Искренняя вера в Христа и молитва всегда помогут нам при психологических и нервных срывах.

по водеЛлойд-Джонс, Мартин,

Глядя на волны.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю, И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышел из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? Мф. 14:26-31.

В этом эпизоде внимание концентрируется на природе и характере веры и на важности правильного представления о ней. Важнейшее предварительное условие — увидеть Личность нашего благословенного Господа, явленную нам во всей Ее непостижимой Божественности. Эта Божественность носит неповторимый, уникальный характер. Вот Иисус спокойно идет по бурным волнам. Вот по Его воле Петр обретает способность сделать то же самое. Мы вновь видим, как он повелевает стихиям и властвует над ними. Мы должны начать с этого, поскольку невозможно рассуждать о характере веры, не имея ясного представления о Личности, на Которую мы полагаем эту веру. Мы стремимся к достижению истинно христианской веры. А краеугольным камнем христианства является утверждение, что Иисус из Назарета — это единородный Сын Бога и Господь славы. Он властитель вселенной, Господь стихий. И в данном случае Его власть и господство проявляются наглядно. Все Евангелия дают нам описания этих наглядных, зримых проявлений Его господства. По большей части за нашими проблемами кроется именно неспособность поверить истинам о Его личности.

Заметьте, Петр начинает так хорошо, а заканчивает, увы, плохо. Сначала кажется, что он полон веры, а затем он предстает полным неудачником, в отчаянии вопиющим о помощи. Как быстро произошел этот переход!

Еще до приближения Господа к ученикам, буря уже вовсю бушевала. В то время как Иисус молился на горе, лодку швыряло волнами. Затем Иисус внезапно появляется, и описанный инцидент имеет место. Дело обстояло не так, что Петр пошел по спокойной воде, а затем налетела буря. Никакого нового фактора не наблюдается, тем не менее Петр оступается. Отчего так? Очевидно, вся проблема целиком и полностью в Петре. Диагноз нашего Господа точен: недостаток веры. Маловерие открывает дверь сомнению. Отсюда можно извлечь много важных уроков, и усвоение их в значительной мере избавит нас от депрессии.

Первое, на что следует обратить внимание — это то, что я называю «менталитетом Петра». Когда человек становится христианином, его темперамент остается точно таким же, каким был до этого момента. Мы не превращаемся внезапно в кого-то другого. Все мы можем сказать: «Я живу; и все же это не я, а Христос живет во мне». И хотя затем мы продолжаем и говорим: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего», но при этом никогда не следует забывать, что «я» осталось прежним. Мы всегда остаемся самими собой, со своими собственными, ярко выраженными особенностями темперамента и вытекающими из них особыми, лично нашими проблемами. Существуют и проблемы, общие для всех. И даже наши личные, индивидуальные для каждого из нас проблемы подпадают под общую категорию греха. Но приходят они к нам по-разному. К примеру, человек, обладающий вспыльчивым темпераментом, должен всегда следить за собой. Точно так же и флегматичному человеку не стоит утрачивать бдительности, поскольку такие люди зачастую склонны идти на компромисс, в то время как следует стоять твердо. Вероятно, наибольшая бдительность требуется тогда, когда дело касается нашей силы. Именно самые сильные стороны нашего характера причиняют нам наибольшие хлопоты, и именно из-за них мы совершаем самые серьезные ошибки.

Это в очень большой степени относилось к Петру. Самыми сильными сторонами его характера были энергия, способность к быстрому принятию решений, активность. Ему были свойственны энтузиазм и импульсивность. Прекрасно, когда у человека энергичная натура, но часто это ведет к неровной, неуравновешенной христианской жизни. Случай с Петром — отличная иллюстрация. У него достаточно веры, чтобы сказать Господу: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде», и затем смело шагнуть вперед. Как великолепно! Но всего лишь через несколько мгновений картина резко меняется: он кричит, охваченный страхом. Так же он ведет себя и в другом случае, когда наш Господь говорит о Своей смерти и о том, как Его оставят. Петр без колебаний восклицает: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Однако буквально через несколько часов он с клятвами отрекается от Христа, говоря, что «никогда не знал Его». Вот именно эту нестабильность я и называю «менталитетом Петра». Это человек, который не знает ровного состояния, он или на горном пике, или в бездне; или полон энтузиазма, или придавлен унынием.

В чем причина столь резких колебаний от энтузиазма до отчаяния? Почему он то восторженный победитель, то жалкий неудачник? Причина в темпераменте. Люди подобного типа час1го начинают действовать, или не подготовившись к своим действиям, или не продумав их как следует. Петр, как мы видим это во всех Евангелиях, всегда первым вызывается на любое дело. В Евангелии от Иоанна (гл. 21) рассказывается, как ученики рыбачили всю ночь и ничего не поймали. Уже утром Иисус появляется на берегу, и когда Иоанн говорит: «Это Господь», Петр немедленно бросается в воду и плывет к Иисусу. И после Пятидесятницы (Послание к Галатам, гл. 2) мы видим его все тем же импульсивным человеком. Павел даже упрекнул его за колебания: Петр не обдумал вопрос оправдания верой так, как это следовало сделать. У Петра не было оправданий, поскольку именно он впервые принял в христианскую церковь язычников. Помните случай с Корнилием в главе 10 Деяний? Видите, до каких высот может подниматься Петр. Ведь для иудея ввести язычника в церковь было поступком совершенно экстраординарным. И тем не менее позже, в Антиохии, когда из Иерусалима пришли посланники — приверженцы иудейских обрядов, он впал в свое прежнее заблуждение. Павел тогда «лично противостал ему» и сказал ему правду. Проблема была все та же. Петр принял идею, но при этом не обдумал, как следует, какие практические следствия влечет за собой ее принятие. Это неизменная беда людей такого типа. Энергия и импульсивность часто толкают их на решительные поступки. Их духовная жизнь беспрерывно сотрясается, амплитуда колебаний их «духовного маятника» колоссальна. Очень часто это становится причиной духовной депрессии.

Мне хотелось бы подчеркнуть еще один момент. В этом отрывке из Евангелия говорится также о сомнении — о том, что иногда мы сами становимся источником собственных сомнений. Петр позволил зародиться в себе сомнению, когда посмотрел на волны. В результате он создал себе трудности, которых не должно было быть. Мы часто вводим себя в сомнения (а следовательно, и в депрессию), когда заигрываем с тем, чего следует избегать. Я имею в виду, например, чтение литературы определенного типа. Если мы втянемся в спор, не разбираясь достаточно в обсуждаемой проблеме, то это также кончится сомнениями. Некоторые люди достаточно безрассудны, чтобы спорить о научных предметах, когда сами не знают о них ничего или почти ничего. Вместо того чтобы отказаться от дискуссии, они пытаются что-то доказывать. В результате их вера оказывается серьезно поколебленной. Мы должны держаться истины в том объеме, в котором она нам известна. Не стоит пытаться отвечать на вопросы, к которым мы не готовы.

Я благодарю Бога, что сомнения и вера — не взаимоисключающие понятия. Некоторые считают, что раз вы стали христианином, то уже никогда не должны питать никаких сомнений. Это не так; у Петра оставалась вера. Наш Господь сказал ему: «маловерный». Он не сказал: «Раз ты усомнился, Петр, значив у тебя вообще нет веры». Вы можете быть верующим человеком и при этом порой сомневаться. Многочисленные примеры этому мы находим не только в Священном Писании, но ив истории Церкви. Более того, если человека никогда не мучат сомнения, то это подозрительный симптом: такому человеку следует еще раз проверить основание своей веры. Вполне возможно, что его безмятежность ложная.

Однако если сомнения снова и снова ополчаются на нас, то это признак слабой веры. Вера не покинула Петра окончательно. Но из-за того, что она была слабой, сомнения овладели им и захлестнули его. Если бы вы задали Петру определенные вопросы, когда он находился в этом состоянии ужаса и тревоги, то каждый раз он дал бы вам верный ответ. Задай вы ему вопросы относительно личности Господа — и я уверен, что и тут он ответил бы правильно. Тем не менее в каждый конкретный момент сомнения захлестывали его. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы это происходило. Сомнения будут нападать на нас, но мы не должны давать им воли.

Как же нам справиться с сомнениями? Если причиной бесконечных сомнений является слабая вера, то единственным противоядием станет сильная вера. Эта мысль здесь подчеркивается прежде всего остального. А что такое сильная вера? Первый признак такой: человек знает о Господе Иисусе Христе и Его силе, неизменно доверяет Ему и полагается на Него. «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Какое великолепное проявление истинной веры! Ведь смысл восклицания Петра сводился, по сути, к следующему: «Если Ты действительно Тот самый Господь, Которого я знаю, то для Тебя нет ничего невозможного. Покажи это — повели сойти с лодки в ревущее море и пойти по воде». Он верил в Господа, в Его силу, в Его личность, в Его способность сделать все. Вера Петра не была чем-то теоретическим. Он испытал ее! Христианская вера начинается и заканчивается знанием Господа.

Это великий принцип, который нам надлежит твердо усвоить и всегда неизменно его придерживаться. Вера основана не на чувстве и не на волевом действии — на знании этой святой Личности. Нет никакой ценности в чувстве, если чувство не основано на знании. Христианство — это Христос, и христианство подразумевает веру в определенные истины о Нем и возрастающее познание Его. Оно подразумевает знание того, что Он — Господь Славы, сошедший на землю, чтобы обитать среди нас: Христианство — это вера в воплощение и в непорочное зачатие. Христианин знает, почему Он пришел и что сделал, когда пришел. Мы должны знать и о Его искупительном подвиге, и о том, что Он пришел, чтобы призвать к покаянию не праведников, но грешников. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).

Я считаю, что люди, приходящие ко мне в состоянии депрессии, практически всегда страдают от нее именно потому, что не знают этих основополагающих истин. Они говорят: «Я такой жалкий, отвратительный грешник, вы представления не имеете, кем я был’ и что делал». Они говорят так, потому что так по-настоящему и не поняли, что имел в виду Господь, говоря: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Но ведь все их слова — это то самое самообвинение, которое и дает им право прийти к Нему и быть уверенными, что Он примет их. Когда человек не знает этого или не верит этому, то это свидетельство слабой веры. Сильная вера подразумевает, что человек эти вещи усвоил прочно. Многие ведут жалкую и несчастную жизнь, потому что не осознали по-настоящему всего этого. Иначе они уже на само свое самоосуждение смотрели бы как на признак покаяния, которое ведет, в конечном итоге, к освобождению.

Знание Библейского учения — величайшее противоядие от духовной депрессии. Настоящее лекарство — это не «подогретые» на молитвенных собраниях чувства, а знание принципов веры. Эти принципы можно найти только в Его Слове, и вы должны взять на себя труд узнать их. Это нелегкая работа. Надо изучать Библию, прилагая к этому все свои способности. Очень печально, что в наше время душевное состояние людей находится в чрезмерной зависимости от собраний. Если они пришли на собрание и там их что-то затронуло, то они счастливы и довольны. Если этого не случилось, они пребывают в унынии. И все это потому, что у многих людей их личное знание истины слишком слабо. Господь сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31,32) — свободными от ваших сомнений и страхов, свободными от депрессии, свободными от всего, что тянет вас на дно. Именно истина освобождает; истина о Нем, о Его личности и Его деле.

Начал Петр хорошо, но затем позволил себе посмотреть на волны, и это заставило его усомниться. Хорошо, если мы поймем, как глупо и нелепо сомневаться. Петру вообще не следовало смотреть на воду. Почему? Потому что еще до того, как ступить на волны, он уже все для себя решил! Он некоторое время боролся с сомнениями, еще находясь в лодке. Когда он обратился к Господу со словами: «Повели мне придти к тебе по воде», это, по сути, означало: «Мне все равно, что творится с морем. Если Ты, Господь, повелишь мне сделать это, то больше мне ничего не нужно». Так он решил для себя эту проблему, вышел из лодки и пошел по бурному морю. Господь Иисус Христос одарил его совершенно реальной способностью ходить по бурным волнам! Зачем он посмотрел на них? Была ли для этого какая-то причина? Абсолютно никакой. Это было безрассудно.

Человек со слабой верой всегда спотыкается на этом. Он продолжает сомневаться, задавать вопросы, несмотря на то что уже получил на них ответы. Если вы действительно в какой-то момент своей жизни уверовали в Господа Иисуса Христа, то, конечно, в той или иной форме, вы сталкивались с трудностями неверия и пытались преодолевать их. Иначе бы вы не уверовали. К чему копаться в проблемах, которые уже вставали на вашем пути и которые вы уже разрешили — еще до того, как выйти из лодки и пойти по воде? Уверовав в Него, вы должны закрыть дверь перед определенными вещами, просто отказаться смотреть на них снова. В этом — самая суть веры: отказываться передумывать то, что уже решено. Скажите таким мыслям «нет», не возвращайтесь к ним больше.

Что еще характеризует сильную веру? То, что человек, обладающий такой верой, неизменно смотрит на Него. Вера говорит: «Он начал это делать, Он может продолжать и обязательно продолжит. Начало моей христианской жизни было положено чудом. Но, если Он начал с чуда, то с таким же успехом может и продолжить его». «Будучи уверен в том, — говорит Павел., — что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).

Во-вторых, сомнения никогда не возникнут, если вы будете смотреть на Него и при этом ясно понимать, Кто Он. Совершенно несущественно, сколько времени длится ваша христианская жизнь — важно в каждом своем шаге полагаться на Него. Лучший способ победить сомнения — это все время смотреть на Него, а не на сомнения. Жить на первоначальном «заряде» веры не получится. Петр пытался это сделать. Не пытайтесь жить, опираясь на обретенное в момент обращения состояние. Мы ходим верой и мы живем верой в Господа Иисуса Христа. В свой смертный час вы будете нуждаться в Нем в той же мере, в какой нуждались в момент обращения. Итак, начинайте свой день с Ним и постоянно поддерживайте с Ним внутренний контакт. Это и есть борьба веры. Вы идете по бурным волнам.

И последнее слово утешения: Он никогда не даст вам утонуть. Петр закричал в ужасе и тревоге, и Иисус немедленно протянул руку и подхватил его. А когда они ступилигв лодку, буря утихла. Может статься, вы Его подведете. Вам может показаться, что вы на волосок от гибели, но «никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). «Ибо я уверен, — утверждает Павел, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38,39). Если вам покажется, что вы заблудились, то Он будет рядом и поддержит вас. Вспомните, как Он помогал, вам в прошлом, — это придаст вам сил и поможет надеяться на лучшее. Если вы в отчаянии — призовите Его на помощь. Он никогда не позволит вам утонуть, потому что вы принадлежите Ему. Он услышит вас и подаст вам руку.

Итак, великий урок, который нам надлежит усвоить из описанного случая, заключается в следующем: Он может уберечь нас от падения. Веруя в Него, мы никогда не упадем; мы будем продолжать идти вперед. Если бы Петр смотрел только на Него, то он и дальше шел бы по волнам, он не испугался бы. Господь так велик, Он — властелин вселенной. Он не только Сам может ходить по водам, по Его воле то же самое может сделать Петр. Для Него нет ничего невозможного. «Богу же все возможно», потому что Он — Бог.

Истинная вера, могучая вера, смотрит только на Него и Его обетования и не оглядывается больше ни на что. Она смеется над невозможным — и над этими бурными волнами — и восклицает: «Это будет сделано». «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд. 1:24,25).

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавить комментарий