Важность правильного разъяснения текста Библии.

библ1Роберт Л. Томас.

Мы приведем краткий обзор необходимости разъяснения текста, чтобы подтвердить и обосновать усилия по его подготовке.

Богословская причина

Можно привести следующие богословские причины гомилетического превосходства хорошо сделанного разъяснения текста:

1)       человечество по природе своей беспомощно и неспособно самостоятельно преобразиться или усовершенствоваться духовно (например, Быт. 6:5; 8:21; Иов 4:17; 14:4; 15:14-16; 25:4-6; Пс. 13:1-3; 50:5; Ис. 1; Иер. 13:23; 17:5, 9; Мк. 7:20-23; Рим. 1:18 и далее; 3:9-18; 5:6-10, 12 и далее; 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:3-4; Еф. 2:1-3; 4:17-19; Кол. 1:21 и т. д.);

2)       спасенные грешники страдают от греховного бремени (например. Рим. 7:14; 12:1-2; 1 Ин. 1:8-10 и т. д.);

Слово Божье часто ассоциируется с Его силой, особенно в преодолении проблемы греха (например, Пс. 18:8-9; Пс. 118; Иер. 5:14 и 23:29; Рим. 1:16; Еф. 6:17; 1 Фее. 1:5; 2 Тим. 3:15; Евр. 4:12-13 и т. д.);

Необходимо уточнить, что слово «обоснованное» употреблено потому, что очень многие проповедники увлекаются «необоснованным» этимологическими исследованиями (то есть, не существует такого понятия, как «оригинальное значение» вне специфического контекста) и семантическими переносами (когда берется значение слова в одном контексте и переносится в другой, причем изменение контекста не учитывается). Несмотря на то что некоторые книги очень полезны, содержащиеся в них статьи и их применение надо тщательно проверять во избежание контекстуальных и других герменевтических ошибок.

Вот недавнее напоминание об этой ответственности: «МЫ ЗАЯВЛЯЕМ, что только один тип проповеди удовлетворительно передает божественное откровение и его соответствующее применение к жизни, — преданное разъяснение Писания как Слова Божьего. МЫ ОТРИЦАЕМ, что проповедник может почерпнуть какое бы то ни было послание от Бога не из текста Писания».

Для того чтобы разъяснение было хорошо оформлено, надо рассмотреть и использовать все текстовые явления. Например, проповедник должен изучить и усвоить семантические, грамматические, синтаксические, стилистические, концептуальные, богословские, полемические и т. д. особенности текста. Чтобы проповедник и люди понимали и могли применять отрывок, они должны усвоить слова текста и их значение, соотношения между фразами и предложениями, литературные средства изложения, логическое и концептуальное развитие, постепенное изложение темы и т. д.

ПОЭТОМУ наиболее правильный и угодный Богу способ нашего служения — это подлинное разъяснение текста всего слова Божьего, которому мы кротко подчиняемся под воздействием Духа Святого.

Значение того, о чем говорится во 2 Тим. 4:2, очевидно. Джон Стотт заметил: «Тимофей должен „проповедовать» Слово, то есть пересказывать то, что сказал сам Бог».  Содержание его провозглашений обозначено четко: он должен быть глашатаем «слова». Практически это говорит о «чрезвычайной важности разъяснительной проповеди», а разъяснительная проповедь в своем лучшем качестве — это «проповедь текста».  Следовательно, если мы верно провозглашаем Слово (то есть, правильно разъясняем текст), «проповедь становится представлением Слова Божьего».

Неудивительно, что Петр требовал: «Говорит ли кто, говори как слова Божий» (1 Пет. 4:11). Если нашей целью станет полное соответствие библейскому тексту, станет возможен подход, о котором писал Павел в 1 Фес. 1:5 и 2:13. Если сегодняшний проповедник несет то же послание [то есть зафиксированное в Писании пророческо-апостольское Слово]… Бог также говорит через него. Тогда слово проповедника — больше не человеческое, но само Слово Божье.

Нужды современности

Воистину настало время для возвращения к разъяснительной проповеди. Кайзер так проницательно говорит о сегодняшней ситуации:

Не секрет, что здоровье Церкви Христовой во многих местах мира оставляет желать лучшего. Она чахла, потому что ее кормили… «нитратной пищей»… Библейский текст часто используется как некий лозунг или припев к проповеди… Современные проповедники утратили искусство разъяснения Библии. Больше всего пренебрегают Ветхим Заветом — а это около трех четвертей божественного откровения!.. Проповедь с помощью лозунгов может нравиться народным массам, она полна эпиграмм, поговорок, интересных анекдотов, но без авторитета и ценности Писания это пустые слова… Американские прихожане… часто удостаиваются более или менее одинакового обращения: повторяются элементарные истины веры, разглагольствования, популярные у местной аудитории, или остроумные красноречивые выступления на самые разнообразные темы со смешными анекдотами, цель которых привлечь внимание ленивых духом и не желающих ничего, кроме развлечений, новых хороших шуток или историй.

То же самое обвинение справедливо и по отношению к духовным вождям, которые, несмотря на то что обучены кулинарному искусству и могут готовить блюда для гурманов, работают поварами в заведениях быстрого обслуживания. Тело Христово не будет здоровым и сильным, если будет питаться только духовными гамбургерами и картошкой фри. Люди Божьи знают об этом и знают, что для изменения ситуации мало на словах признать недостатки в той жизненно важной области служения. Настало время не только «каяться», но и приносить плоды.

Мак-Артур-младший, Джон.

 Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру      


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*