Женщины в Библии: в поиках правильного толкования Слова Божьего.

SONY DSCВетхий Завет.

А. В соответствии с существовавшими культурными устоями женщина рассматривалась как собственность наряду с другим имуществом: ее включали в список вместе с другим имуществом (Исх.20:17); показательно обращение с женщинами-рабынями (Исх.21:7-11); клятвы и обеты женщины мог отменить мужчина с социально ответственным статусом (Чис.30); женщин относили в разряд военных трофеев (Вт.20:10-14; 21:10-14).

Б. Практически же между мужчиной и женщиной были тесные отношения и полная взаимная зависимость: и мужчина, и женщина сотворены по Божьему образу и подобию (Быт.1:26-27); следует оказывать почтение и отцу, и матери (Исх.20:12 [Вт.5:16]); необходимо уважать и слушаться и мать, и отца (Лев.19:3; 20:9); и мужчины, и женщины могли давать обет назорейства (Чис.6:1-2); у дочерей есть право получения наследства (Чис.27:1-11); женщины — часть избранного Богом народа (Вт.29:10-12); обязанность хранить заветы и наставления отца и матери (Пр.1:8; 6:20); сыновья и дочери Емана (семья левита) осуществляли музыкальное прославление Бога в храме (1Пар.25:5-6); сыновья и дочери будут пророчествовать в новом грядущем веке (Иоил.2:28-29).

В. На женщин нередко возлагалась руководящая роль: сестра Моисея, Мариам, названа пророчицей (Исх.15:20-21); женщины, одаренные Богом особой мудростью и умением, ткали материю для скинии собрания (Исх.35:25-26); женщина Девора, также — пророчица (ср. Суд.4:4), руководила всеми коленами Израиля (Суд.4:4-5; 5:7); пророчица Олдама — та, которую царь Иосия попросил читать и толковать вновь обретенную «Книгу Закона» (4Цар.22:14; 2Пар.34:22-27); Руфь, благочестивая женщина, прародительница Давида царица Есфирь, благочестивая женщина, спасла иудеев в Персии.

Новый Завет.

Женщины, как в культуре иудаизма, так и греко-римского мира (за исключением Македонии), были людьми второго сорта с большими ограничениями в области прав и привилегий.

Вместе с тем, в Новом Завете есть много примеров женщин, исполнявших важные или руководящие роли: Елисавета и Мария — благочестивые женщины, угодные Богу (Лк.1-2); Анна — благочестивая женщина, служащая Богу в храме (Лк.2:36); Лидия — христианка и руководитель домашней церкви (Деян.16:14,40); четыре пророчествующие дочери-девицы Филиппа (Деян.21:8-9); Фива — диаконисса церкви в Кенхреях (Рим.16:1); Приска (Прискилла) — сотрудница Павла и наставница Аполлоса (Деян.18:26; Рим.16:3); Мария, Трифена, Трифоса, Персида, Юлия, сестра Нирея, несколько женщин-сотрудниц Павла (Рим.6-16); Юния (KJV), возможно — женщина-апостол (Рим.16:7); Еводия и Синтихия — сотрудницы Павла (Фил.4:2-3).

Как современному верующему сохранять равновесие среди противоречивых библейских примеров?

Как любому из нас отличить исторически и культурно обусловленные истины, которые применимы лишь к ситуации и обстоятельствам, описанным в изначальном оригинальном тексте, от истин вечных, действительных для всех церквей, всех верующих и — во все времена?

Нам следует самым серьезным образом отнестись к замыслу изначального богодухновенного автора, чтобы как можно лучше понять его. Библия — это Слово Бога, единственный богодухновенный источник для веры и практической жизни.

Мы должны различать и правильно понимать те богодухновенные тексты, которые явно отражают особенности конкретных исторических условий:

а) вероисповедание (т.е. обряды и порядок богослужения) Израиля (ср. Деян.15; Гал.3);

б) особенности иудаизма первого века;

в) тексты в 1-м Послании апостола Павла к Коринфянам, имеющие очевидную историческую окраску, касательно:

(1)      законодательства языческого Рима (1Кор.6);
(2)      продолжения пребывания в статусе раба (1Кор.7:20-24);
(3)      обета безбрачия (1Кор.7:1-35);
(4)      девичества (1 Кор .7:36-38);
(5)      идоложертвенной пищи (1Кор.8; 10:23-33);
(6)      недостойного поведения при исполнении заповеди Вечери Господней (1Кор.11).

Бог полностью и ясно открыл Себя для конкретной культуры и совершенно определенного исторического времени. Мы должны со всей серьезностью воспринять это откровение, но не перенимать буквально каждый его исторически обусловленный аспект. Божье Слово было написано человеческим языком и адресовано оно было людям конкретной культуры и конкретного времени.

При толковании Библии, прежде всего, следует стремиться понять замысел изначального автора. О чем он говорил именно для своего времени? Это — основа основ, ключевой принцип для верного истолкования. И только после этого правильно понятое мы можем применять для наших дней.

Так вот, есть определенная проблема в вопросе отношения к руководящей роли (лидерству) женщин в церкви (существенной проблемой толкования может быть даже определение самого этого термина. Рассматривались ли тогда какие-либо служения, кроме пасторского, как руководящие? Считались ли тогдашние диаконисы и пророчицы руководителями?). Без всякого сомнения, в текстах 1Кор.14:34-35 и 1Тим.2:9-15 Павел утверждает, что женщины не должны руководить общим богослужением! Но как я могу применить это сегодня? У меня совершенно нет желания, чтобы культура времен Павла или моя современная культура заставляли молчать Божье Слово и Его волю. Возможно, что времена Павла были наполнены всяческими ограничениями, тогда как наше время, напротив, слишком открыто и свободно. Я испытывал бы крайнее неудобство, утверждая, что слова и учения Павла являются истинными, но подходят они лишь для определенных условий, только для первого века, и для конкретных местных обстоятельств. Кто я такой, чтобы осмелиться позволить моему разуму или моей культуре противоречить или отвергать богодухновенного автора?!

Однако, что же тогда мне делать с библейскими примерами женщин-руководителей (даже в посланиях Павла, ср. Рим.16)? Хороший пример для понимания ситуации — обсуждение Павлом общего богослужения в фрагменте 1Кор.11-14. Текстом 11:5 он, похоже, позволяет женщинам проповедовать и молиться в собрании, но с покрытою головой, однако, его слова в 14:34-35 требуют от женщин соблюдать молчание! Среди женщин были диаконисы (ср. Рим.16:1) и пророчицы (ср. Деян.21:9). Вот эта-то разнородность и предоставляет мне свободу воспринимать эти замечания Павла (по части ограничений для женщин), как предназначенные именно для церквей Коринфа и Ефеса первого века. В обеих церквах были проблемы, связанные с тем, как женщины воспользовались своей вновь обретенной свободой (ср. Брюс Уинтер, «Коринф после Павла» [Bruce Winter, Corinth After Paul Left]), что создавало немало трудностей для церкви и чинило препятствия в достижении окружающего общества для Христа. Там вынуждены были ввести для женщин некоторые ограничения ради большей эффективности в проповеди Евангелия.

А мои дни — совершенно противоположны времени Павла. В наше время как раз успех благовестия можно существенно ограничить, если хорошо подготовленным и умеющим четко выражать свои мысли женщинам запретить благовествовать, запретить руководить! Какова конечная цель богослужения? Разве это не проповедь Евангелия и не ученичество? Может ли Бог быть прославлен женщинами-лидерами, и угодно ли Богу, чтобы они были? Похоже, что Библия в целом отвечает на этот вопрос — «да»!

У меня есть желание согласиться с Павлом; мое богословие преимущественно совпадает с его взглядами. И я совсем не хочу подпадать под чрезмерное влияние или манипулирование со стороны идей современного феминизма! Вместе с тем я считаю, что церковь опоздала с реагированием правильным пониманием библейских истин на недопустимость рабства, расовой дискриминации, фанатизма и нетерпимости, сексизма. Запоздала она и с подобающим откликом на проблему жестокого обращения с женщинами по всему миру. Бог во Христе освободил рабов и женщин. И я не смею позволить тексту, предназначенному для применения в границах своей культуры, снова надеть на них кандалы.

И еще один момент. Как толкователь Библии, я знаю, что в коринфской церкви было очень много неправильностей, которые действовали на нее разрушительно. Духовные дары ценились очень высоко и выставлялись напоказ. Возможно, что женщины церкви в Коринфе были заражены этим. Я также не сомневаюсь, что церковь в Ефесе была подвержена сильному воздействию со стороны лжеучителей, которые использовали женщин в своих интересах и заменяли ими проповедников в домашних церквах Ефеса.

Боб Атли,

Учебник по толкованию Библии, профессор герменевтики (истолкование Библии), Перевод с английского: А.Д. Шадов.

Газета Протестант.ру       


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*