Дух Святой преображает нас от духа рабства в Дух детей Божиих.

путьЛлойд-Джонс, Мартин,

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Рим. 8:15-17

Нашему освящению мешает дух рабства.

Никогда не было написано слов, более великих, чем эти. Это одно из самых замечательных высказываний Священного Писания. Тем не менее существует опасность, что мы ограничимся неким общим впечатлением, которое оно на нас производит, и не осознаем истинного его значения.

Павел жаждет избавить римских христиан от духа уныния и подавленности. В его словах содержится идеальное противоядие от пораженческих настроений и духа рабства. Казалось бы, Павел занят разрешением конкретной, сугубо практической проблемы. Но, как всегда, он при этом касается глубинных тем, и это влечет за собой подобные величественные высказывания. Очень важнее иметь в виду, что послания не задумывались как учебники богословия; это были просто пастырские письма. Апостол стремился помочь людям укрепить их веру и научить их радоваться в Господе.

Проблема, которую он поднимает в этом письме — наиважнейшая: как жить христианской жизнью и, в частности, что делать с грехом. Эти люди обратились и уверовали в Господа Иисуса Христа, но от трудностей, сопряженных с христианской жизнью, они начали уже впадать в уныние. Они обнаружили, что христианская жизнь — это постоянная битва; грех нападал на них изнутри и снаружи. В таких обстоятельствах человек честный, который серьезно относится к своей вере и стремится жить по-христиански в полном смысле этого слова, действительно может впасть в уныние. Проблема объясняется также еще одним пробелом в области веры. Мы знаем, что вера — это деятельность, что ее надо применять, в ней надо проявлять стойкость и упорство. Недостаточно только начать хорошо, необходимо и продолжать достойно. И вот тут-то и возникает трудность: люди не осознают по-настоящему, что принципы веры надо действительно ежедневно применять. Недостаточно иметь общее представление о словах Евангелия. Эти слова должны ожить для нас, звучать в нашем сердце и влиять на нас и на все наши поступки.

Что такое дух рабства.

Суть данной конкретной проблемы Павел определяет как «дух рабства». Он говорит об опасности этого рабского, невольнического духа и вытекающих из него настроений. Обычно этот дух проявляется, когда дарованную христианам свободу превращают в жизнь в соответствии с новым, более высоким законом. Я сейчас думаю о людях, которые ясно увидели, что Христос избавил их от бесплодных попыток спастись через исполнение требований закона. Они прекрасно знают, что своими собственными усилиями они никогда не исполнят закон. Они понимают, что Христос искупил нас от проклятия закона; относительно собственной оправданности у них также полная ясность. Однако свою христианскую жизнь они каким-то образом (практически это происходит бессознательно) превращают в новый вид закона. Ими овладевает дух рабства. Они читают Нагорную проповедь и другие речи нашего Господа и воспринимают их всем сердцем, они хотят жить именно так, как Он учит.

В посланиях они находят множество подробных предписаний, данных апостолами, и говорят: «Это христианская жизнь». Они воспринимают их как нечто, что надо осуществить в своей повседневной жизни. Иными словами, святость превращается для них во что-то вроде трудной задачи. Они начинают планировать и организовывать свою жизнь. Они вводят специальные дисциплинирующие установления, призванные помочь им воплотить свои устремления в жизнь. Монашество — ничто иное, как очень яркое проявление этой тенденции. Некоторые люди, встретившие истину христианства, говорят: «Очевидно, христианская жизнь — жизнь очень возвышенная. Если кто-нибудь хочет успешно прожить ее, то он должен посвятить этому все свое время. Совершенно ясно, что невозможно сочетать ее с бизнесом и вообще с какой-либо „мирской» профессией. Следовательно, надо „отделиться от мира»». Что они и делают. В монашестве мы наблюдаем проявление крайней формы этой идеи.

Согласно утверждению Павла, это не что иное, как дух рабства. И он присущ не только римско- католической церкви. Среди евангельских христиан он также очень силен. Мы можем очень легко свести все к закону и подчинить себя ему. Мы не называем вещи своими именами и не осознаем, что делаем именно это, иначе прекратили бы немедленно. Но такая тенденция существует и, как показывают многочисленные упоминания в Посланиях, существовала всегда. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: „Не прикасайся», „не вкушай», „не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:16-23).

Приведенный отрывок помогает нам мысленно окунуться в атмосферу ранней Церкви и в тот особый вид монашества, который очень тонко проникал в нее. И хотя в наше время его уже нет, но тенденция и искушение остались неизменными. Павел предостерегает Тимофея именно от этого. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:1-3). Эти слова ясно показывают, что имел в виду Павел, говоря о «духе рабства, чтобы опять жить в страхе». В первую очередь, этот дух порождает ложный страх перед Богом. Существует правильный и оправданный страх Божий, которым мы часто пренебрегаем и который забываем — что для нас же самих и опасно. Но бывает и ложный страх Божий. Это малодушный страх, «страх, в котором есть мучение». Испытывающие его смотрят на Бога как на жестокого хозяина, погонщика, который выискивает недостатки и ошибки, чтобы соответствующим образом наказать за них. Есть и другие люди, для которых Бог — далекий и суровый законодатель.

Кроме того, возникает страх перед величием задачи. Поставив перед собой цель — жить святой жизнью, — люди начинают бояться, что не смогут достичь ее. Страх перерастает в кошмар, в ужас. Из жизни уходит всякая радость, настолько их угнетает величие задачи. Они не в ладу с самими собой, им угрожает реальная опасность так никогда и не вкусить жизнь, не прожить ее, как следует.

Дух страха заставляет человека малодушно бояться власти дьявола. Как ясно показано в Послании Иуды и во 2-м Послании Петра, существует оправданный и разумный страх перед дьяволом.

Только предельно легкомысленные и духовно невежественные люди могут шутить по поводу дьявола. Они не имеют никакого представления ни о нем, ни о его власти. Но мы не должны испытывать перед ним малодушного страха. Те люди, о которых мы говорим сейчас, знают р направленном против них могуществе сатаны и боятся его.

В равной степени они боятся греха, живущего внутри нас. Они тратят массу времени на самоосуждение, говорят о непроницаемом мраке своего сердца. Но и тут не следует перегибать палку. Надо поддерживать равновесие. Человек, остающийся в неведении об этом духовном опыте — воистину наивное дитя в христианской вере, если вообще христианин. Однако одно дело — отдавать себе трезвый отчет в своих недостатках, и совсем другое — вести жизнь, полную «самоуничижительных восторгов» и быть придавленным вечным страхом. Хотя в наше время эта проблема не так уж актуальна. Наша проблема скорее другая: мы слишком легкомысленны.

В конечном итоге этот дух страха, порожденный духом рабства, есть страх самих себя и страх перед неудачей. Люди говорят: «Христианская жизнь так удивительна, так возвышенна. Разве мне подняться на такие высоты?» И вот с такими чувствами — собственной слабости, недостижимости великой цели и страха перед сатаной — они оказываются целиком и полностью во власти духа рабства. Они всегда встревожены и испуганы.

Павел задает таким людям вопрос: «В этом духе рабства и страха вы жили до того, как стали христианами. Вас вывели на волю — так почему же вы возвращаетесь?» Но апостол не останавливается на этом. Он продолжает и указывает на противоядие. Противоядие заключается в осознании важнейшей истины: в каждом христианине обитает Святой Дух.

Со Страхом и трепетом проходите путь преображения и совершайте свое спасение.

Такова суть дела. Здесь имеются два аспекта. Первый: передо мной стоит величественная, нелегкая, но славная цель — отречься от себя, взять крест и следовать за Господом Иисусом Христом. Я осознаю, что должен идти по этой жизни так же, как шел Он. Я поражен тем, что родился заново, свыше, и что теперь Бог преобразует меня по образу Своего Сына. Если возникают сомнения: «Кто я такой, чтобы жить, подобно Ему? Как я могу осмелиться даже подумать об этом?» — то я напоминаю себе об обитающей во мне силе Святого Духа. «Вы должны осознать, что живете не сами по себе, не одни, — говорит, по сути, апостол. — Вы знаете, что прощены, так благодарите Бога, что ваши грехи изглажены и смыты. Однако не впадайте в заблуждение и не думайте, что на этом Бог оставил вас, что теперь вы предоставлены самим себе, жить христианской жизнью, опираясь на свои только силы. Если вы так думаете, то нет ничего удивительного, что вы охвачены духом страха и рабства. Ведь вы заменили старый закон новым, бесконечно более трудновыполнимым. Но эта позиция неправильна, потому что в вас обитает Святой Дух».

По сути, именно к этой проблеме обращается Павел в главе 8 Послания к Римлянам. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3). Апостол имеет в виду, что закон сам по себе никого не может ни спасти, ни дать силу жить христианской жизнью. Почему? Закон слаб, потому что слаба плоть. Закон был дан, и человека попросили соблюсти его — своими силами. Слабость кроется в человеческой природе, не в законе. Закон не слаб, слабым оказался человек, когда пытался исполнить его. Один старый проповедник как-то проиллюстрировал это таким примером: человек пытается вскопать сад лопатой, ручка которой беспрерывно ломается. Проповедник подчеркнул, что с самой лопатой все в порядке, просто ручка у нее слишком слабая. Сама по себе лопата была крепкой, но копать не получалось из-за прогнившей деревянной ручки. Если мы наложим на себя закон и решим соблюдать его своими силами, то окажемся обреченными на неудачу. Но мы не должны этого делать, потому что теперь мы живем «не по плоти, но по духу».

Вникнете, как этот вопрос разбирается в стихах 5—14. Основное различие между душевным (природным) человеком и христианином заключается в том, что в последнем обитает Дух Христа. Какие бы переживания не испытывал человек, но если Дух Христов не обитает в нем, то он не христианин. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Апостол снова возвращается к тому же доводу — «Вы не должны оставаться в духе рабства. В вас обитает Святой Дух. Он придаст вам сил и укрепит». Раз за разом Павел повторяет это. «Со Страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13). Мы избавляемся от духа рабства, когда смотрим на Него, ищем Его поддержки и полагаемся на Него. Это ни в коей мере не означает, что мы должны быть пассивными. Это означает, что, когда мы боремся, падаем и встаем, Он укрепляет нас. Предоставленные самим себе, мы не потрудились бы приложить хоть какое-то усилие. Но Он подталкивает нас и придает нам сил. Он совершает в нас Свою работу, а мы вносим свою долю труда. Осознав это, мы сразу поймем, что цель вовсе не недостижима. В другом месте Павел пишет: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6) — Духа Своего собственного Сына!

Отдаем ли мы себе отчет в том, что, как христиане, мы имеем в себе Тот же самый Святой Дух, Который имел в себе Сын Божий, когда Он был здесь, на земле? Отец дает Духа и это Тот же самый Дух, который был в Сыне. Дух, Который дал силу и могущество Ему, даст силу и могущество также и нам. В этом заключается довод Павла.

Дух Святой освящает нас и делает свободным от страхов и зависимостей внешнего мира.

Второй аспект: присутствующий в нас Святой Дух напоминает нам о наших взаимоотношениях с Богом. Это удивительная вещь: «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!»» Обитающий в нас Святой Дух напоминает нам о нашей усыновленности, о том, что мы взрослые усыновленные дети. Мы не младенцы. Сама форма, в которой высказана идея, подразумевает, что мы взрослые дети и вошли в зрелый возраст. Мы сыновья и дочери в полном смысле этого слова, нам принадлежит все, что должно принадлежать родным детям. Осознайте это ясно — и вы избавитесь отдуха рабства. Это не означает, что надо забыть о благоговении и страхе Божьем, но это полностью упраздняет страх, который приносит с собой дух рабства.

Нам даруется способность понять, что наша жизненная цель заключается не в достижении определенных стандартов. Нет, мы живем для того, чтобы угодить Богу, потому что Он наш отец. В нас «Дух усыновления, Которым взываем, «Авва, Отче!»» Рабу не дозволялось говорить «Отче!» И рабский дух не воспринимает Бога как отца. Скорее, как осуждающего судью. Как христиане, мы должны учиться проявлять в жизни то, во что верим, — что Бог нам Отец. Христос учил нас молиться: «Отче наш». Вечный Бог стал нашим Отцом. И в тот момент, когда мы осознаем это, все начинает меняться. Он наш Отец и Он всегда заботится о нас. Он любит нас непреходящей любовью. Он настолько возлюбил нас, что послал Своего Единородного Сына в этот мир, а затем и на крест, на смерть за наши грехи. Это связь, соединяющая нас с Богом, и она меняет все. Потому-то мое желание — не исполнять закон, а угождать Отцу. Моя христианская жизнь — это не вопрос выполнения правил и постановлений. Моя жизнь, каждый мой поступок диктуются желанием выразить Ему мою благодарность, горячую благодарность за все, что Он для меня сделал.

Это, однако, не все. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу». Постарайтесь понять довод апостола. Каждое последующее утверждение здесь с неопровержимой логичностью вытекает из предыдущего. Если мы дети Божьи, то мы связаны родственными узами с Господом Иисусом Христом. Он «был первородным между многими братьями». Узы, соединяющие нас с Богом — это узы, которые связывают детей й наследников с их отцом. Прислушайтесь к нашему Господу, когда Он молится Отцу: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23). Наш Господь говорит, что Бог Отец любит нас так же, как Его, Своего Единородного Сына. И постепенно в нашей душе наступает заря — мы начинаем осознавать, какая привилегия дарована нам: теперь мы дети Божьи! Мы удостоены этого, мы оказались в такой ни с чем не сравнимой позиции по отношению к Нему! Вернитесь опять к 17-й главе Евангелия от Иоанна, изучите еще раз первосвященническую молитву Иисуса. Обратите внимание, как наш Господь говорит, что мы должны прославлять Бога в этом мире точно так, как Он прославил Своего Отца. В этом суть христианской жизни: в осознании, что я, лично я, принадлежу Богу. Я должен прославлять Его во всем, каждым своим поступком. А обитающий во мне Дух даст мне силы это делать. Он преображает мое мировоззрение, и я избавляюсь от духа рабства.

Вникните в еще один довод Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Kop. 6:19) Путь к преодолению грехов плоти есть осознание и применение в жизни знания об этой дивной истине. Часто люди обращаются ко мне с той или иной проблемой и говорят: «Я молился и молюсь по поводу данного конкретного греха». Я в ответ напоминаю им, что хотя молитва совершенно необходима, но не менее важно и серьезное размышление. Иногда молитва превращается в какой-то способ ухода от проблемы, временами — в отчаянный вопль охваченных мраком и чувствующих свое поражение людей. Молитва должна быть умной. Ответ и сила будут дарованы только тем, кто осознает, что их тела — есть храм Святого Духа.

И наконец, обитающий в нас Святой Дух напоминает нам о нашем предназначении: «.если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу». Павел постоянно развивает этот довод, и нигде он не делает это так блестяще, как в Послании к Римлянам 8:38—39: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Это не вопрос соответствия каким-то стандартам, не вопрос тщетного стремления что-то сделать. Это вопрос внутренней подготовки к месту нашего назначения. Христианин совершенно точно знает, куда направляется, и не испытывает по этому поводу никаких сомнений.

Путь к избавлению от духа страха лежит через внутреннее знание того, что как дитя Божье вы уже заранее предназначены для небес и славы. И ничто из того, что вы видите внутри и вне себя, не может помешать осуществлению этого замысла Бога. Наша христианская жизнь есть подготовка к прибытию на конечную станцию. Вот как говорит об этом Иоанн: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). И еще: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). И это подводит нас к тому, что мы читаем в следующем стихе: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист». Ничто так не способствует развитию в человеке святости, как осознание того факта, что мы наследники Божьи и сонаследники Христу. Знать, что в конечном итоге мы обязательно прибудем на эту конечную станцию и что ничто не может этому помешать — величайший побудительный мотив.

Осознавая это, мы очищаем себя, так как Он чист. И мы чувствуем, что разбазаривать время нельзя. Такова идея, которую проводит апостол в этих трех абзацах. И эта идея целиком и полностью приложима к практической жизни. Апостол указывает нам кратчайший путь к христианской жизни! Не превращайте его в закон, но отдайте себе отчет, что вы приняли Духа Святого. Затем приступайте к практическому воплощению того, что поняли. Ваш Отец соблюдет и сохранит вас, Он не даст вашей душе пропасть. Он внимательно наблюдает за вами и — позвольте мне прибегнуть к языку Священного Писания — Он ревнив, потому что вы принадлежите Ему. Вы принадлежите Христу, вы Его брат или сестра. Святой Дух обитает в самом вашем теле, и вы неминуемое придете к славе.

Как нелепо, как неправильно оставаться в духе рабства и страха! Не концентрируйтесь на своих чувствах. Истина о вас — славная истина. Если вы во Христе, примите целиком свое спасение и свою победу. И вперед — вы преодолеете все.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавить комментарий