Почему Христос есть Бог.

ХристосДж.Л. Кахельман мл.

В знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» руки нашего Господа пусты. Именно в этих пустых руках мы видим впечатляющий урок. Да Винчи посвятил своему шедевру три года, доводя его до совершенства; он хотел, чтобы картина стала венцом его работы. Перед тем как снять с нее покрывало, он решил показать ее другу и услышать его мнение. Друг посмотрел на картину и высоко оценил изображение мастера. Друг сказал: «Особенно прекрасна чаша в руке Христа. Она непременно привлечет внимание всех зрителей!» Да Винчи тут же взял кисть и быстрыми, ловкими мазками полностью удалил чашу с холста. Друг удивленно спросил: «Почему? Чаша была так красива. Почему вы ее убрали?» Да Винчи ответил: «Ничто не должно отвлекать внимание от фигуры Христа!» Художник хотел, чтобы все внимание было сосредоточено на Господе, и он не потерпел бы ничего, что могло отвлечь зрителя. Удалив чашу, ему нужно было что-то сделать с пустой рукой. Левая рука уже была вытянута над столом и приподнята, как будто благословляя и повелевая. Теперь, когда правая рука оказалась незанятой, она была изображена вытянутой в приглашении.

В этой части Послания к Колоссянам мы можем увидеть, как богодухновенное перо приглашает и повелевает своим читателям смотреть только на Превосходного Спасителя. Слова Павла, очевидно, подразумевают, что не должно быть ничего, ни человека, ни какой-либо сотворенной премудрости, что могло бы привлечь к себе внимание, которое заслуживает только Христос!

Это—замечательный отрывок. Фактически можно уверенно утверждать, что эта часть послания, которую мы сейчас рассматриваем, является САМЫМ ВАЖНЫМ ПАРАГРАФОМ ПИСАНИЯ в этом письме и, возможно, во всей Библии!

При внимательном прочтении в этих девяти стихах можно найти 23 упоминания о Христе. Если мы сравним это количество со всеми упоминаниями о Господе во всем послании, то обнаружим, что в этом отрывке перед нами четверть всех упоминаний. Это, несомненно, самое существенное обстоятельство для рассмотрения. Кроме многочисленных упоминаний о Христе, в этом параграфе мы можем найти все необходимое, чтобы обрести спасение в вечности. В этих стихах мы можем раскрыть все основные качества учения, связанные с жизнью и обязанностями нашего Господа. Если читатель все еще не уверен в значительности этого параграфа, возможно, он признает это при завершении урока.

Причина, по которой Павел включил сюда это мастерское описание Христа, состояла в заблуждении, которое угрожало нашим братьям в Колоссах. Там были люди, которые учили, что верующим необходимо веровать во Христа, но также им необходимо верить во что-то еще. [Кол. 2:16-23, где есть описание этих опасностей]. Верующим говорили, что необходимо также поклоняться звездам и планетам. Им говорили, что необходимо соблюдать некоторые аспекты иудаизма. Таким образом, им говорили, что Христос, конечно, играл важную роль в их жизни, но были другие вещи, такие же важные. Павел противопоставляет такие аргументы этому заблуждению, равных которым нет. Доводы Павла таковы: «Иисус Христос—это единственная Личность, за которой вам необходимо следовать. Не ищите никаких добавлений. Не думайте, что вы недостаточны, имея только его. Иисус Христос — это Тот, единственный, в Ком нуждаются верующие, чтобы стать совершенными!» Если бы Павел смог представить качества Спасителя таким образом, чтобы Христос затмил всех соперников, это, безусловно, убедило бы братьев. Именно это Павел сделал в нашем отрывке. Мы обнаруживаем три существенных момента, которые без всякого сомнения устанавливают превосходство Христа Иисуса.

Итак, Павел последовательно раскрывает перед колоссянами великий образ Иисуса Христа: Его Божественность, Его могущество, Его уникальные личные качества.

  1. Божественность Христа (1:15, 19)

Колоссяне нуждались в четком понимании этого момента. Если Иисус Христос имеет божественную природу [если Он — Бог], тогда ОН должен быть гораздо выше любой системы или всякого человека. Чтобы доказать божественность Христа, Павел приводит следующие факты.

Во-первых, Христос есть «образ» Бога! (ст. 15). Он назван здесь греческим словом EIKON. Оно использовалось для обозначения образов на монетах или портретах. Оно относилось к изображению, которое было точным подобием или воспроизведением. Это слово заключало в себе три концепции — воспроизведение, подобие и откровение (явление). Когда Павел применяет это слово в отношении Христа, раскрывается значительный факт — Христос НЕ ЯВЛЯЕТСЯ простой копией. Он есть воспроизведение, подобие, откровение Всемогущего Бога! Об этом подобии говорится в Евр. 1:3 через выражение «образ ипостаси Его». Настолько понятным был этот «образ», что когда Филипп попросил Господа показать им Бога, Христос ответил, что у них было совершенное откровение от Бога, и больше им ничего не было нужно — у них был ОН! (срав. Иоан. 14:9). Будучи этим «образом», Христос обладал самой сущностью Всемогущего Бога на небесах.

Во-вторых, Христос есть «РОЖДЕННЫЙ ПРЕЖДЕ ВСЯКОЙ ТВАРИ» (ст. 15). Эта фраза вызвала большие споры среди тех, кто старается опровергнуть божественную сущность Христа. Те, кто хочет свергнуть Христа с престола, неправильно употребляют эту фразу и говорят, что она якобы учит тому, что Христос был среди «первых существ, сотворенных Богом». Такие люди утверждают, что Павел говорит о Христе как о «первенце», следовательно, Он был сотворен первым. Подобные ошибочные представления легко разоблачаются самим использованием этого слова в Библии. Слово «первенец» может использоваться двояко, как показывает Книга Исхода 4:22,23. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.» Мы можем увидеть в этом отрывке, как слово «первенец» означает два разных понятия: [1] Оно может относиться к последовательности во времени. Сын фараона был «первенцем» в том смысле, что он первым появился на свет в сравнении с другими детьми. [2] Оно может относиться к положению, славе, расположению и единственности в своем роде. В этом смысле Израиль был «первенцем» у Бога. Этот народ имел отношения с Богом, которые были единственными в своем роде. Говоря о Христе в ст. 15, Павел использует это слово во втором значении. Христос есть первенец Божий в смысле славы и единственности. Абсурдно делать вывод, что Христос был первым существом, сотворенным Богом, потому что Павел утверждает, что Христос сотворил ВСЕ — Он не создавал Самого Себя! Нет другого человека, кроме Господа и Спасителя Иисуса Христа, который мог быть «первенцем» Божьим!

В-третьих, Христос имел с Себе «ПОЛНОТУ» Божью (ст. 19). Слово «полнота» означает что-то законченное, ни в чем не имеющее недостатка. Используя это слово, Павел утверждает, что во Христе присутствуют все свойства Бога. Он имеет все! Во Христе есть Божья сущность, качества, сила, естество и любовь. Интересно отметить, что Павел говорит об этой полноте — она «обитает» во Христе. Это самый важный вопрос для рассмотрения. Слово «обитать» относится к постоянному жилищу. «Полнота» Божья была неизменным качеством Христа, все эти свойства постоянно пребывали в Нем, как в своем жилище! (срав. Фил. 2:6). Из всех, кто когда-либо жил на земле, Христос был единственным, обладавшим полнотой божественной сущности, которая обитала в Нем всегда!

В-четвертых, Христос был «ПРЕЖДЕ ВСЕГО» (с. 17). Христос существовал прежде всего! Он засвидетельствовал этот факт, когда сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). То, что подобное высказывание подразумевало Его предсуществование и божественную сущность, проявляется в попытке иудеев забросать Его камнями, потому что Он поставил Себя равным Богу.

По причине этих четырех качеств Павел мог побуждать братьев в Колоссах следовать только за Превосходным Спасителем. Он есть Превосходный Спаситель по причине Своей божественной природы. Ни один ангел, созвездие или человек не мог утверждать этого о себе и доказать это, — только Христос Иисус мог это сделать! Однажды два человека обсуждали божественность Христа, и один из них сказал, что если это так, то следовало бы более ясно выразить это в Библии. Другой спросил его: «А как бы вы это выразили, чтобы не возникало никаких сомнений?» Тот ответил: «Я бы сказал, что Иисус Христос есть истинный Бог». На что он получил ответ: «Вы совершенно верно подобрали слова, именно эти слова были даны по вдохновению Божьему! Апостол Иоанн, говоря о Христе, сказал: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 5:20).

  1. Могущество и сила Христа (1:15,16,17,18,20-22)

Именно сила Божья всегда показывает, что Он есть высший Правитель земли и вселенной. Помните проявление силы Божьей в Египте? Сатана и люди старались изо всех сил повторить чудеса казней, но затем волхвам пришлось сдаться и признать: «это перст Божий» (Исх. 8:19). В конце концов Библия говорит: «И не могли волхвы устоять пред Моисеем» (Исх. 9:11) — сила Божья восторжествовала над сатаной! Вы помните состязание силы на горе Кармил (3 Царств, главы 18,19)? Еще раз было доказано, что сила Божья настолько велика, что никто не может с ней состязаться.

В этом параграфе мы еще раз видим тот факт, что сила Божья настолько внушительна, что ее нужно признавать. И в этих стихах Павел старательно показывает колоссянам, что именно Христос обладает этим высшим могуществом. Давайте посмотрим, как Павел изображает эту внушительную силу Христа.

Во-первых, давайте рассмотрим силу сотворения (ст. 16). Библия понятно утверждает, что ТОЛЬКО Христос Иисус обладает силой сотворения (срав. Иоан. 1:3, 10). Внимательно посмотрите, как сотворение соотносится с Христом — в Нем мироздание имеет источник своего происхождения; через Него мироздание стало существовать; для Него мироздание существует! Человек не может верить в то, что Христос есть Превосходный Спаситель и при этом верить в эволюцию.

Во-вторых, давайте рассмотрим силу содержать все (ст. 17). Это один из самых интересных моментов. Христос обладает силой держать все в единстве. Когда Павел стоял перед учеными философами в Афинах, он утверждал, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Сила Христа держать все вместе удивительна. Именно Он держит все так, чтобы это на развалилось на части. Сегодня есть люди, которые полагаются на звезды, чтобы поддерживать свою жизнь. Фактически, некоторые люди не могут принять даже простое решение, не просмотрев свой гороскоп. Но подобное поведение смешно; это неразумно в свете того, что говорит здесь Павел. Единственный, кто может поддерживать вашу жизнь, это Христос. Единственный, кто может сохранить единство вашей семьи, это Христос. Старинная поговорка «Семья, которая совместно молится, остается единой» только подтверждает то, что было записано по вдохновению Божьему много веков назад. Единственный, кто поддерживает в порядке нашу вселенную — это Христос. Чем можно объяснить порядок, структуру и единство Природы? Есть только один приемлемый и разумный ответ —Христос Иисус. Однажды было умело сказано: «Он дарует нам космос вместо хаоса»!

В-третьих, давайте рассмотрим Его силу покорять смерть (ст. 18). Другие были воскрешены из мертвых только для того, чтобы умереть снова, но Христос восстал первым в нетленном теле. «Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9). Больше никто не может на это претендовать.

В-четвертых, давайте рассмотрим Его силу совершать примирение (стихи 20-22). Человек тщетно старался и всякий раз терпел неудачу в поисках того, как он может примириться со Всемогущим Богом. Мы можем стараться изо всех сил, но даже при этом «вся праведность наша—как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Чтобы обрести примирение с Богом, мы должны искать средство извне. Единственный приемлемый путь лежит через Христа. Только Христос дарует силу, которая может примирить человека с Богом (срав. Еф. 2:1122). В этих стихах Павел указывает, что сила Христа к примирению может дать человеку: [1] Мир. Он устраняет причину вражды и показывает путь к благоволению Божьему (ст. 20); [2] Изменение образа мышления. Человеку необходимо изменить свой образ мышления, чтобы стать угодным Богу (ст. 21); [3] Совершенство характера. Только взирая на Христа можно стать «святыми и непорочными и неповинными» перед Ним (ст. 22).

Обратите внимание, что НИКТО, кроме Превосходного Спасителя, не может иметь такую значительную силу дать человеку все это. Разве колоссяне должны доверять кому-то или чему-то в том, что только Христос может совершить Своей силой? Помпей похвалялся, что он мог поставить под ружье всю Италию всего лишь топнув один раз ногой. Но Христос, одним словом Своих уст, может призвать жителей небес, земли и неоткрытых миров Себе на помощь или привести новые творения к исполнению Его воли!

  1. Уникальные личные качества Христа (1:16,18)

Довольно кратко апостол перечисляет четыре качества, которые занимает Христос. При этом он подчеркивает, что НИКТО, кроме Превосходного Спасителя, не может занимать их по праву.

Христос есть единоначальный Правитель вселенной! Павел, рассматривая различные сферы вселенной, упоминает каждую из них. Все существующее в материальном мире подчинено Христу, потому что Он сотворил это. Все существующее в духовном царстве также подчинено Христу, потому что Он также сотворил это. Обратите внимание, насколько законченным является это перечисление: «все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано». В этом мы видим такой вопрос для тех людей, которые хотят сверять свою жизни с небесными звездами: «Зачем следовать за тем, что было сотворено, когда вы можете следовать за Тем, Кто это сотворил?» Для тех, кто хотел поклоняться ангелам, этот вопрос звучит так: «Зачем поклоняться тому, что было сотворено для служения, когда вы можете поклоняться Тому, Кто сотворил ангелов, чтобы они служили Ему?» Всеобщее господство Христа—это качество, на которое не может претендовать никто, кроме Иисуса Христа. Зачем следовать за кем-то еще?

Христос есть Глава церкви! (ст. 18). Его тело есть церковь, и Он, будучи ее главой, обеспечивает и поддерживает жизнь для членов этого тела. Как глава тела, Он принимает решения. Все решения соответствуют повелениям главы. Как глава церкви, Он наставляет и руководит. И как глава церкви, Он обеспечивает единство и дает церкви возможность осуществлять одну цель. Сегодня некоторые люди претендуют на то, чтобы считаться «главой» какой-нибудь церкви или деноминации, но Библия однозначно утверждает, что Христос есть единственный глава ЕГО церкви. Необходимо во всем уважать это качество и повиноваться ему.

Христос есть Начаток! (а. 18). Слово «начаток» (иначе, «начало») имеет отношение к «источнику». Некоторые люди прочитали в Книге Откровения 3:14, что Христос есть «начало создания Божия» и сделали неверный вывод о том, что Христос был сотворен Богом. Но это слово попросту относится к «источнику». Таким образом, Книга Откровения 3:14 говорит о том, что Христос есть «источник создания Божия». Такое понимание полностью соответствует богодухновенному учению Павла в этом параграфе. Слово, переведенное здесь как «начаток», также может означать начальство или власти», как в Евангелии от Луки 20:20. Следовательно, наш Господь занимает качество, которое показывает нам, что Он есть источник происхождения жизни для церкви и что Он есть начальство и власть для Его церкви.

Христос есть Первенец из мертвых! (ст. 18). Такой же титул мы находим в Книге Откровения 1:5. Еще раз Павел выражает превосходство Спасителя над царством смерти. Посредством Своего славного воскресения Он способен предложить источник жизни Своим последователям. Никто другой не может занимать это качество.

Связывая все воедино

Отстаивая превосходство Христа, Павел основывает свое наступление на трех доводах. Христос есть Превосходный Спаситель по причине Его божественной сущности. Христос есть Превосходный Спаситель по причине Его внушительной силы. Христос есть Превосходный Спаситель по причине Его славных качеств. В ст. 23 мы читаем подходящее случаю увещевание. Что произойдет, когда мы осознаем превосходство Христа? Павел говорит, что мы будем «тверды и непоколебимы в вере» и не отпадем «от надежды благовествования». Признавая первенство Христа (ст. 18), нам ничего не остается, как служить Ему, искренне прилагая все силы.

Вы познали превосходство Христа Иисуса? Вы видите огромное значение этого отрывка из Писания? НИКТО ДРУГОЙ не может быть Превосходным Спасителем, кроме Христа Иисуса. Поэтому давайте исполнять волю Господа. Он — Бог. Он обладает внушительной силой, которая поможет нам стать совершенными и быть угодными Богу. Только Он достоин занимать славные качества, которые соответствуют Его великой сущности.

Давайте будем остерегаться того, чтобы уподобиться верующим в Колоссах и поместить людей и понятия на один уровень с Иисусом Христом. Он превосходит всех — никто другой не заслуживает того, чтобы быть Ему равным!

Дж.Л. Кахельман мл.

Изучение Послания к Колоссянам. (John L. Kachelman Jr., 1985), Превосходство Спасителя!  Учебно-методическое пособие: ООО «Триада С», Перевод с англ. Киров: 1999.  320с. ISBN 5852711209.

Добавить комментарий