Айленде. И все же этот мученик выразил те же чувства, когда учил, что послушание и покорность должны быть переданы всем членам городского магистрата во всем, что не противоречит Богу. Вот такой всегда была баптистская вера. И по сегодняшний день, в Германии нет полной свободы нашим братиям.

В Швейцарии баптисты появились в 1523 году. Согласно сведениям Эразма Роттердамского, к 1529 году они уже там были многочисленны. [Orchard’s Foreign Baptists, p. 346.] Они там страдали от рук реформаторов. Первый декрет против них (баптистов), который означал наказание штрафом, был принят Сенатом в Цюрихе, в одном из округов Швейцарии в 1525. В 1526 быт принят другой декрет, который нес в себе наказание смертью за баптистское крещение. Он устанавливал запрет на крещение взрослых верующих и разрешал крещение младенцев. И таковые законы были составлены и полностью одобрены реформаторами, которые очень активно выступали в защиту своих казней. И все же Булингер, один из лидеров реформаторов, утверждал: «Ибо люди говорили, пусть другие говорят о Диперах (так раньше называли баптистов), что хотят, мы не видим в них ничего плохого, а только превосходное, и не слышим от них ничего, кроме запрета на клятвы, и увещеваний не делать никому ничего плохого, каждый должен делать то, что правильно, каждый должен жить благочестивой и святой жизнью, мы не видим в них никакого нечестия.»

Все же период непрерывных гонений по всей Швейцарии продолжался еще долго. Баптистам оставляли один выбор: или идти с покаянием в Реформаторскую церковь или смерть. Они предпочитали смерть. Вот несколько примеров из многих.

Валтасар Губмайер был одним из выдающихся баптистов, который ощутил жестокость законов и дух преследования швейцарских реформаторов. Губмайер был образованным и красноречивым католическим священником, и католики называли его Доктором. Он родился в Баварии в 1480. В 1516 мы находим его проповедующим в соборе в Ратисбоне огромному количеству людей, в то время он становится на сторону протестантов, проповедуя против многих католических ошибок. Вскоре он полностью поддержал доктрины и практики реформаторства, и стал другом швейцарских реформаторов, и с Цвингли он был в очень хороших дружеских отношениях. Он перевел Евангелие и Послания на язык немецкого народа, которому он также проповедовал благую весть. Наконец, он пришел к тому, что нашел, что крещение младенцев — это укорененная ошибка еще католиков, и отказался от него.

После напрасных попыток переубедить своего друга Цвинги, и его товарищей, которые поддерживали эту ошибку, Валтасар Губмайер крестился с сотней других людей, под руководством Вильяма Роубли. Сам Губмайер, после того, как он крестил три сотни людей, исповедовавших веру, был схвачен и заключен в тюрьму в Цюрихе. Его враги сказали, что он отрекся веры. Но ни один случай не подтверждает этого. Когда большое скопление людей было собрано лидером в большой церкви, и Цвингли и его друзья были там, чтобы услышать об его отказе, но он их разочаровал. Они ожидали в тишине, затаив дыхание, когда же  Губмайер осудит Баптистское крещение. Когда он нарушил тишину своим голосом, это было еще одно подтверждение, что крещение младенцев не имело власти от Бога. Но его голос утопал в шуме ужасающихся людей, и сквозь весь этот гул, слышался голос Цвингли. Они спорили с ним (Губмайером) в тюрьме, и эти (протестантские реформаторы!) даже применили пытку мучения, его положили на кровать, связали его руки и ноги и растягивали тело в противоположные стороны.

Все это делалось, чтобы убедить его в его же ошибочности, но он не отвергал истинны, и его опять отправили в тюрьму. Говорят, что после этого он отрекся и был выпушен из тюрьмы, но он все еще находился в заключении в городе Цюрихе, из которого он вскоре бежал. Не долго ему разрешалось свободно проповедовать Христа, он был опять арестован и отправлен в Вену, где его сожгли 10 марта 1528. В то же время, его верную жену утопили в Дунае те же безжалостные руки. Его последними словами были: «Я умираю с радостью, чтобы встретиться с Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех всего мира.» Его жена побуждала его к постоянству. Он оставил после себя очень много работ.

Перед смертью Губмайера, в этом городе утопили (казнили) его друга Феликса Манца, жителя Цюриха. Это было в 1527 году. Манц, подобно Губмайеру, был раньше другом швейцарских реформаторов, но, когда он начал проповедовать толпам людей, что крещение младенцев и невозрожденное членство церкви — не по Писанию, когда он начал крестить верующих, его посадили в тюрьму. Его последними словами были: «В Твои руки, о Господи, я предаю дух мой».

Луиз Хетцер, был еще одним близким другом Цвингли, пока он не принял Баптистские принципы. Он перевел на немецкий часть Писаний. Его обезглавили в Константе в 1529 году. Но даже его враги были удивлены его спокойствием, любовью, мужеством, верою и заметили, что в Константе не было смерти подобной этой.

Можно рассказать о многих случаях угнетения и жестокости. Усилия были направлены на уничтожение. Даже в 1671 семьсот человек, бездомные и брошенные, были вывезены из Берма. Великим было страдание, как старых, так и молодых.

Из Швейцарии баптисты бежали в Нидерланды, чтобы уйти от гонений. Раньше (1510), огромное число людей бежало в Голландию и Нидерланды и объединились с нидерландскими и голландскими Баптистами. Паписты и протестанты преследовали их там также, как и везде. [Orchard’s Foreign Baptists, p. 330]

Испанский король, император Карл V (1535), его сыновья и особенно его наследник Филипп II, издавали свои императорские кровавые уставы, против них, была направлена вся карательная мощь довольно таки страшной испанской инквизиции, она помогала магистратам находить и предавать казни так называемых еретиков.

Вскоре Господь воздвигнул им, в стране их усыновления, их лидера Менно Симонса, от которого они получили имя Меннониты, и трудами которого, они сильно возросли в числе. Он родился в 1492 в Витмарсум Фризленде. Вначале он был католическим священником и проповедовал у себя в родной деревне. Он был человеком великих возможностей, и очевидно широких знаний. Тогда он был несведущ в Писаниях, однако он ничего не знал об экспериментальной религии. Когда впервые его глаза открылись на ошибки Папства, и исследуя Писания, он не смог там найти крещения младенцев, он пошел к Лютеру выяснил что он, как и другие реформаторы, обосновывали эту практику не Библией, а своим собственным разумом. Таким образом, Менно убедился, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков или других реформаторов.

Мученичество многих анабаптистов послужило пробуждением самого Менно. Стойкость этих мучеников своим взглядам на крещение верующих, их готовность принять позорную смерть, чем отказаться от своих взглядов, побудило Менно поразмышлять над вопросом крещения. Менно обратился к Священному Писанию, но не смог найти в Библии указания о крещении младенцев. Проконсультировавшись со своим знакомым проповедником, Менно пришел к выводу, что такого указания и правила в Библии нет. Не желая сдаваться, он посоветовался с другими известными реформаторами, но все они были в разногласии, каждый согласно своему разумению и своему обычаю. в результате, он убедился в том, что баптисты страдали ради истины Божьей. При изучении Слова, обличение Святого Духа его греховности и его греховных установок стало настолько глубоким, что Он обнаружил, что Бог требует от него искренности и принятия конкретного решения. Он начал искать новых духовных друзей и нашел нескольких, с которыми, вначале, общался лично, но позже Менно стал членом их общества. [Orchard’s Foreign Baptists, p. 342.]

В 1536 он присоединился к Баптистской Церкви, и отошел от светской жизни, но его братья видели его смирение и таланты, что и выдвинуло его вперед как их настоящего лидера и учителя. По их собственному ходатайству и его личным чувствам: «Горе мне, если не благовествую», он отдал себя для служения Благой Вести, очень хорошо понимая какие узы и заключения его ожидают. С самого начала его служения среди германских баптистов, до конца своих дней, то есть на протяжении двадцати пяти лет, Менно перемещался из одной страны в другую, с женой и детьми, проводя свое служение под давлением и преследуемый разными бедами, которые падали на него без перерыва одна за другой, ему постоянно грозила опасность пасть, как жертва, из-за жестокости законов.

В начале своего миссионерского пути ревностный апостол баптизма посетил Восточную и Западную часть Фризландии, и провинцию Гронинген. Оттуда он прямо направился в Голландию, Гельдерленд, Брабант, и Вестфалию. Он продолжал проходить через провинции Германии, которые располагались на побережье Балтийского моря, вплоть до Ливонии. Во всех этих местах его соработники по служению действовали с заметным успехом, и великое число верующих присоединилось к Церкви. Поэтому на Менно смотрели с достоинством, как на естественного лидера среди всех баптистов, и как на создателя Церкви новой зарождавшейся конфессии. Успех миссионера не оказался сюрпризом для тех, кто был знаком с его характером, его духом, его талантами. [Mosheim’s Church History]

В 1539 году, будучи преследуем своими врагами, Менно укрылся в доме своего друга и брата по вере Тиарта Кейнерта. Менно бежал, но его друг был арестован. В те дни это было серьезным правонарушением прикрыть у себя еретика. Его жестоко пытали, чтобы он рассказал о месте, где скрывается Менно, но он отказался, и умер за своего брата во Христе.

В 1543 году за Менно гонялись по всем уголкам Западной Фризландии, и за его голову была назначена награда. Даже преступникам и убийцам обещалось помилование, освобождение, им была обещана милость за выдачу Менно властям от самого императора, а также денежное вознаграждение в сто гульденов. И такой случай представился, нашелся предатель из числа близких друзей, который обещал за определенную сумму денег, предать его в руки врагов. Он попытался сдать его уже на встрече, но Менно бежал чудесным образом. Вскоре после этого, предатель с офицером, в поисках Менно, проплыли мимо потайного укрытия на лодке. Предатель не сказал ни слова, а позволил преследователям отплыть еще дальше и скрыться за берегом. Потом он крикнул: «Птичка улетела!» «Почему», спросил офицер, — «ты нас не предупредил?» «Я не мог говорить», ответил раскаявшийся предатель, — «мой язык был привязан.» Поэтому, офицер, назвав его негодяем и сильно избил его.

Через вмешательство Провидения, Мено удалось бежать от своих преследователей, и спокойно дожить до старости. Добрый дворянин, лорд Фрезенбург Холстайн наблюдал за страданиями баптистов, и видя истинное благородство их характера, пригласил их поселиться в его поместье, где он предложил им свою защиту. Многие приняли его щедрое предложение, перед тем, как там начали появляться и расти новые церкви последователей Менно — меннонитов. Здесь Менно прожил остаток своей жизни, рассылая в разные страны свои труды. Здесь он и умер 31 января, 1561 года.

ВЫВОД

Наша баптистская вера, это — вера от наших баптистских отцов, и она является драгоценной и бесценной. Как мы можем жить или думать, что все это тщетно? Пусть Бог поможет нам увидеть большие жертвы, которые приносили святые мужчины и женщины ради баптистской веры, чтобы наши жизни почтили нашего Спасителя Иисуса Христа — Основателя баптистской церкви на земле.

Давид Клауд,

«Баптистские мученики», Перевод Лищук Л. В. г. Харьков, 2003.

Газета Протестант.ру      


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*