Что такое тематическая проповедь.

проповедьДэвид К. Дъюэл

Основные советы. Чтобы не выбрать текст, который не полностью соответствует изучаемой теме, первый принцип тематической проповеди требует рассмотрения выбираемого отрывка в его контексте, то есть тщательного размышления над значением фрагмента в его собственном окружении. Слишком часто при подготовке тематической проповеди опираются исключительно на фундамент темы, а текст выбирается как некий «девиз», чтобы озвучить тему и благословить идеи проповедника.

К сожалению, это — эксплуатация библейского текста. Текст «просто выступает в роли катализатора; собственно содержание проповеди извлекается из других источников, часто этот текст можно было бы с таким же успехом вложить в булочку с предсказанием судьбы». Вместо точного изложения Писания так называемый проповедник выступает глашатаем своих личных или общественных ценностей, приправленных случайно выбранными библейскими стихами.

Проповедники призваны быть служителями слова Божьего. Это значит, что проповедь должна быть не просто «мнением одного человека»; проповедь должна быть словом Бога… Проповедь — это слово Бога только до тех пор, пока она верно провозглашает слово Бога, запечатленное в Библии.

Слово Божье, правильно разграниченное, придает проповеди авторитетности, предохраняет проповедника от ереси и в то же время предоставляет аудитории средство для оценки и защиты данного наставления.

Второй принцип тематической проповеди — сосредоточиться на библейском слове (или короткой фразе) и исследовать его. В особенности это относится к словам, вокруг которых строится тема. Например, проповедуя по 1 Фее. 5:16 («всегда радуйтесь»), можно исследовать значение и использование в Библии слов «радоваться», «радость» и вообще призывов к радости в Писании. В ходе этого изучения вы обнаружите множество связанных с радостью аспектов, таких как ее источник(и), препятствия, награда и так далее. Этот метод включает в себя важный момент непосредственного использования Писания для наставления и подготовки проповеди, таким образом, вы избегаете опасности сбиться с пути и углубиться в философские абстракции. Если проповедник обладает большим количеством библейского материала по конкретной теме, он должен просеять его и выделить наиболее устойчивые моменты. В то же время не надо приносить в жертву тщательность.

Третий принцип тематической проповеди требует выбора темы соответствующего объема. Чем шире тема, тем труднее точно и сознательно охватить весь материал, тем сложнее наставить людей, преодолеть их сопротивление и вызвать понимание.

Чем более конкретна тема, тем больше вы сможете сказать о ней. Возьмите это за общее правило: чем уже тема, тем больше мыслей у вас будет по ее поводу… Чтобы рассматривать общую тему, вроде добродетели или чести, нужно обладать очень обширными знаниями и зрелостью ума, поэтому лучше начинать с более конкретных моментов.

Иногда бывает предпочтительнее проповедовать на широкую тему, например, разъяснять целую библейскую книгу в одной проповеди. Преимущество такой проповеди состоит в том, что она позволяет людям ухватить содержание и значение книги целиком, прежде чем оно будет разбито на части.

Такой «макроподход», однако, требует от проповедника усиленной подготовки, потому что, если он не понимает все составные части, он не сможет точно представить целое. Кроме того, у занятого пастора возникнет искушение представить очевидные, часто повторяемые факты и детали, которые уже известны его людям, таким образом пожертвовав основной задачей разъяснения, — рассказать аудитории больше, чем она может узнать из поверхностного чтения. В результате проповедник лишит себя самого (в процессе подготовки) и свою аудиторию содержательного взаимодействия со Словом, оставив таким образом без наставления, более глубокого понимания и возможности духовного роста.

Сужение темы позволит вам провести более глубокое исследование и дать более точное наставление. Обычно лучше выбирать тему не общую, но частную. Это не только позволяет вам разнообразить последующие проповеди, но в самом деле делает каждую тему более плодотворной.

Наконец, такая проповедь может и должна быть разъяснительной — богатой развитием и представлением Слова Божьего. Независимо от специфического гомилетического подхода проповедника, проповедь должна быть основана на Библии, иначе она не разъяснительная. Она должна быть исполнена учения Слова, а не гуманистических идей или философии культуры.

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», Переводчик О. А. Рыбакова. Редактор Г. В. Яковлева. 2001. — 364 с.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*