Освящение личности: как вечное обетование Христа и Его заповедь, забытая в церквях.

преображение1Духовность как главный ресурс евангельских церквей России. Часть 2.

Зайченко А.С.

1 Преображение личности как непрерывный духовный процесс.

В евангельских церквах России уже давно сложилось мнение, что первостепенной задачей для христиан является непрерывное увеличение числа адептов Христа: «научите народы», а все остальное – приложится. Но для чего умножать число верующих, когда церкви не справляются с задачей освящения, преображения уже принятых в них христиан? Для чего плодить число так называемых верующих, которые за свою жизнь ни предприняли не одного осознанного шага по пути своего освящения, а большинство — вообще имеют очень смутное представление о целях своего пребывания в христианстве?

Это похоже на хорошего портного, который в борьбе за заказчиков решил все свое рабочее время тратит на поиск новых клиентов. В этом наш портной преуспевает, у него много новых заказчиков (люди наслышаны о хорошем качестве его изделий). Но времени на само шитье у него становится все меньше и, наконец, почти совсем не остается. После очередной успешной призывной компании он возвращается к себе в мастерскую, а там — никого. Клиенты устали ждать и либо ушли к другим портным, либо, решили купить готовые костюмы в магазинах. Поэтому не редкость, когда вновь уверовавшие христиане, сделавшие недавно осознанный выбор быть со Христом, в условиях отсутствия духовного роста, динамики личного преображения, довольно скоро покидают церковь, а кандидаты – отказываются заключать завет.

В евангельских церквях России целые поколения верующих даже и не приступали к своему осознанному преображению в образ Христа, потому что их этому никогда не учили. Вернее, в наших общинах не сложилась традиция проповедовать, учить и прививать потребность в личном освящении. В результате, главная ценность Евангелия для них остается недоступной. Темы проповедей подбираются по всяким возможным критериям (или вообще без них — как Бог пошлет), но практически никогда не увязываются с этой центральной идеей Евангелия.

Поговорим об основных понятиях, которые позволили бы нам войти в большую и слабо разработанную тему новозаветной духовности — освящения личности в славу Божью.

В центре Евангелия всегда было и остается Спасение. Радостная весть о Спасении, означает, что нам обещано не только достичь присутствия Бога, но и стать Его народом и даже Его соправителями в Царствии Божием. В Библии мы читаем: «Ибо часть Господа народ Его…» (Втор.32,9). «…Будете Моим уделом…» (Исх.19,5).

Из Писания мы знаем, что Бог свят, свят, свят. И в Его присутствии никто и ничто несвятое не может находиться». «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.» (1 Фес. 4, 3)

Мы не можем преодолеть преграду между Святым Богом и несвятым, грешным человеком. Устранить ее и позволить человеку войти в присутствие Бога и есть главная цель и конечный замысел Евангелия Спасения, но преуспеть в этом можно только через процесс прижизненного освящения нас самих в славу Божью, или как говорят православные – через обожение: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2Кор.3:18)

Бог не только обещает, но и показывает нам как это сделать – в этом и состоит заповедный смысл Евангелия Спасения. Далее, Он не только указывает и обещает, но и прямо помогает верующим превратить эту возможность в реальность и не только после нашей смерти, но уже здесь в нашей жизни через вхождение в Царство Божие: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.» (Откр.22:11).

Это процесс накопления блага в виде все новой духовности и святости должен совершаться с верой и убежденностью: «Итак, возлюбленные мои… со страхом и трепетом совершайте свое спасение,» (Фил.2:12).

2 Церковь в поисках путей исполнения евангельского завета к преображению.

О каком преображении идет все-таки речь?

В знаменитой сцене Преображения Иисуса на горе Фавор тоже говорится о преображении. Но в ней речь идет принципиально о другом явлении. Иисус перед учениками преобразился внешне, о даже не то что преобразился, а вернулся в свой ослепительный образ, наполненный славой, образ, который в земной жизни ему было нельзя показывать. Верующие перед вознесением в Царство Небесное тоже преобразятся, Им будут даны новые тела. Об этом читаем в 1 Коринфянам 51-51ст. Мы же говорим здесь о другом — о центральной идее Евангелия Спасения, которая указывает нам, как через возрастание в духовности Христа. мы постепенно преображаемся в Его внутреннее состояние, то есть освящаемся в славу Господа. А Иисусу на Фаворе не надо было преображаться в новую духовность, ибо в этом у Него вся полнота. А вот мы хронически испытываем дефицит этой духовности.

Кстати, в русском языке эти два значения передаются одним словом – преображение, а, например, в английском и в греческом, – двумя разными. Преображение Иисуса на Фаворе или верующих перед восхищением — словом transfiguration, а духовное преображение как освящение людей – словом transformation.

Итак, освящение и преображение. Какая разница между двумя этими библейскими терминами? По существу – никакой. Освящение отражает содержательную, небесную и целевую часть этого понятия, преображение – отвечает на вопрос как я достигаю освящения, то есть указывает на способ достижения освящения – только через кардинальное изменение нашего внутреннего человека.

Кто участвует в освящении?

—  Дух Святой — очень важное и просто необходимое условие прохождения пути освящения:

— Наша личная воля, воплощенная в силе нашей веры.

Очень часто верующие задают вопрос Вы говорите о двух главных источниках нашей духовности, преображения: Духе Святом и свободной воле человека. Оба вроде важны и без них никак. Но все-таки, кто важнее, как найти меру в выборе этих источников?

Я думаю ответ будет зависеть от того на какой стадии духовной зрелости вы находитесь. Если вы только вначале духовного роста, то вам несомненно потребуется большая помощь Духа Святого. А если вы же утверждены в вере и хорошо знаете главную идею освящения, вы должны больше внимание уделять своей духовной воле, самому проходить путь преображения. Но не забывайте, что Дух Святой будет незримо с вами. Другими словами, мне трудно представить неутвержденного, слабо разбирающегося в вопросах веры христианина, успешно проходящего преображение.  Но мне легко представить сильного в Слове Божьем, опытного члена церкви и даже служителя, который из-за нехватки личной воли, времени и просто лени годами мается в своем заглохшем преображении. И все-таки я, как и Павел, большее предпочтение отдаю Духу Святому.

Какие существуют объекты преображения? Конечно самый главный это преображение самой личности, затем естественно может начаться преображение церкви, общины. В особых исторических условиях – преображение народа.

Пределы и лимиты преображения. Сколько надо преображения для Спасения?  «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1Фесс.5:23). Здесь Павел подчеркивает интересную мысль: да, идти ко спасению по пути преображения мы будем сами, и, хотя Дух Святой нам будет помогать, а мы со своей стороны будем прилагать для этого все свои духовные силы — всего этого будет недостаточно чтобы полностью освятиться и поэтому, в конечном счете, потребуется вмешательство Господа: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте. Но я верю, что Бог в конце нашего пути будет освящать нас не по размерам накопленного нами за жизнь духовного блага, не по объему преображения, а по чистоте намерений наших сердец.

Какие бывают видимые результаты духовного преображения: нравственное, поведенческое, мировоззренческое и, конечно, само главное — возрастание в духе Христовом. Последовательность может быть самая разная. Конечно, напрашивается вариант упора на саму духовность, как главный генератор преображения. По большому счету так и происходит, но бывает, что человек может сначала больше преуспеть не в духовном, а, например, в моральном. В этом нет ничего страшного, если духовная немощь осознается самим освящаемым и он делает все, чтобы преодолеть ее.

Труден ли этот путь? Обычно все говорят, что это очень долгий и трудный путь, напоминающий восхождение пилигрима.  Но на самом деле это не так. Пребывая в преображении, мы одновременно присутствуем в Царствии Божием уже здесь на земле. И Христос уже здесь дарит нам (через Духа Святого) блаженства в награду за наш духовный выбор, за нашу духовное преображение: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, возьмите иго Мое на себя…ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Матф.11:28-30). Рекомендую также еще раз внимательно прочесть Нагорную проповедь, где Иисус говорит о блаженствах, получаемых верующими от Господа за святые, благочестивые личные качества, приобретаемые ими в процессе преображения.

Благословения даются сразу с первых шагов преображения. Их можно разделить на личные и групповые (церковные), а также на непосредственные, текущие, которые даются в явной и конкретной форме и опосредованные, косвенные, которые можно отследить либо по прошествии времени, либо в областях, прямо не связанных с духовной и церковной жизнью. Кроме того они бывают прижизненными и те, которые мы получим в вечности. Обо всех этих видах благословений мы поговорим позже.

3 Ошибки российской практики преображения.

Духовное преображение это, пожалуй, сегодня единственный ресурс, который община может накапливать, это своеобразные мышцы, которыми церковь может укреплять себя, производя внутри себя все новые и новые объемы духовного блага, которое сегодня в науке называется духовным потенциалом.

Каковы же ошибки, ведущие к тому, что наши церкви просто выпали из процесса евангельского преображения? Я назову семь из них, вы можете меня поправить.

  1. Недостаточный уровень духовного осмысления и духовного переживания этой центральной темы Евангелия как на уровне служителей, так и среди рядовых членов церкви. Почти полностью игнорируется принцип всеобщего священства, где каждый верующий как священник Иисуса Христа отвечает лично перед Господом за исполнение Его заповедей и прежде всего призыва к освящению в славу Его.
  2. В наших церквях фактически отсутствуют программы преображения, нет даже законченного вероучения по этому предмету, естественно, нет и концепции реализации этой программы. Сама проблематика затерялась среди остальных видов церковного служения, она редко встречается в проповедях. Эта центральная тема Евангелия не осмысливается рядовыми верующими, она ими не переживается, над ней они не размышляют. В лучшем случае, нас нацеливают изменяться по всем направлениям, до конца и сразу. Но это практически никогда и нигде не срабатывает.
  3. Тема преображения выпала из учебного процесса подавляющего большинства наших церквей, вопросы, связанные с освящением, остаются не раскрытыми, не изучаются в воскресных и библейских школах.
  4. Наше преображение сводится, в основном, к борьбе с тяжкими грехами, но даже их отсутствие – это далеко не святость, к которой призывает Бог. О всей полноте духовного преображения наши церкви даже не задумываются.
  5. Нашему освящению мешает дух рабства. Если одни не хотят бороться с грехами, оправдывая их, ленятся на преобразование ума и своих нравственных устоев, то другие, наоборот отягощены страхом величия стоящих перед ним задач: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.» Рим. 8:15-17

Суть данной конкретной проблемы Павел определяет как опасный «дух рабства». Многие уверовавшие понимают, что Христос избавил их от бесплодных попыток спастись через исполнение требований закона. Однако свою христианскую жизнь они превращают в новый вид закона. Ими овладевает дух рабства. Они вводят специальные дисциплинирующие установления, призванные помочь им возрастать в духовности, некоторые вообще хотят «отделиться от мира». Монашество — ничто иное, как очень яркое проявление этой тенденции.

А ведь для нашего освящения не надо достигать высот личного совершенства, не надо дожидаться вечной жизни. Дух Святой, хотя и при нашем активном участии, совершает преображение человека в образ Христа, давая нам радостные плоды уже в самом начале нашего преображения: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».   Гал.5:22-23. В этом и состоит причина радости верующих, проходящих путем преображения.

  1. Часто личное преображение подменяется церковным служением, куда могут допускаться совершенно неподготовленные люди, находящиеся вне процесса освящения. А ведь личное преображение — это тоже служение и очень важное служение нашего духа перед Духом Святым. Возможно, за этим кроется боязнь многих пасторов провозгласить и начать масштабную программу, затрагивающую, по существу все аспекты духовной жизни в церкви и вне нее, взять на себя ответственность за исполнение главного замысла Благой вести.
  2. Отсутствие внутрицерковной инфраструктуры преображения. О ней в церквях даже не догадываются. Преображение как возрастание в евангельской духовности и святости, требует не только осмысления и переживания на личном уровне каждым верующим, но и создания в каждой церкви своей инфраструктуры: налаженного регулярного процесса обучения, адресного душепопечения, наличия подготовленных учителей, наконец, стратегической установки церкви на постоянное возрастание святости всей общины и каждого ее члена.

4. Практические ориентиры для программы духовного преображения.

Назовем 5 условий успешного духовного преображения веруюего.

  1. Самое главное условие — пребывание в постоянной связи с Духом Святым, через молитвенные диалог, размышления, непрерывный анализ причин успехов и неудач продвижения на пути духовного возрастания. В таком Богообщении мы как священники Иисуса Христа получаем духовную программу и духовную энергию для прохождения освящения.
  2. Формирование личной духовной воли к самому преображению. Сплошь и рядом наши радужные надежды на личное преображение, посещающие нас после случайно услышанной проповеди или прочтения соответствующих текстов в Новом Завете, заканчиваются ничем. Мы всегда должны помнить, что, хотя силу и волю для преображения дает Дух Святой, совершать освящения должен сам человек. Но, как правило, даже после принятого решения, мы по немощи духовной воли уступаем обстоятельствам, слабым и сильным искушениям: то нет времени, то нет разъяснителей, то просто нет желания, то нет ни того, ни другого. Поэтому духовная дисциплина с самого начала остается необходимым условием освящения. Церковь может и должна формировать ее в каждом верующем. «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». 1Кор.9:26,27. Здесь главное не место и результат, а сердце освящаемого, сокровенные намерения которого конечно видит Господь.
  1. Возрастание в истине. Для того чтобы знать куда и как идти в своем поступательного освящения, нам необходимо возрастание в истине. Но это не просто увеличение объема знаний, даже духовных, а качественное обновление этих знаний: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».  Рим.12:2. Верующему человеку нужны не только знания относительно библейских истин, но и разум, готовый адаптироваться под новый уровень преображения. Одна из причин исторической слабости российских евангельских церквей в деле преображения состоит в банальном невежестве большинства общин относительно истин освящения.
  1. Освобождение от власти греха. Прежде всего для единения с Богом, мы должны отвергнуть власть греха. Это тяжелый труд и даже борьба. Да, мы знаем, есть Дух Святой, Дух Божий, но есть и дух антихриста. дух неверия уныния, гордости, человекобожия, дух эгоизма, зацикленности на себе. Духовный человек прежде всего стремится, чтобы силой Духа Святого отвергнуть грех и отказаться от нечистоплотных дел: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его». Кол.3:8,9.
  1. Преобразование нравственных устоев. Человек духовный, это верующий, внутренний мир которого представляет собой святой храм Божий. Проходя путем освящения, он возрождается Духом Святым и очищает свой внутренний храм Божий. Это означает стремление к достижению чистоты мыслей, целей, слов и дел по Слову Божьему. Наверное, это самое большая по своему объему задача в личном освящении, которая должна исполняться каждодневно. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои»?  1Кор.6:19.

Несколько слов о том, что может дать программа преображения в любой, даже небольшой и слабой церкви. Полагаю, что церковь, в которой до 50% ее членов начнет осознанно и активно проводить духовное преображение может сразу почувствовать плоды Божьей благодати.

  1. Дух Святой непременно ответит на такой массовый запрос детей Божиих для исполнения благодатной заповеди Евангелия, Он будет направлять процесс освящения не просто отдельных членов общины, а постоянно присутствовать в освящении всей церкви, ведь Он прямо поставлен на это Богом-Отцом и Христом.
  2. Возрастет духовный, богословский, вероисповедальный уровень членов, возникают невидимые, особые связи между членами общины, между ними и служителями церкви, укрепляется чувство единства и общности общины как единой Божьей семьи, ведомой Духом Святым к освящению и славе Божией.
  3. Растет нравственный уровень общины, посвященность ее членов общим задачам церкви, более высоким становится взаимное доверие и личная ответственность каждого верующего перед Богом, семьей, церковью и обществом.
  4. Укрепляется материальная независимость церкви и возможности ее служения внутри и вне общины.
  1. Повышается авторитет церкви среди братских общин, христианского сообщества, среди неверующих и властей.
  2. Неизмеримо расширяются возможности плодоносной евангелизации в своем регионе.
  3. Через духовное преображение верующих Бог может производить благодать и на все общество, что неоднократно подтверждалось в истории христианской цивилизации. В процессе преображения, члены общины возрастают не только лично как возрожденные христиане, но и как работники, специалисты, работодатели, граждане. Совокупность их новых духовных и социокультурных качеств (трудовая, деловая, социальная этика, солидарность, доверие, ответственность, дисциплина и пр.) называется духовным потенциалом, который концентрируется там, где есть много возрожденных христиан. В любом случае, такой духовный потенциал есть кумулятивный результат тех позитивных изменений, которые сформировались под влиянием глубоких духовных убеждений и переживаний многих верующих, испытавших преображение.                                                                                                                               Со временем эти полезные социокультурные качества закрепляются сначала в личности, семье, потом в церкви, и постепенно передаются новым поколениям. При таком массовом движении преображении, охватывающего множество церквей (а такое в истории было не раз), происходит взрывное расширении масштабов проявления этих качеств среди верующей части населения и даже в целом народе. Это накопленное и усвоенное последующими поколениями общественное благо в виде высоких стандартов духовности, а также доверия, солидарности, ответственности, личной и трудовой этики называется духовным капиталом.                                                                                                                               Почему духовный? – Потому, что его источник это накопленный духовный потенциал верующих, сформированный в процессе их духовного преображения. Почему капитал? – Потому что, как и капитал, это совокупное благо становится ресурсом всего общества, может накапливаться и, наконец, может приносить прибыль в виде дополнительных социальных и экономических благ, достигаемых  за счет более высоких нравственных параметров населения.

Удивительно, но через понятие «духовный капитал» мы можем перенести из прошлого в современность проекцию той благодати, которую Господь когда-то воздал верным его слову членам церквей, стремившихся через освящение преобразиться в Его образ. Большая часть благодати, как мы об этом уже говорили выше, достается самим верующим сразу в виде блаженств, радости и благословений незамедлительно и адресно. Со временем другая часть благодати в виде более совершенных социокультурных параметров передается и неверующим членам общества, которые усваивают эти характеристики в процессе общения с возрожденными христианами. Современные международные исследования показывают, что целые массивы такой прошлой Божьей благодати сохранились как раз преимущественно в странах, которые после Реформации пережили период массового распространения практики преображения и освящения в своих церквях: Скандинавии, Швейцарии, Голландии, Германии, Германии, Англии, а также США, Канаде, Австралии.

Все они входят в топ практически всех социально-культурных и политико-экономических рейтингов. Сегодня настоящая вера и евангельская духовность в этих странах угасает, но накопленное благо прошлых поколений христиан, в виде социокультурных характеристик высокого качества продолжает благословлять их потомков, ибо верен Господь. «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.» (Пс.36:25,26). Так, по данным американского социолога Р. Путмэна, почти половина объема накопленных позитивных человеческих качеств США происходит от духовного капитала, когда-то накопленного в христианских церквях страны. Насколько долго продлится эта тень от прошлой Божьей благодати никто не знает, но думаю, не долго, в этих странах она уже сходит на нет

Итак, для всего общества — духовный капитал это, по сути, факторы прогресса и процветания, а для церкви «духовный потенциал» – это конкретные достижения в евангельском преображении детей Божьих в образ Христа.

  1. Главным достижением преображения будет выполнение призыва Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Эти стихи прекрасны, поскольку в них концентрированно представлен весь замысел, вся концепция преображения человека в жизнь вечную с Богом. Итак, в них говорится: 1) о нашей изначальной духовной немощи, 2) о призыве Христа получить Его благо – а высшее Его благо – это Спасение и вечная жизнь вместе с Ним, 3) Он будет лично (через Духа Святого) участвовать в нашем освящении), 4) Он сделает процесс преображения для вас легким и необременительным, через многочисленные благословения на этом пути.

Мы должны всегда помнить, что преображение – это не просто один из заветов Евангелия Христа, а центральное желание Самого Бога относительно судьбы человека, как Его творения. Вспомним главные вопросы, которые поставлены в Вестминстерском катехизисе:

Вопрос: «В чём заключается самой важное предназначение человека?»

Ответ: «Высочайшее предназначение человека заключается в том, чтобы славить Бога и вечно пребывать с Ним в блаженстве».

Вопрос: «В чём заключается высочайшее предназначение Бога?»

Ответ: «Высочайшее предназначение Бога заключается в том, чтобы славить Бога и вечно наслаждаться Собой».

С этим согласен Джон Пайпер, известный проповедник и богослов, выступающий в защиту высочайшего значения Господа и Его славы в истории человечества. Он считает, что в основе нашего желания к преображению и стремления увидеть славу Господа — лежит Его личное страстное желание призвать нас, чтобы перед нами Он мог прославиться. Бог не может нарушить первую и самую главную заповедь: возлюбить Бога Всем Своим сердцем, душой, крепостью и разумением. Он находит радость в славе Своих многообразных и совершенных качеств. Все лица Святой Троицы присутствуют в миссии освящения детей Божьих: Бог-отец поставил цель, Иисус донес ее людям, Дух Святой помогает им ее достичь.

В своем духовном преображении мы должны стать людьми призвания и цели, тогда мы поймем, что удовольствие Бога, когда мы становимся ближе к Нему –это и наше удовольствие. Когда мы проникнемся понимание особой и величественной установки Бога на наше освящение, это непременно наложит отпечаток на все оттенки нашей жизни и будет одухотворять весь процесс нашего преображения. Такая сверхвысокая мотивация поможет нам каждодневно объединять разные грани нашего возрастания в Божьей благодати: от учебы и работы — до молитвы и прославления под водительством Духа Святого.

Освящение личности в святость Божью — это большая полноводная река духовности, текущая в Царство Божие, в которую когда-то надо войти каждому верующему. И это — важнейшая задача поместной евангельской церкви. Такую духовность не даст никакая насыщенная знаниями и психологическими упражнениями светская духовность. Не даст ее и евангельская Церковь, не просвещенная Духом Святым относительно главных истин Евангелия.

Газета Протестант.ру       

Добавить комментарий