Активное молитвенное Богообщение дает нам отвеченную молитву.

молитваОтвеченная молитва – это прежде всего Богообщение и лишь потом – личная просьба.

Александр Зайченко.

«Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их.» (1Пет.3:12)

 

По мере духовного возрастания христианина его молитва может приобретать новое качество. Здесь можно говорить о разных стадиях роста молитвенного Богообщения: от полу-стандартных и простых прошений и просьб –– к углубленным духовным размышлениям. Например, в поиске ответов на вопросы: что стоит за этой истиной, каковы ее возможные последствия в сегодняшних условиях, что Бог хочет сказать мне через актуализацию моей новой потребности и т.д.???

Молитва неверующего или искателя. Как правило, — это частые молитвы-просьбы по очень конкретным обстоятельствам и нуждам, где наиболее распространенные темы: о защите, материальной поддержке, здоровье и т.д. и т.п.). Во многих случаях, это — сумбурные обращения и тем не менее, если они увязаны с поиском Бога и Его истины, то могут быть услышаны и отвечены.

Молитва неофита, недавно уверовавшего. На фоне слабого знания Слова Божьего, его неосведомленности о Божьей милости, благодати и благословениях такой человек продолжает предлагать себя и свои пожелания Богу для исполнения. Это вполне допустимо, если только новообращенный стремится глубже понять Слово Божье, уяснить, что Библия – это живое слово, действующее на ныне живущих людей, на всех тех, кто верит и разделяет Божьи истины. Важно, чтобы это был не заранее заготовленный по образцу текст, а авторское обращение, с «личной подписью». Ведь Бог, хотя и не обижается подобно людям, но такое небрежение молящегося, который использует эрзац-заготовку, не находя у себя ни фраз, ни слов, для выражения собственных мыслей, превращают такую молитву-нужду в простой муляж. Это свидетельствует, по крайней мере, о духовной незрелости молящегося.

Молитвенная неуверенность неверующих и начинающих христиан сводится, в основном, к их сомнениям в базовых истинах веры: Есть ли Бог? Слышит ли Он меня? Ответит ли Он на мою нужду? Ученые-физики уже давно пришли к выводу, что даже современная наука не может обладать полным знанием, полной картиной окружающего мира. Даже измерить и зафиксировать текущие свойства материи с полной достоверностью она не может, поскольку в самом процессе реального измерения происходит воздействие на исследуемый объект и последующие изменения его свойств. Точно также и Бог, когда наблюдает за Своим творением, за человеком, уже воздействует на него, а если речь идет о молитвенном обращении верующего, то Бог его конечно слышит и отвечает, другое дело замечает ли это сам молящийся?

Молитва опытного христианина. Для зрелого верующего молитва — это скорее размышление, углубление в смыслы Слова Божьего. На этой стадии упрощенные молитвы-прошения встречаются реже, человек лучше разбирается в истинах Божьих, в Его заповедях, заветах, о путях и способах возрастания в благодати. Бог знает о наших нуждах еще до того, как мы выразим их в просительной молитве (Мф.6:8), без Его воли волос с нашей головы не упадет (Мф.10:30), и главное, мы должны доверять Богу, его Слову. В любых обстоятельствах мы и без просительной молитвы знаем, что, когда со мною Бог – «кого мне бояться». (Пс.26:1)

Зрелый христианин часто обращается к такому способу Богообщения как молитвенному размышлению, рефлексии на Слово Божье. Багаж усвоенных знаний позволяет ему в своих размышлениях прославлять Господа, благодарить Его, рассуждать о замыслах Бога, дарах Божьих, способах коммуникации с Ним и т.д. Именно такое молитвенное Богообщение придает особую, близость нашим отношениям с Господом, чего не добиться даже очень частыми и жаркими конкретными молитвами-просьбами.

Дело в том, что наше глубокое проникновение в Слово Божье, наши новые духовные открытия в ходе мысленных или вслух проговариваемых рассуждений – это признак того, что мы находимся на прямой связи с самим Творцом. Богу не так важно точно знать, что мы конкретно просим у Него в данный момент, как убедиться в глубине самих отношений и самое главное, дать знать именно нам лично, что Он одобряет эти наши попытки. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.» (1Иоан.5:14). Здесь важно не «чего просим», «а по Его воле».

Такая теснота отношений в молитве создает отчетливое впечатление диалога с Богом, ощущение живой обратной связи с Ним, что естественно вдохновляет. Именно отсутствие быстрой обратной связи с Богом, комплекс «неотвеченных молитв» представляет проблему в молитвенном общении для большинства христиан.

Но при этом никто не отменял для самого продвинутого и праведного христианина необходимость, духовную силу и теплоту традиционной молитвы с адресным контекстом: спаси меня, прошу Тебя, научи меня.

Так что, если вам м’олится — молитесь и обычной молитвой, только не забывайте, что Богу приятно ваше возрастание в Его Слове и мудрости. Будем помнить, что через творческое Богообщении, рассуждение о духовных истинах мы можем возрастать в правде Божьей, а значит – в преображении в Его Славу и своем освящении. (2 Кор. 3:18).

Александр Зайченко.

Газета Протестант.ру      

Добавить комментарий