Служение Христа как Пророка, Первосвященника, Царя.

служениВладимир Дегтярев,

Христос — Пророк.

В Ветхом Завете пророк постоянно характеризуется как «человек Божий», посланник от Бога, тот, кому дано слово от Бога. Под руководством Святого Духа пророк провозглашал или записывал то, что Бог открывал ему (2 Цар. 23:2). Иисус Христос стал тем пророком, о котором говорил Моисей (Втор. 18:15, 18-19). Этому достаточно доказательств.

Во время земного служения Христа, простые люди принимали Его, как Пророка (Мф. 21:11,46; Ин. 6:14; 7:40). Более того, и это существенно, Христос Сам называл Себя Пророком (Мф. 13:57; Лк. 13:33). Как Божий Пророк, через которого Бог говорил к людям (Евр. 1:1 -2), Христос передавал или, по-другому, проповедовал людям Слово Божье, а это и есть служение пророка в соответствии с Писанием (Мф. 4:17; Ин. 12:49-50; 17:8). И также важно подчеркнуть, что Христос, как пророк, наиболее полно явил людям Отца (Ин. 1:18; 14:9). В то же время необходимо отметить, что Иисус Христос — это не просто пророк, подобный тем, которые были до Него. Он превосходит любого Божьего пророка Ветхого Завета, так как пророки приходили к людям с вестью от Бога, а Христос Сам является живым Божьим Словом (Ин. 1:1). Он никогда, подобно другим пророкам, не говорил «было ко мне слово Господне» (Иер. 1:4), но Христос, будучи Богом, со властью заявляет: «А Я говорю вам» (Мф. 5:22; 7:28-29).

В связи с рассуждениями о служении Христа как Пророка, важно отметить одну важную деталь. Сегодня для многих людей слово «пророчество» имеет в себе лишь идею предсказания будущего. То есть, говоря языком математики, пророчество равно предсказанию будущего и больше ничего. Но это абсолютно неверно с библейской точки зрения. Да, действительно, предсказание будущего является важной составляющей служения пророка, но все же не основной. Апостол Павел пишет, что целью пророчества является назидание, увещание и утешение людей с помощью истины Божьего Слова (1 Кор. 14:3). В книге Откровение мы видим, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10). А это то, что делает каждый проповедник, обращаясь к людям и открывая Писание — назидает и свидетельствует об Иисусе Христе. Так в книге Деяния Апостолов мы читаем, что «Иуда и Сила, будучи также пророками,» занимались не предсказанием будущего, а «обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.» (Деян. 15:32).

Поэтому можно сказать, что пророчество или проповедь — это практически почти одно и то же. Разница лишь в том, что пророки Ветхого Завета получали от Бога непосредственное откровение для Божьего народа, а проповедники Нового Завета имеют записанное и законченное откровение от Бога — Библию. И как пророки и назидали народ, и говорили о грядущих событиях, так и проповедники разъясняют Библию, чтобы церковь получала назидание, и на основании Библии также говорят о грядущих событиях. Ну, например, когда проповедник говорит о скором приходе Христа, или он, обращаясь к людям, заявляет им, что если они не покаются, то погибнут. Говоря так, проповедник, несомненно, говорит о будущем и в то же время несет духовное назидание. И Христос, как Пророк, во время своего служения учил, наставлял, назидал, увещал и утешал людей, а также открывал истину о грядущих событиях.

В описаниях евангелистов мы находим три основные проповеди Христа, которые были записаны. Это, так называемая, Нагорная проповедь (Мф. 5-7), проповедь на горе Елеонской (Мф. 24-25) и беседа Христа с учениками на Тайной Вечере (Ин. 13-16). Нагорная проповедь — это призыв к покаянию, обращенный к тем, кто осознал необходимость внутренней перемены как одного из условий Небесного Царства. Она была как бы продолжением того, что начал проповедовать Иоанн Креститель (Мф. 3:2). Нагорная проповедь призвана направлять нас к Божьему Царству, и открывает нам, каким будет это грядущее Царство. В проповеди на Елеонской горе Христос предсказывает грядущие события и делает ударение на Своем возвращении.

Во время беседы с учениками на так называемой Тайной Вечере, Христос дает ученикам новую заповедь (Ин. 13:34). Он укрепляет их надеждой на небесные обители, которые Отец приготовил для Его последователей (Ин. 14:1-3). И говорит о том, что по Его просьбе Отец даст Его последователям «другого Утешителя» (Ин. 14:16). В греческом языке есть два значения слова «другой»: аллос, то есть другой того же самого типа (подобный) и хетерос, другой отличного типа (неподобный). В Евангелии от Иоанна 14:16 Христос употребляет по отношению к Святому Духу слово аллос, то есть другой того же самого типа (подобный), совершенно такой же, как первый. Это значит, что Дух Святой подобен и равен Иисусу Христу и Он в полной мере заменит Христа на земле, и будет играть такую же роль в жизни Его учеников.

Христос — Первосвященник.

Как мы уже упомянули, задачей пророка было открыть людям Бога и Его Слово, то задачей священника, согласно Библии, было представлять людей перед Богом по причине их греховности. Первосвященники в Израиле были посредниками между Богом и Его народом. Особенно ярко это проявлялось в день искупления, когда первосвященник приносил жертву искупления или очищения за весь народ один раз в году (Лев. 16:2-34;       23:27-31). Христос же однажды принес совершенную

заместительную жертву, как наивысший Первосвященник, ибо Ему не нужно было приносить жертву за Себя (Евр. 7:22-28) и таким образом открыл людям путь примирения с Богом и доступ в Его присутствие (Рим. 5:1; Евр. 10:19-23). Писание, а в особенности послание к Евреям, открывает нам Христа, как священника по чину Мелхиседека (Пс. 109:4; Евр. 5:6,10; 6:20; 7:11,17,21). Библия дает нам скудную информацию о том, кто был этой таинственной личностью (Быт. 14:18-20 и Евр. 7:1-4). По древней иудейской традиции Мелхиседек это был Сим, сын Ноя, оставшийся в живых после потопа (Генри Гелей, Библейский Справочник, 105). «В текстах Кумрана он изображен как небожитель, имеющий ангельскую сущность» (Краткий Библейский Словарь, 249). Важно при этом отметить, что Библия ничего не говорит по этому поводу.

Автор послания к Евреям подчеркивает превосходство священства по чину Мелхиседека над священством по чину Аарона: (1) даже Авраам дал ему десятину; (2) он благословил Авраама; (3) он представитель Священника пребывающего навсегда; (4) Левий, еще не будучи рожден, в лице Авраама дал ему десятину. Служение Христа по чину Мелхиседека состоит в том, что Он, как и Мелхиседек правит своим народом и благословляет нас и помогает нам, как наш Первосвященник (Зах. 6:13). Послание к Евреям открывает, что как Первосвященник Христос постоянно ходатайствует за верующих, «как пребывающий вечно» (Евр. 7:24). Он совершил Свое первосвященническое служение одним жертвоприношением (Евр. 10:10-12). Ничто не может воспрепятствовать Его служению Первосвященника, так как Он безгрешен и вечен (Евр. 7:27). И поэтому Он может всегда спасать «приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

Христос — Царь.

Задачей царя, согласно Библии, было править народом, будучи Божьим представителем для народа. Писание прямо заявляет, что Христос — это Божий Помазанный Царь (Зах. 6:13; Пс. 2:6-12; Лк. 1:30-33; Фил. 2:9-11; Откр. 1:5; 17:14; 19:16) и, естественно, как Божий Сын разделяет власть Отца над Своим творением (Мф. 28:18). Иаков, предсказывая будущее своих сыновей, говорит о том, что Мессия произойдет из колена Иудина, и будет владычествовать как царь (Быт. 49:10). Псалом 2:6 открывает, что Бог Отец провозглашает воцарение Его Сына как Царя в Иерусалиме. Важно отметить тот факт, что в Иисусе Христе соединилась два важных служения, которые в Ветхом Завете были разделены: право на царство и священство. Христос естественным образом соединил в Себе эти два важные служения и в совершенстве выполняет оба из них (Зах. 6:13).

Таким образом, все три вышеперечисленных служения Христа: Пророка, Священника и Царя, являются ключом к конечной цели воплощения. Его пророческое служение было направлено на то, чтобы передать людям Божье Слово; Его священническое служение было связано с делом спасения; Его положение Царя дает Ему право царствовать над Израилем и над всею землёю.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Газета Протестант.ру      

Добавить комментарий