Принцип ручного управления: Путин отдает правительству в 35 раз больше поручений, чем Обама – но исполняется всего лишь 60%.

кабинетПринцип вертикального управления ограничивает любые структурные трансформации.

Российская пресса сообщила о том, что в правительстве если не планируются, то по крайней мере обсуждаются возможные структурные изменения. Речь, впрочем, идет не о фундаментальной перестройке кабинета министров, а всего лишь о создании обособленного центра реформ. Возможно, он станет координировать наиболее важные проекты и повышать эффективность министерств по ряду параметров. Необходимость такой структуры объясняется тем, что в настоящее время правительство тонет под тяжестью президентских поручений, и это снижает качество и скорость его работы.

Как сообщила газета «Ведомости», в 2010–2014 годах число поручений главы государства правительству росло на 33–37%. Что показательно, на 1000 поручений российского президента в год приходится лишь 32 распоряжения американского. Впрочем, в условиях жесткой вертикали управления, когда все существенные решения исходят из одного источника, а правительство выполняет сугубо инструментальную функцию, таким цифрам не приходится удивляться. Страна управляется президентскими указаниями, точнее, управляется менее чем на 60%: именно такова доля высококачественной реализации кабмином поручений сверху.

Вертикальное управление методом распоряжений и поручений может быть эффективным на короткой дистанции, как антикризисная мера, когда власть парализована. Но российская правящая элита управляет страной уже 15 лет, причем делает это в относительно комфортной политической обстановке, не претерпевая избыточного давления со стороны оппозиции, испытав некоторое волнение лишь на рубеже 2011–2012 годов. Ни о каком параличе и не должно быть речи, у власти были благоприятные условия для того, чтобы выстроить четкий механизм управления и даже принятия решений, не нуждающийся в постоянных толчках сверху. Однако вертикаль сохраняется, более того – она укрепляется.

Modus operandi правительства после президентских выборов 2012 года наилучшим образом иллюстрирует издержки вертикальной системы. Кабмин – это, по сути, аппарат, призванный выполнить предвыборные, то есть политические, в значительной мере популистские обещания. Концептуальная, содержательная деятельность правительства тем самым отодвинута на второй, если не на третий план. Когда же случился экономический кризис и от правительства потребовались инициатива, идеи, предложения по выходу из сложившейся ситуации, оно, мягко говоря, оказалось не на высоте. И не случайно: его никто не настраивал на креативность и инициативность в 2012 году, а настраивали на исполнение.

Отсюда и груз президентских поручений. Правительство, по сути, является буфером между тем, кто давал обещания, то есть главой государства, первым политиком, и теми, кому эти обещания адресовались, то есть гражданами. Масштаб обещаний таков, что выполнить их крайне сложно, а иного критерия оценки деятельности власти нет. Поэтому и граждане винят министров, и президент постоянно подгоняет их, чувствуя, что не все идет так, как надо.

Предложение по созданию новой, свободной от распоряжений сверху структуры в правительстве не сулит серьезных изменений. У вертикали управления слишком крепкая основа, а перевод хотя бы части кабмина в режим относительной самостоятельности означает наделение одной или нескольких фигур дополнительным политическим весом. Российская правящая элита в последние годы не горит желанием играть в такие игры. Все прочие структурные трансформации внутри правительства носят косметический характер. Выделение части кабмина в некий новый контролирующий орган едва ли может привести к существенному сокращению числа поручений сверху и, что особенно важно, к постепенному упразднению самого ручного режима. К такому системному скачку власть едва ли готова.

О возможных реформах в правительстве.

 «Независимая газета» 18.03.2016.


Подписаться на RSS

One Response

  1. «Страна управляется президентскими указаниями, точнее, управляется менее чем на 60%: именно такова доля высококачественной реализации кабмином поручений сверху.»

    «Путин отдает правительству в 35 раз больше поручений, чем Обама . . . »
    ……………………………………………………………………………………………………..
    И если бы поручения Обамы выполнялись на таком же уровне, как поручения Путина, то США давно были бы в шоколаде, но почему-то они последние десятилетия всегда находятся в «ж …е».
    Это всегда называется качеством управления, а у них всё менеджмент, да менеджмент.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*