Нужно ли евангельским церквям обновлять свои богослужения?

богослужМ. В. Шерин

Проблема нашей литургики в том, что большинство Церквей ЕХБ не имеют собственной философии служения. Проблема обостряется ещё и тем, что в последнее время многие Церкви начали искать новые формы богослужения, при этом, не проанализировав и не дав должной оценки, как тому старому от чего они отказываются, так и тому новому, что принимают.

И, как мы уже отмечали, идеей обновления богослужения «заражены» сейчас не только Евангельские Христиане-Баптисты, но и многие другие конфессии и деноминации Церкви Христа. Конечно же уместно задать вопрос, а насколько необходимы перемены в богослужении? Что было «не так» в той литургике, которая долгое время служила нашим Церквям?

Отправной точкой любых изменений является недовольство существующим положением дел и желанием улучшить ситуацию. Общая жалоба растущего числа протестантских евангельских христиан на то, что совместное богослужение имеет уже малую значимость: наскучило повторение, вызывает недовольство попытки развлечь, беспокоит организация поклонения с излишним акцентом на привлекательность.

На конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге, были озвучены результаты одного исследования, проведенного при содействии Санкт-Петербургского Христианского Университета.

Недавнее исследование, проводимое в нескольких баптистских Церквях, озадачило многих пасторов. Оказывается, более 60% прихожан, во время богослужения не чувствуют присутствия Божьего, а некоторые прямо заявляли, что так и не пережили во время службы личной встречи с Богом, поэтому для них намного более продуктивным временем, для поклонения и для познания Бога является личное «тихое время» общения с Богом.

Учитывая закрытость русского народа, вероятно процент прихожан, недовольных богослужением, ещё более высок. Эти сведения заставляют задуматься над тем, что же действительно происходит на наших богослужениях? И если после окончания богослужения большинство присутствующих так и не имели опыта встречи, а значит и поклонения Богу — значит необходимо пересматривать наши богослужения. И здесь проблема может быть двоякая. С одной стороны, сами богослужения могут иметь недостатки, а, с другой стороны, стоит обратить внимание и на то, насколько люди, приходящие на богослужение, готовы к богопоклонению. Как справедливо замечает Билл Халл:

Теперь мы определяем успех церкви количеством людей явившихся на утреннее воскресное представление. Насколько здесь хороший проповедник? Талантливые ли музыканты? Живая ли атмосфера? Насколько велики пожертвования и прекрасны церковные сооружения? Вот что греет душу. И многие перестали задавать верные вопросы: Что за люди собрались на это представление? Живут ли они в общении с Богом?

Важно понимать, что воскресное богослужение не является религиозным актом отдельно стоящим от повседневной жизни всех участников богослужения. И перефразируя известное изречение можно сказать, «как живём, так и поклоняемся».

Поклонение в общине практически нереально без поклонения каждого члена церкви вне церкви. Коллективное поклонение может быть неуместным, если оно не является частью жизни-поклонения и не отражает то, как мы живем в течение всей недели, даже невзирая на прекрасно расписанные протоколы общего богослужения и глубокие по своему смыслу таинства церкви, осуществляемые в литургии.

Итак, говоря о практических изменениях, которые назревают, если уже не назрели в литургии ЕХБ, стоит отметить, что изменения должны быть двусторонними. С одной стороны, мы можем думать о более библейском богослужении, с другой стороны, мы должны призывать христиан изменить своё отношение к личному ежедневному хождению в общении с Богом.

Говоря о возможности обновления наших богослужений, хочется отметить и ещё один фактор, который не может не волновать людей, отвечающих за планирование наших богослужений. Замечено, что многие христиане из неофитов, разочаровываясь в баптистских Церквях, уходили либо в православие (как правило, взрослые люди), либо к харизматам (молодёжь). Оказывается и в том, и в другом случаях ушедшим во многом приглянулась не вседозволенность, как можно предположить ошибочно, а именно возможность «почувствовать» Бога; в первом случае, окутанного тайной, во втором, близкого и «потрясающего».

Оказывается, рациональное богослужение, столь близкое для наших Церквей ЕХБ, воздействующее в большей степени лишь на разум, способно также отталкивать людей от наших Церквей.

Мне бы очень хотелось, чтобы по окончанию наших богослужений верующие ещё долго не хотели расходиться, желая продлить прекрасные минуты общения друг с другом. Ведь общаясь, а также служа другому, мы проявляем тем самым божественную природу, полученную нами при возрождении. Те же, кто после богослужения шли домой, были бы людьми, исполненными Святым Духом, напевая какую-нибудь прославляющую Бога песню или эмоционально делясь впечатлениями от услышанного и пережитого с другим верующим. Не по причине какой-то эмоциональной «накачки», а вследствие пережитой личной встречи с Богом. Хотя здесь возможны и глубокие размышления, и даже слёзы сокрушения и любая другая реакция на воздействие Бога на человеческое сердце во время богослужения.

В этом я вижу цель наших богослужений, и помогать нам в этом может качественная баптистская литургия.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*