Душепопечение и евангелизация: как они соотносятся между собой.

евангТомас Сигли.

Работая старшим пастором последние десять лет, у меня было много возможностей проводить служение неверующим в нашем районе. Люди обращаются ко мне со своими проблемами. Со временем я осознал, как важно внедрять евангелизацию в душепопечение.

Самая большая душепопечительская проблема неверующих – это греховность и смертный приговор, с которым они живут: “мертвые по преступлениям и грехам, в которых вы некогда жили” (Еф. 2:1); “гнев Божий пребывает на нем” (Иоан. 3:36). Все другие проблемы являются второстепенными по сравнению с наболевшей нуждой понять постоянное присутствие конкретного греха, и познание Спасителя грешников. Неверующие обращаются ко мне со многими ежедневно волнующими их проблемами: расстроенные отношения, беспомощность, горечь, зависимости, неясное мышление и т. д. Эти проблемы не являются отдельной категорией, отличной от проблемы греха. Они возникают от силы греха и от Божьего проклятия на грех. Но Иисус Христос спасает грешников, возрождает мертвых к жизни. Слава Богу!

Библейское душепопечительство и библейская евангелизация происходят от одного и того же: от той же самой истины о Боге, от той же самой истины о человеческой природе, той же сильной благодати. Душепопечение и евангелизация идут рука об руку. Будучи правильно истолкованными, внешние действия, навязчивые идеи и настойчивые эмоции опекаемых неверующих показывают, что они живут под влиянием мирской лжи: “Ты сам себе бог”. Душепопечение и  евангелизация выводят на свет эту ложь в её особых формах и показывают ее неверующему. Поэтому, когда мы опекаем неверующего, мы должны работать по-евангельски. Наши методы должны показывать людям связь между их природой и их поведением, связь между грехом и его последствиями, значимость Божьей благодати для нашей действительной нужды. Только тогда неверующий получит пользу от наших душепопечительских усилий.

Первая задача в душепопечении неверующего – логически, если не хронологически – представить правильную доктрину о человеке. Люди не понимают, кто они и что с ними происходит. Человек не является грешником только потому, что он грешит, он грешит потому, что он в своей основе грешник. В самом сердце человеческого существа господствует греховная природа. Она контролирует то, как он думает, чувствует и живет. Неверующему нужно понять, что управляет им, когда он находится вне Христа. Правильное понимание самого себя делает Евангелие Христа ощутимой благой вестью.

Самая большая “душепопечительская” проблема неверующего – это его греховность и смертный приговор, с которым он живет.

Конечно, нехристианские душепопечители не проводят и не могут проводить евангельское душепопечение. Какими бы не были их сознательные намерения в душепопечении, они неизбежно реабилитируют греховную природу, вместо того, чтобы показать её такой, какая она есть. Но, к сожалению, даже христианские душепопечители не спешат глубоко внедрять евангелизацию в процесс    душепопечения. Большая часть проблемы состоит в том, что многие евангельские модели, используемые в церкви, не противостоят эффективно, глубоко и детально    греху неверующего. Большинство моделей евангелизации не вписываются в душепопечительский контекст. Они кажутся навязчивыми, фальшивыми, ненужными или не содержательными.

Душепопечителю нужно было бы переключиться на другую скорость, перейти от      “душепопечения” к чему-то совершенно другому, т.е. к “евангелизации”. По сравнению с этим, библейская модель евангелизации неотделима от хорошего душепопечения. Она непосредственно касается настоящих проблем неверующего и приводит не только к истинному осознанию греховности, но и дает надежду для личного изменения. Подобно библейскому душепопечению, евангелизация приносит истинное самопознание. Как и в библейском душепопечении, она представляет Иисуса Христа, как нового Правителя сердца человека.

Сегодня можно наблюдать разрушенные отношения между современными моделями евангелизации и нуждой человеческого сердца, которую показывает библейское душепопечительство. Я предложу модель, которая восстановит силу Евангелизации, и которая имеет под собой библейское основание. Существует расхождение между тем, на что обращает внимание душепопечительство и теми евангелизационными методами, которые превалируют в церкви сегодня. Пять моделей евангелизации широко используются сегодня в церкви. В каждой составной содержится крупица истины, но не одна из них не представляет полное и существенное евангельское послание. Каждая из моделей усечена – ей недостает прямого противостояния человеческому сердцу. Вот пять видов, моделей Евангелизации:

  • Массовая евангелизация
  • Методическая евангелизация
  • Моделирующая евангелизация
  • Эгоцентричная евангелизация
  • Мистическая евангелизация

Когда используют одну из этих моделей, то конкретной греховности неверующих не обязательно противостоят так, что это приводит к истинному покаянию и вере. Я хочу кратко обсудить каждую из моделей и потом представлю то, что я называю Внедрением Евангелизации, модель евангелизации, которая очень сильно интегрирована в библейское душепопечительство.

Массовая евангелизация

Массовая евангелизация представляет собой евангелизацию исключительно в контексте собрания большой группы людей или благовестия общего характера: евангелизационные проекты, собрания, раздача брошюр, и проповедь возрождения. В массовой евангелизации, безусловно, нет ничего плохого. Иисус и апостолы часто проповедовали множеству народа. Но в толпе очень легко затеряться. Часто послание может не коснуться отдельного человека, его сердца, поведения, и жизненных обстоятельств. Представители евангелизационного проекта Билли Грема сообщают, что только десять процентов людей, которые приходят ко Христу во время публичных собраниях, продолжают жить для Христа. Причины для такого резкого спада сложны, но я считаю, что одна из главных причин – это то, что послание и последующее душепопечительство, как правило, не касаются личных проблем.

Когда Иисус обращался к какому-то человеку, Он держал руку на его пульсе. Он разбирал его по частям, показывая ему, кто он есть на самом деле; Он заново собирал его, показывая, кто Он есть на самом деле. И это то, что должны делать как душепопечители, так и евангелисты. Я не против массового благовестия – Я ведь всё же проповедник,! Но мы должны искать любую возможность, чтобы донести оживляющую истину лично каждому. Массовая евангелизация очень часто упускает главную значимость библейского самопознания, недооценивая сложность человеческого идолопоклонства. Когда в программе массовой евангелизации призывают к посвящению жизни Христу, очень часто идолопоклоннические посвящения сердца остаются нетронутыми. Иисуса добавляют к тому, что уже есть, вместо того, чтобы заменить то, что есть. Но человеческое сердце не может вместить и истинного Бога, и богов. Кто-то из них должен покинуть сердце человека.

Методическая евангелизация

Второй вид евангелизации, которому не удается повлиять на неверующих достаточно глубоко, – это методическая евангелизация1. В её состав входит Взрыв Евангелизации, Четыре Духовных Закона и тематические системы запоминания. Они очень часто бывают полезными в подготовке христиан для того чтобы систематически понимать и делиться основами веры. Они содержат многие доктринальные истины. Но они не проникают в суть проблем сердца неверующего человека. Например, хотя я очень ценю мою подготовку в программе Взрыв Евангелизации, я обнаружил, что она не “действует” в северной части Соединенных Штатов так, как она действовала в южном “Библейском поясе”, где забота о том, чтобы попасть на небеса и общая осведомленность о Боге присутствует у большинства неверующих. Подход “Один размер для всех” не учит нас той гибкости, которую мы видим в Иисусе или Павле. Он упускает возможности, которые создаются при познании человека через дружеские отношения, семью, или душепопечение. Более того, эти модели в действительности не обнажают и не обновляют сердце. Вставляя “консервированное” представление в середине душепопечительского процесса, мы нарушаем все принципы, которые делают библейское душепопечительство таким могущественным и действенным в сфере человеческих отношений.

1Этот комментарий, также как и моя критика других моделей, не ограничивает Божью способность использовать что угодно, чтобы привести человека ко Христу! Это Его слава и наше счастье, что Он чертит прямые линии изогнутой тростью. Моя критика имеет отношение к адекватности внутренних ресурсов каждой модели, в надежде, что наше евангелизационное служение станет более ясным и точным.

Моделирующая евангелизация

Третья спица в Колесе – это моделирующая евангелизация, которая делает ударение на христианском образе жизни и гостеприимстве. Она призывает христиан проводить время с неверующими, строить с ними отношения, в общем “наводить мосты”. Её цель состоит в том, чтобы вы позволили вашему свету засиять, тесно общаясь с другими, чтобы они увидели и были привлечены к вашему стилю жизни, отношениям, ценностям… и Господу. Эта модель, подобно другим, содержит частичную истину. Но она не содержит встроенное послание, которое помогает неверующему познать себя и познать Христа. Отношения, ценности и проблемы, которые существуют у христиан, зачастую соответствуют проблемам данной культуры в целом и, таким образом, “модель” может быть с легкостью запятнана. И каким бы замечательным не был отдельно взятый христианин, это не обязательно означает, что он верно передает послание о том, что Божья благодать предназначена для умирающих грешников, а не для замечательных людей. Важно, чтобы христиане несли весть о Боге и о человеческом сердце, а  не только полагались  на представление своей жизни в качестве модели. Душепопечительство, например, часто способствует построению глубоких отношений честности, доверия, и взаимопознания. Но душепопечение нуждается в послании, которое поможет в принятии окончательного решения; в чем-то большем, чем образ жизни и позиция душепопечителя.

Эгоцентричная евангелизация

Эгоцентричная евангелизация обещает людям много хорошего. В лучшем случае она обещает то, что Бог действительно даст, либо раньше, либо, наверняка, позже: смысл жизни, счастье, отношения, здоровье, богатство, новую жизнь, чистую совесть, вечную жизнь. Но она обещает все эти хорошие дары, как второстепенные подарки Щедрого Дарителя, который делает Себя основным Даром. В худшем случае эгоцентричная евангелизация напрямую угождает плоти. Бог становится потакающим родителем, который дает вам то, что вы хотите сейчас. Здоровье, богатство и христианство “воздушных замков” находятся в центре такой евангельской программы. Иисус рассматривается в свете психологических категорий, как тот, кто восполнит все “нужды” – эвфемизм для наших “инстинктивных и укоренившихся вожделений”! Человек становится сам себе богом, контролирующим, самовольным, взывающим к “Богу” для удовлетворения собственных целей и желаний. Когда ориентированная на удовлетворение нужд церковь, которая поддерживает и продвигает эгоцентричную евангелизацию, больше не восполняет его нужд – то есть, когда по Божьему провидению всходит “солнце” или вырастают “тернии” (смотрите притчу о сеятеле) – человек уходит, если плоть никогда не была явлена в ее истинном свете.

Мистическая евангелизация

Последнюю спицу колеса я назвал мистической евангелизацией, суть которой заключается в ведении Святого Духа во время свидетельства неверующим. Она была названа “Могущественной евангелизацией ”, полагающейся на откровения или поразительные чудеса. Движение “Виноградник”, возможно, самый яркий пример из всех известных примеров. Джон Вимбер описывает этот подход следующим образом: “Любая система или сила, которые должно преодолеть евангелие, является причиной для столкновения сил ”. Так ли Библия учит нас полагаться на Божью силу, чтобы преодолеть неверие? Бог всесилен, и Библия изобилует историями о Его чудесах, знамениях и чудах. Но опасность такого рода евангелизации состоит в том, что она поощряет неверующих (и христиан) преклоняться перед своим собственным опытом вместо того, чтобы поклоняться Богу и познавать себя. Сила, которой проникнуто настоящее благовестие, приводит людей из царства тьмы в царство света. Это изменяет сердце человека, меняет мотивы, верования, и желания. Результатом этого служат видимые плоды,   измененное поведение, отношения, приоритеты и образ жизни. Сила мистической модели состоит в том, что она опирается на силу Бога. Слабая же сторона заключается в том, что она легко искажает цель Бога в использовании этой силы и упускает из виду человеческое сердце. Она делает ударение на ярких проявлениях силы, которая в Библии указывает на более глубокую, но обычную Божью силу истины и любви, которая меняет сердца.

Томас Сигли.

Душепопечение — это воздействие на сердца опекаемых неверующих.

Добавить комментарий