Американские эксперты: что США хотели бы ждать от России в ближайшие 3 года.

сшаТри сценария развития отношений Россия-США после Украины в 2016—2018 годах.

The National Interest, Paul J. Saunders.

В преддверии нового 2016 года исследовательский Центр национальных интересов — экспертная организация в США опубликовала материал «Соединенные Штаты и Россия после Украины», под редакцией бывшего ключевого советника по России в администрации президента Джорджа Буша-младшего Пола Сондерса (Paul J. Saunders).

Центр национальных интересов (Center for the National Interest) — это «непартийный» и неправительственный исследовательский центр, основанный в 1994 годы бывшим президентом США Ричардом Никсоном (Республиканская партия). В фокусе внимания Центра национальных интересов: политика национальной безопасности США, энергетическая безопасность, изменения климата, стратегический баланс на Ближнем Востоке, морская безопасность и отношения США с Китаем, Японией, Европой и Россией. Центр регулярно издает в США свое периодическое издание «Национальный интерес» (National Interest) и имеет собственный информационный ресурс — www.nationalinterest.org.

Центр пользуется финансовой поддержкой фондов, корпораций (главная — Корпорация Карнеги) и индивидуальных спонсоров. Издание Центра — журнал «Национальный интерес» существует с 1985 года и «прославился» в 1989 году публикацией «скандальной» работы Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории». Предлагаемый к рассмотрению материал «Соединенные Штаты и Россия после Украины» интересен, в том числе и тем, что вышел из влиятельного экспертного сообщества, близкого к кругам Республиканской партии в период, непосредственно предшествующий в США президентской кампании 2016 года. Это подведение итогов и прогнозирование по одному из важных направлений внешней политики США в преддверии смены президентской администрации.

По форме «Соединенные Штаты и Россия после Украины» состоят из трех небольших по объему очерков, написанных тремя разными авторами и представляющих описания якобы уже случившегося на Украине и вокруг нее в период с 2016 по 2018 год включительно, а также российско-американских отношений в связи с этими событиями. Сослагательные наклонения в каждом из вариантов в тексте отсутствуют. По существу, речь идет об альтернативных сценариях развития конфликта между США и Российской Федерацией в 2016—2018 годах.

Переворот в Киеве, присоединение Россией в 2014 году Крыма и поддержка восстания в областях Новороссии на Украине подняли фундаментальные вопросы о будущем отношений между США и Россией и их последствиях для национальных интересов США. Новый период в российско-американских отношениях по аналогии с известными событиями стали именовать «холодной войной». Авторы экспертной работы признают, что российское военное вмешательство в Сирии еще более усложнило проблемы российско-американских конфликтных взаимоотношений.

В публикации «Соединенные Штаты и Россия после Украины» учтены самые последние события в Сирии декабря 2015 года. Предложенные сценарии написаны в стиле альтернативной истории. Они интересны тем, что в них конкретно указаны точки, представляющие особый интерес для США. Фактически, американские эксперты указывают своим российским коллегам, что желательно делать России в интересах США якобы для снижения степени конфликта. Авторы сосредоточили внимание на рассмотрении действия стимулов и факторов, с которыми каждое правительство сталкивается при их политическом выборе, и возможные действия других сторон, включая собственно правительство Украины и европейских стран.

Все три сценария подчеркивают центральную роль нынешнего конфликта вокруг Украины в американо-российских отношениях. Разногласия по Украине и другим вопросам катализировали распад российско-американских связей по модели постсоветских отношений. Эксперты полагают, что сценарий «замороженного конфликта» из-за «усталости» Украиной более вероятен, а также потребуется продление срока, в течение которого Киеву нужна обширная внешняя поддержка США и ЕС. Но при этом увеличивающаяся интеграция Украины в Европу будет способствовать долгосрочной конфронтации между Западом и Москвой.

Сценарии также иллюстрируют признание роли трансатлантических отношений и единства (или его отсутствия) в рамках НАТО и Европейского союза. С точки зрения России, она нуждается в надежном и стабильном соседстве. Со своей стороны, Соединенные Штаты определили свои национальные интересы в том, чтобы соседи России были независимыми от нее и, самое главное, измеряли свою независимость посредством оппозиции к Москве. Американские лидеры стремятся использовать проявленные российской стороной слабости, чтобы заставить российских политиков пойти на дальнейшие уступки по Украине, по всему постсоветскому пространству и на Ближнем Востоке.

По всем трем сценариям становится ясно, что США сейчас важно понизить уровень конфликта, стабилизировать ситуацию, консолидировать свое приобретение Украины и зафиксировать полученные новые преимущества в континентальной и глобальной геополитической конструкции. При этом американцы весьма чувствительны к китайскому фактору глобальной политики. В США заинтересованы свести к минимуму повреждение жизненно важных национальных интересов США на этом направлении, т. е. США не намерены выигрывать с Россией и проиграть в итоге с Китаем. Поэтому в США внимательно просчитывают возможную дезинтеграцию России.

Во всех трех сценариях считаются маловероятными в рассматриваемый период решительные политические изменения в Москве, т. е. «дворцовый переворот» с устранением президента Владимира Путина или уличную революцию в России по сценарию оранжевых переворотов. Но при этом соперничество с Москвой сильно отличается от логики «холодной войны». В Вашингтоне признают, что открытые столкновения между ведущими государствами в решении экзистенциальных вопросов могут быть весьма опасны, особенно, когда они обладают ядерным оружием. Поэтому стратегия постепенного политического наступления с получением новых и новых преимуществ более предпочтительна для Вашингтона.

Доклад состоит из двух позитивных (для России) и одного негативного сценария. В первом позитивном сценарии «Функциональные взаимоотношения» (авт. Самуэль Чэрэп) рассматривается возможность относительного повышения уровня отношений США и России. Это позитивный сценарий, который представляется наиболее желательным для российского руководства.

С точки зрения американского эксперта, кризис в украинском руководстве, раскол между президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком ведут к краху правящей коалиции и понуждает к созданию новой коалиции с участием «Оппозиционного блока» для того, чтобы избежать досрочных выборов. Тяжелая экономическая ситуация на Украине ведет к росту социальных протестов. Поэтому «горячечный милитаризм» на Украине 2015 года уступит место отчаянию, особенно после того, как украинцы поймут, что ни Соединенные Штаты, ни ЕС не готовы тратить больше средств для помощи украинской экономике.

Созданное на основе новой коалиции новое правительство на Украине поведет гораздо более примирительную политику по отношению к восставшим регионам. Киев сделает уступки в рамках Минского процесса. Градус антироссийской политики на Украине понизится. Украина вернется к внеблоковому состоянию.

Автор сценария предположил, что Минский процесс будет продлен на первые полгода. (На самом деле, он был продлен на целый 2016 год). Санкции ЕС в отношении финансового сектора и энергетики почти полностью будут сняты с России в 2016 году. Санкции в отношение Крыма и военно-промышленного комплекса России, а также персональные санкции сохранятся. В итоге мирного урегулирования контроль Украины над границей «особых районов» с Россией останется более формальным, чем реальным.

Второй, еще более положительный для России сценарий «Расколотая Европа» — начало политического процесса на Украине, возобновление связей с Россией, Донецк и Луганск вне рамок государственного контроля Украины (авт. Николас Гвоздев).

Этот сценарий рассматривает возможность кризиса трансатлантического единства, раскол среди европейских союзников США по проблеме отношений к России. Автор сценария указывает, что статус-кво на Украине на протяжении 2016 года напоминает ситуацию с Грузией после войны 2008 года. Военный конфликт в регионе Донбасса продолжает «замерзать» без дальнейших крупных военных столкновений. Европейские правительства адаптируются к разделенной Украине, хотя европейцы, по-прежнему, глубоко подозрительно смотрят на Москву. Многие европейские правительства увидят в прекращении огня и начале политического процесса на Украине достаточное основание для медленного возобновления связей с Россией, несмотря на то, что Крым, Донецк и Луганск останутся вне рамок государственного контроля Украины.

Третий, негативный сценарий: «Непреходящее противостояние» Украина – большой замороженный конфликт. Но статус России как мировой державы закрепляется (авт. Мэтью Рожански).

К началу 2016 года стало ясно, что рамочные соглашения в Минске не имеют никаких шансов на полное осуществление. Ситуация на Донбассе фактически переходит в состояние самого крупного замороженного конфликта на постсоветском пространстве. Но относительная стабилизация конфликта на Донбассе не приносит обновления стабильности или нормализации отношений между Востоком и Западом. Вместо этого, замороженный конфликт на Донбассе определяет растущие тенденции к холодной войне и конфронтации на геополитическом уровне. Огромные размеры и политическая заметность Донбасса, как замороженного конфликта XXI века, гарантируют то, что отношения между Россией и Западом будут страдать от углубления враждебности и недоверия.

Обе стороны предрасположены продолжать конфронтацию и взаимно изолирующую политику не только на и вокруг Украины, но и в других региональных и глобальных конфликтных точках. Конфликт на Украине, таким образом, отмечает прочный и отрицательный сдвиг в отношениях России и Запада.

The United States and Russia after the Ukraine. Crisis: Three Scenarios. Ed. Paul J. Saunders, 2015.

eadaily.com


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*