Проповедник и его община: социологические аспекты служения.

проповОбщина и проповедник.

Кайдалов Е. В.,

Доверие

Для достижения эффективности в передаче наставления, проповедник должен пользоваться доверием со стороны своей общины. Но проповедник – не пророк в ветхозаветном смысле слова, и община ЕХБ осознает, что выдвинула проповедника и может требовать у него отчета в его служении. Наивысший авторитет для церкви ЕХБ – Библия, и проповедь оценивается по соответствию этому авторитету. Во многих церквях традиционно текст Священного Писания читается в начале проповеди, вместо вступления. Часто к проповеднику, произнесшему проповедь, обращаются люди, обычно активные члены общины, предлагая альтернативную трактовку рассмотренного текста.

В годы советской власти, когда служителям церквей приходилось общаться с уполномоченными по делам религий, доверие к таким служителям резко падало. О некоторых проповедниках становилось известно, что они не только «общаются», но и непосредственно сотрудничают с властями. Люди слушали проповеди, не имея доверия к тем, кто их произносит.

Весьма важным оказывается свидетельство личной жизнью проповедника. Если он не исполняет того, чему сам учит, если Евангелие не изменило кардинально его собственной жизни, то слова его не будут иметь убедительности. Высокие нравственные требования к служителям, выдвинутые в 1Тим 3; Титу 1:5-9, 1Пет 5:2-3; Деян 6:3 служат в том числе и тому, чтобы избрать на служение людей, пользующихся доверием общины.

Община должна также быть уверена в компетентности проповедника.

Но доверие должно иметь границы. Безграничное доверие, абсолютный авторитет слов проповедника наносит общине еще больший ущерб, лишая членов церкви самостоятельности.

Когда проповедник излагает некую истину, разные люди, слушая, думают:

—         «он говорит так, потому что находится в особых взаимоотношениях с Богом, живет особо святой жизнью, и Бог особенно проговорил к нему»;

—         «он говорит так, потому что учился и знает лучше нас, что обозначает этот текст»;

—         «он говорит так, потому что является проповедником и должен проповедовать на этот текст».

Доверие общины своему проповеднику должно быть сбалансировано: думается, говорить на определенный текст проповедника должны побуждать одновременно все три причины. Община нуждается в том, чтобы испытывать чувство доверия проповеднику, но это чувство не должно быть слепым, в конечном счете, это чувство лишь должно помогать общине испытывать чувство доверия к Богу и укрепляться в нем.

А доверие проповедника общине? Мы знаем, что проповедник должен любить свою общину. Теперь мы говорим о том, что проповедник нуждается в том, чтобы испытывать чувство доверия по отношению к общине.

Общины, материально поддерживающие проповедников, могут манипулировать ими, чтобы не слышать в проповеди слишком резких обличений. Проповедник должен знать, что не будет изгнан или лишен материальной поддержки за содержание своих проповедей. Для того, чтобы проповедовать все Писание, приходится затрагивать темы болезненные и проповедник должен не боясь приступать к подготовке к проповеди. Он нуждается в том, чтобы знать, что, хотя тема проповеди будет неприятна для кого-то в церкви, против него не будет затеяно интриг разбирательство на церковном совете, разговоров и сплетен.

Ожидания.

С какими ожиданиями приходят люди на богослужения? Ожидают ли они новых откровений? Нового, особенного, разговора души своей с Богом? Новых познаний в христианской вере и учении и закрепления пройденного материала? Утешения и вдохновения от Духа Святого, Утешителя? Ответов на вопросы, скопившиеся у них в течение недели? Быть может, люди идут на богослужение со смутным ощущением греха, и ожидают, что проповедь поможет им разобраться в себе, «пройти путем покаяния»? А может быть люди идут, готовясь к тому, что просто в течение часа или двух будут слушать неграмотные и путанные рассуждения на библейские темы? Зачастую, то, что они получают тесно связано с тем, что ожидают получить, ожидания же формируются на основе опыта и веры.

К сожалению, в церквях ЕХБ не так много верующих ожидают получить в проповеди особенные откровения, пережить личную встречу с Богом или узнать нечто новое. Это связано как с невысоким средним уровнем качества и профессионализма проповедей, так и с общим отношением верующих к проповеди, как к чему-то почти повседневному. Также, если проповедь не воспринимается как результат встречи с Богом проповедника во время подготовки, а только как плод его размышлений над Словом Божиим, верующие не могут ожидать этой встречи и во время слушания проповеди. Большей частью, «опытные» члены церкви ожидают услышать «интересную» или «неинтересную» проповедь, и бывают удовлетворены, когда проповедь оказывается «интересной».

Удивительно, но часто и сами проповедники ожидают от проповеди лишь то, что она понравится слушателям, будет признана «интересной». В действительности же проповеднику не следует вставать за кафедру, если он еще не знает, какое действие должна оказать подготовленная им проповедь.

Ожидают ли проповедники откликов на свои проповеди, измененного поведения и самой жизни своих слушателей – от этого зависит то, насколько энергично будут они добиваться результата.

Влияния

Хэдон Робинсон указывает, что в целом современные проповедники стали оказывать гораздо меньшее влияние на жизнь людей: «Общественное мнение о проповеднике изменилось, и его больше не рассматривают как интеллектуального или даже духовного руководителя… Согласно Килли Хейселдену, пастора считают «вежливым, симпатичным и всегда готовым помочь; любимцем старушек, сдержанным с молодыми людьми; наставником молодежи и товарищем одиноким людям; а также своего рода приятным и веселым распорядителем на официальных общественных приемах и обедах» Если это описание верно, — заключает Робинсон, — то оно хоть и указывает на то, что проповедник многим нравится, но не говорит о том, что он пользуется большим уважением».

Однако, община, все-таки испытывает влияние со стороны проповедника. Это естественный результат его служения. Сплоченность общины, служения в ней, отсутствие сплетен, взаимопомощь, приток новообращенных – все это, и многое другое не происходит само. По большей части это результат действия Святого Духа через служение пастора и проповедников в церкви. Это положительное влияние осуществляется не только произнесением удачных проповедей, но и личным примером, душе-попечительской работой, характером проповедника, которому хочется подражать.

Но в церкви проповедники – не единственные, кто оказывают влияние на общину. Помимо этого в каждой общине имеются неформальные лидеры, задающие, может быть, больший, нежели проповедники, тон в церковной жизни. Часто неформальные лидеры оказывают негативное влияние на общину, раскалывая ее. Они могут выделяться либо красноречием, либо «особой», кажущейся святостью, проявляющейся в аскетизме, интенсивным, ревностным служением или материальным влиянием на жизнь общины. Задача служителей как не утратить влияния на общину, так и не утратить авторитета в борьбе за это влияние, и уберечь церковь от недуховных имитаций бурной духовной жизни.

Влияние не должно переходить в диктатуру и манипуляцию – это ненавистно Богу (Лк 22:25-27, 3Ин 9-10).

Влияние должна оказывать и каждая конкретная проповедь. Это влияние складывается из того, о чем было сказано прежде:

—         Из того, чем является проповедь: она является провозглашением, благой вестью, свидетельством, научением или увещеванием;

—         Из взаимоотношений проповедника с Богом в Духе Святом и Писании: является ли проповедь тем, что хочет сказать сегодня Господь Своему народу, основывается ли она на Писании?

—         Из взаимоотношений проповедника с общиной, слушающей проповедь: как он знает, понимает и любит своих слушателей, построены ли между проповедником и слушателями взаимоотношения доверия? И ожидают ли люди услышать Божье Слово, обращенное непосредственно к ним в проповеди, которую они слушают?

Община также оказывает влияние на проповедника. Помимо «обратной связи», когда проповедник корректирует проповедь по мере произнесения, в зависимости от восприятия аудитории, существует длительное влияние. Культ почитания, восхищение проповедником может привести его к превозношению и падению, пренебрежение – к отчаянию и потере сил.

В то время как одни общины «закармливают» любимых проповедников вниманием, другие – держат своих проповедников «на голодном пайке», оставляя без эмоциональной поддержки. То и другое поведение общины провоцируется самими проповедниками. Иной проповедник с кафедры постоянно демонстрирует свое превосходство, а другой исполняет

служение скромно, неся все больше обязанностей и не напоминая о своих потребностях. Влияния взаимны! Если проповедник не научит церковь поддерживать его в служении деликатно напоминая об этом, церковь и не будет этого делать, взваливая на него все больше работы.

Заключение

Мы рассуждали о роли проповедника в церкви. От того, кем его воспринимают в церкви, кем он сам ощущает себя, от того, кем он является во взаимоотношениях с Богом и слушателями зависит успех его служения. Проповедник должен быть в церкви пророком, учителем и «старцем», то есть нести Божье откровение, знание Писания и опыт применения библейских знаний на практике.

Проповедник должен оказывать влияние. И это весьма актуально сейчас, когда влияние проповедников и церковных служителей в целом падает – их уже не рассматривают в обществе как духовных лидеров. Это происходит в результате обмирщения и либерализации общества, и ведет, в свою очередь, к еще большему обмирщению и либерализации. Мы говорили о том, из каких составляющих складывается влияние. Это влияние взаимно: не только проповедник влияет на церковь, но и церковь влияет на проповедника.

История проповеднического служения дала современным проповедникам много примеров и может побудить к посвященному служению, к сосредоточению на Писании, к служению проповеди на понятном простым людям языке. Мы выяснили, что современная церковь нуждается в проповедниках одухотворенных и образованных, что церковь нуждается в интересном слове, в захватывающей вести, эмоциональной и отвечающей нуждам слушателей проповеди. Церковь и ныне нуждается в общении с Богом, и это общение может осуществляться через слушание проповеди, члены церкви и неверующие нуждаются в изменении жизни действием Духа Святого, и подобная трансформация также происходит во время церковной проповеди.

Кайдалов Е. В.,

«Роль проповедника в современной церкви».

Добавить комментарий