Нам следует сделать любовь к Богу конечной целью всех своих действий.

братДжозеф де Бьюфорт.

Брат Лоренс открыл для себя очень простой и прямой путь к тому, чтобы жить в присутствии Бога, и прожил так более 40 лет, до самой смерти, в монастыре. Однако, по его же словам, первые 10 лет его жизни в вере были полны терзаний и испытаний. Вовремя жизни он не был широко известен, хотя к нему обращались за советом и монахи и миряне.

Только после его смерти были собраны некоторые из его писем. Джозеф де Бьюфорт, представитель и советник местного архиепископа, опубликовал сначала только письма маленькой брошюркой. На следующий год, во втором издании, он добавил воспоминания о своих беседах с братом Лоренсом и назвал работу «Практика присутствия Бога».

Беседа вторая.

Он говорил, что всегда был управляем любовью, что у него не было эгоистичных взглядов. Однажды решив сделать любовь к Богу конечной целью (венцом) всех своих действий, он обнаружил достаточно причин для полного удовлетворения своим методом. Он радовался, когда мог поднять с земли соломинку ради любви к Богу, ища лишь Его одного и ничего больше, он не искал даже Его даров.

Он долго страдал и мучился от убеждённости, что он уже погиб и должен быть проклят, и никто из людей не мог убедить его думать иначе. Сам же он рассуждал об этом так: «Я вступил в религиозную жизнь только ради любви к Богу, и я пытался действовать только ради Него. И что бы со мною ни случилось, буду ли я осуждён или спасён, я продолжу всегда действовать только ради любви к Богу. Хотя бы это добро я сохраню, чтобы до самой смерти делать все, что только могу, чтобы любить Его». Он говорил, что подобные мысли терзали и мучили его на протяжении четырёх лет.

Впоследствии же он жил в совершенной свободе и непрекращающейся радости. Он держал свои грехи между собой и Богом, как бы говоря Ему, что он не заслуживает Его милостей, но Бог все равно продолжал даровать их в изобилии.

Для формирования привычки постоянно говорить с Богом и посвящать Ему все наши действия, мы должны сначала обращаться к Нему с определённым усердием. Но после некоторых трудов мы обнаружим, что Его любовь внутренне восхищает и возбуждает нас к этому общению уже без всяких сложностей.

Он ожидал, что после приятных дней, что даровал ему Господь, он получит свою долю боли и страдания. Но он относился к этому легко, прекрасно зная, что поскольку сам по себе он сделать ничего не может, то Господь не преминет дать ему силы для их преодоления.

Когда выпадал случай для проявления какой-то добродетели, он перепоручал себя Богу, говоря: «Господь, я не могу этого сделать, если только Ты Сам не сделаешь меня способным». И тогда он получал силу большую, чем достаточно.

Когда он ошибался или не мог исполнить свои обязанности, он сразу исповедовал свою вину, говоря Богу: «Я никогда и не смогу ничего иного, если Ты оставишь меня на меня самого; только Ты можешь удержать меня от падений и исправить то, что неправильно». После такого обращения он не давал себе больше возможности беспокоиться об этом.

Мы должны действовать с Богом в величайшей простоте, говоря с ним откровенно и просто (как есть), и умолять Его помочь нам в наших делах в то самое время, когда эти дела совершаются. Господь всегда подаёт свою помощь, как сам брат Лоренс это часто переживал.

Как-то его отправили в Бургундию закупить партию вина для монастыря, что было для него очень нежелательным заданием, поскольку у него не было делового чутья, и ещё потому, что он был хромым и не мог передвигаться на корабле иначе, как перекатываясь через бочки. Тем не менее, он не дал себе беспокоиться ни об этом, ни о закупке вина. Он сказал Богу, что выполняет Его задание, и вышло все удачно. Годом ранее его отправляли в Овернь с тем же поручением, он не знает как, но все вышло хорошо.

Подобным же образом, в своих делах на кухне (к которым он изначально имел огромное отвращение) он выработал навык делать все ради любви к Богу и во всех случаях молиться о Его милости, чтобы хорошо выполнить свою работу. И в течение 15 лет, что он работал на кухне, все было легко.

Он был очень доволен работой (послушанием), которую выполнял теперь, но был готов оставить её так же, как и предыдущую, поскольку в любых условиях он доставлял себе удовольствие, делая маленькие вещи ради любви к Богу.

Для него время, отведённое для молитв, не отличалось от прочего. Он удалялся на молитву, согласно указаниям своего настоятеля, но никогда не желал такого удаления и не просил о нем, поскольку самые большие и сложные дела никогда не отвлекали его от Бога.

Поскольку он хорошо помнил своё обязательство любить Бога во всем, и поскольку он стремился так и поступать, ему не нужен был руководитель, чтобы давать советы, но был нужен исповедник, чтобы помогать освобождаться. Он был очень чувствителен к своим ошибкам, но не обескуражен ими, он исповедовал их Богу и не вымаливал у Него извинений или оправданий. После исповеди он спокойно возобновлял свою практику любви и поклонения.

Во времена «ментальных бурь» он ни с кем не советовался, но знал, полагаясь только лишь на свет своей веры, что Господь присутствует рядом. Он довольствовался посвящением всех своих действий Богу, т. е. делал все с желанием угодить Ему, сделать Ему приятное, отпуская сам результат.

Он говорил, что бесполезные мысли все портят, с них начинается вред и обман. Что мы должны прилежно отгонять их, как только замечаем их неуместность или дерзкое вмешательство в насущные вопросы или наше спасение, и возвращаться к нашему общению с Богом.

Вначале он часто проводил время, отведённое для молитвы, в борьбе с помыслами, сопротивляясь блуждающим мыслям и снова увлекаясь ими. Он никогда не мог регулировать свою религиозную практику с помощью каких-то специальных методов, как это делали другие. И хотя вначале он отводил особое время созерцанию, со временем оно ушло как-то само собой.

Телесное умерщвление, и другие упражнения бесполезны, если только они не служат достижению союза с Богом через любовь. Он хорошо рассмотрел этот вопрос и обнаружил, что самый короткий путь, ведущий прямо к Нему — постоянная практика любви к Нему и совершение всех дел ради Него.

Необходимо понимать огромную разницу между действиями понимания и действиями воли, первые имеют сравнительно малую ценность, а последние — огромную.

Единственное наше дело — любить Бога и восхищаться Им.

Любые умерщвления тела и аскеза, если они лишены любви к Богу, не могут стереть ни единого греха. Мы должны, без всякой тревоги, ожидать прощения наших грехов от Крови Иисуса Христа, и только лишь стремиться любить Его всем своим сердцем. Он говорил, что, похоже, Господь даровал величайшие блага величайшим грешникам как неоспоримое свидетельство Своего милосердия.

Величайшая боль или удовольствия этого мира не идут ни в какое сравнение с тем, что он переживал в духе, так что он ни о чем не беспокоился и ничего не боялся, желая только одного пред Богом: не оскорбить Его.

Его не мучили сомнения. Он говорил: «Когда я не справляюсь со своими обязанностями, я с готовностью признаю это, я к этому привык: иначе и невозможно, если меня предоставить самому себе. А если я не ошибаюсь, то благодарю Господа, признавая, что это — от Него».

28 сентября 1666

Джозеф де Бьюфорт.

Практика Божьего присутствия Беседы и письма брата Лоренса.

Данная книга является «общественным достоянием» (Public Domain). Английский перевод оригинального французского издания, взятый за основу для перевода на русский язык, опубликован в Лондоне в 1906 году издательством H.R.Allenson, Ltd.

Газета Протестант.ру      

Добавить комментарий