Можно ли обучить студентов инновациям и предпринимательству? Взгляд из Америки.

малыйЭдвард Кроули, президент-основатель Сколковского института науки и технологий.

Сегодня существует тенденция объединять техническое образование и обучение Действительно ли можно обучить студентов технических специальностей предпринимательским навыкам?

Разумеется, студентам можно преподавать предпринимательское дело. Нельзя научить человека нотам или музыке, если у него нет способностей, но в мире множество музыкальных школ, которые берут хороших музыкантов и делают из них отличных или берут отличных музыкантов и делают из них великих. А раз в столетие рождается Моцарт, которому такое образование вообще не нужно. Или Алан Тьюринг, или Эйнштейн, или люди вроде них. Все, что мы можем сделать, — это взять среднего студента технического или научного профиля и повысить уровень его способностей в области инноваций или предпринимательства. Мы можем создать базу знаний, потому что эти знания пригодны для передачи студентам. Предприниматели, не получившие соответствующего образования, постоянно совершают одинаковые ошибки, которые очевидны для людей, изучивших модели предпринимательского дела и инноваций. Мы можем научить этому людей. Некоторые аспекты вроде управления интеллектуальной собственностью или финансами, разработки производственных систем или маркетинга — это просто знания и ничего больше. И такие знания, конечно, можно передавать студентам.

Однако некоторые практические навыки невозможно дать лишь теоретически. Их необходимо испробовать на себе. Очень многое в жизни познается эмпирически, а не аналитически. К примеру, к таким навыкам относится военное дело, которому в основном обучаются на собственном опыте. И лишь раз в столетие появляется Наполеон или Кутузов, и оба они сходятся в одном сражении. Давая практические навыки, а затем направляя людей, анализируя полученный опыт, задавая вопросы о том, что нужно сделать в следующий раз, чтобы избежать ошибок, мы можем научить их многим вещам. Возьмем дайвинг. Для того чтобы стать дайвером, нужно погрузиться под воду. Дайверов обучают не в классе, а в бассейне.

Целому ряду вещей можно научиться на практике под руководством специалистов, и сюда относятся многие аспекты предпринимательского дела и инноваций. Самое главное, с таким обучением изменяется сам подход к деятельности. Это очень важно для того, чтобы подтолкнуть традиционного российского студента технической или научной специальности к желанию заняться бизнесом, к готовности брать на себя риски, к стремлению применять полученные знания, к выходу за установленные границы и формированию собственного будущего.

Российское образование, по крайней мере высшее, в основном построено на фактах. Внимание уделяется, в первую очередь, теории и моделям, но при этом студенты получают минимальный опыт практического применения полученных знаний, какими бы важными они ни были. Соответственно, у людей нет уверенности в том, что они смогут использовать эти знания в жизни. Лично я не сомневаюсь, что инновациям и предпринимательству можно обучить.

russiancouncil.ru

Добавить комментарий