Величие любви Божией вдохновляет и защищает нас.

любовьН. Сенченко.

Наблюдая за духовной жизнью святых и верных во Христе Иисусе Ефесской церкви, Апостол Павел нашел необходимым молить Бога дать им крепко утвердиться Его Духом во внутреннем человеке, чтобы они, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3, 14—19).

Существует ли для человека возможность уразуметь нечто превосходящее разумение? Людям такая задача кажется явно не по силам. Не потому ли Апостол Павел преклонял колени перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, молясь, чтобы Он послал милость верующим Ефеса познать величие любви Христа, ее Божественную широту, долготу, глубину и высоту?! «Это возможно, это доступно! И не единицам из верующих, а всем святым!» — ободряют последователей Евангелия слова молитвы великого мужа веры. Не секрет, что некоторые христиане, начав благословенный путь с Господом, со временем не только не утвердились и не укоренились в вере, но, напротив: в усердии ослабели, в любви к Богу охладели. Какое-то серьезное внутреннее духовное неустройство сначала расшатало их упование, а затем разрушило веру, так что впоследствии, оставив узкий путь, эти люди устремились на широкий, погибельный.

Всматривался я в жизнь одной из наших общин. Благовествуя, она успешно распространяла вокруг себя доброе духовное влияние, росла вширь. Но потом словно кто-то подрезал ей крылья, будто для нее пресеклась благодать Божья. Мне хотелось отыскать причину такого духовного бессилья. Много рассуждая и молясь, я пришел к выводам, которыми хочу поделиться.

«В ЗАКОНЕ ГОСПОДА ВОЛЯ ЕГО»

В своем величественном Псалме, ставшем первым среди славословий, Давид сравнивает благословенного Богом человека с деревом, посаженным при потоках вод: он приносит плод во время свое, лист его не вянет, и во всем, что он ни делает, успевает. Что это за «воды», наделяющие человека жизненной силой? Полный и точный ответ находится в этом же Псалме: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (1, 2—3). Вот в какую благословенную глубину опускает корни святого упования преуспевающий в духовной жизни человек! Воля его всецело покорена закону Божьему! О нем, а не о своих планах, рассуждает он день и ночь!

Милостью Божьей на протяжении многих лет наше братство благословенно распространяет шатры любви Христовой. Через благовестие зарождаются новые группы и церкви. В ответственное время свободы, подаренное Господом, верные Его слуги спешат сеять слово правды как можно дальше, нести евангельскую весть как можно большему числу неверующих. И они приходят в наши молитвенные дома, каются и обретают мир с Богом. Хорошо распространяться вширь! Но необходимо расти и в глубину, укрепляться духовно, всецело покорять свою волю Богу, переходить от силы в силу, от славы в славу, чтобы, все преодолев, устоять. Дерево, корень которого не углублен, плодоносить не сможет, будь ветви его раскинуты в ширину на десятки метров! И в бурю оно не устоит. Непогода повергнет на землю его роскошную крону и обнажит непрочные корни.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИСПЫТАНИЙ

Крепко были утверждены Духом Божьим во внутреннем человеке мужи веры ветхозаветных времен. Но неверно думать, что жизнь их складывалась легко и безоблачно, что не встречали они горестей и невзгод. Путь их по пустыне сего мира был весьма напряжен, странствование их — насыщено трудностями. Призванные для возвышенного общения с Богом и жертвенного служения Ему, они проходили через многие суровые испытания, содержащие в себе не только тайну Божественных планов, но и могучую сверхъестественную силу, непостижимую для непросвещенного человеческого ума. Еще никогда не было души, достигшей великой святости и близкого общения с Богом, которая не прошла бы через горнило скорби. Проводя через страдания, Дух Святой производит много чудесного в душах, и они становятся благословением для множества людей.

Так Авраам, повинуясь Божьему повелению, вышел из земли своей, расставшись со всеми, кто был дорог сердцу, «и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11, 8). Не так просто сделать подобный шаг. Не всем он под силу. В этом нетрудно убедиться: много ли мы знаем тех, кто безоговорочно переселяется для евангелизационного служения в отдаленные места, не допуская даже мысли вернуться в то отечество, из которого вышли (Евр. 11, 15)? Авраам, человек подобный нам, усмирял душу свою, разрывая во имя Господа крепкие кровные узы. Но какое блаженство приобрел он, когда послушание Богу превозмогло в его сердце! Ныне за послушание и верность одного мы вошли в его благословение (Гал. 3, 8—9)!

Оставить родину и родных было только началом его благословенного пути испытаний. Авраам ничего не знал о грядущих трудностях, а их было довольно.

Неприятные события произошли с племянником Лотом: он попал в плен вместе с семьей и имуществом. Авраам — человек не воинственный, да и рабы его — люди мирные, пастухи. Но «сродник попал в плен», и, чтобы освободить его, Авраам не устрашился сразиться с пятью привыкшими воевать царями. И освободил! И отвоевал с горсткой своих рабов семью и все имущество Лота, а Кедорлаомера и царей бывших с ним поразил!

Небо одобрило самоотверженность Авраама: Мелхиседек, священник Бога всевышнего, прославил Бога, Который предал врагов в руки раба Своего, и благословил Авраама (Быт. 14, 18—20).

СУДЬБОНОСНАЯ ПОБЕДА

После большого риска и славной победы Аврааму, казалось, можно было отдохнуть, но его уже ожидало новое испытание: царь Содомский предложил ему взять себе завоеванное добро, а оно было немалым. Обычно победители не увлекаются мелочами и уносят с вражеской территории золото, шитые жемчугом одежды и прочие ценности. И Аврааму предлагалось солидное богатство: сокровища двух процветающих городов. «Бери, Авраам, живи и благоденствуй!» Иной человек, не раздумывая, сказал бы: «Авраам рисковал жизнью, отвоевывая сродника, поэтому достоин получить награду». Однако Божий праведник ответил иначе: «Поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму…» (Быт. 14, 22—23).

Благодарение Богу, духовные очи Авраама не затуманились при виде гор богатства двух городов. Его взор был устремлен к лучшему, то есть к небесному (Евр. 11, 16). Он не пренебрег завета с всемогущим Богом (Быт. 17, 1—2), сохранив право быть отцом множества народов (Быт. 17, 5). Он не променял обещанную награду Владыки миров (Быт. 15, 1) на греховные содомские сокровища. Взор Авраама был обращен прежде всего к Богу, душа его покоилась только в Нем и рука его была простерта для получения вечного, непреходящего,   славного.

Так ли мы тверды и непоколебимы? Или, глядя в лицо предлагаемому соблазну и не имея сил сказать решительное «нет!», спешим посоветоваться с женой и с детьми, проводя время в долгих оживленных разговорах: нужно взять — не нужно, стоит принять — не стоит. И такие убедительные доводы приведем в пользу принятия дара, что сами удивимся: неужели все это в нас гнездилось?! До этого соблазна человек и не подозревал, как падко его сердце! Но пришел час, и алчность заявила о себе во всю губительную силу. И какую решительность нужно проявить, какую твердую волю иметь, чтобы не дать разгуляться плоти ни в себе, ни в жене, ни в детях!

Кто впадал в подобные искушения, вероятно, знаком с неудержимым влечением плоти, которое, словно исполин, встает из глубины нашего испорченного естества и настойчиво требует жить и благоденствовать.

Хлебом и благополучием, властью и славой, ложными чудесами и знамениями дьявол искушал не одного праведника. С первых дней человечества и доныне несметное число воинов Божьих погублено этими обольщениями! Пребывая в 40дневном посте в пустыне, Христос отверг все обольщения дьявола, и показал, насколько мы должны быть отрешенными от всего земного, чтобы быть победителями.

От того, какое примем решение в подобных искушениях, будет зависеть присутствие Божье в нас, в нашей семье, в церкви. Увлечение прибылью, богатством — опасность не меньшая, чем сражение с неприятелем лицом к лицу. Не побеждая будничные искушения, сколько христиан потеряли общение с Богом! Если огонь подобных соблазнов жжет нашу душу, нужно немедля предстать перед Богом с сердечной молитвой и решиться «вырвать правый глаз», «отсечь правую руку» (Матф. 5, 29—30).

Легко ли даются такие судьбоносные победы? — Им всегда предшествует неимоверное напряжение воли. Самое трудное на путях веры — это ежедневное добровольное отречение от земных преимуществ ради небесного. За то, что Авраам не понуждался ни в нитке, ни в ремне от земных владык, Бог дал ему награду весьма великую и был для него крепким щитом во всю его жизнь (Быт. 15, 1).

ВЫСШЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Авраам вознагражден был щедрым благословением, но очередное испытание звало открыть дверь и радушно встретить новые, высшие дары. А они требовали новых, высших жертв. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение…» (Быт. 22, 2).

Авраам мог бы сказать: «Владыка, разве я не чту Тебя достойно? Разве не послушен Тебе во всем? Разве не исполняю все Твои повеления? Неужели нужна еще и такая проверка?» Что пережил Авраам в тот критический момент? — Не понять нам этого, потому что ни до него, ни после — никто, пожалуй, не был зван на такой подвиг.

Я слышал о брате-румыне, который в трудные годы занимался перевозкой духовной литературы. Его арестовали и жестоко избивали, чтобы выдал, с кем занимался этим делом. Он крепился и не говорил ни слова. Тогда привели его 14-летнего сына и стали избивать на глазах отца. И тут отец дрогнул: «Прекратите, я все расскажу…» А сынок, услышав это, умолял: «Папа, не говори!» Знаком ли нам огонь таких испытаний? Никто не опишет и не передаст словами того накала внутренней борьбы, который сокрушил сердце отца. От его слова зависела жизнь малолетнего сына. От единственного слова! Кто может понять отцовские страдания?! Кто?!

Легко ли было Аврааму в повелении пойти с сыном на гору Мориа увидеть любовь Господа к нему? Воистину она превосходит разумение! Небесные благословения всегда выше наших приземленных человеческих понятий и ожиданий. «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я, благословляя, благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 16—18). Путь к этим непостижимым благословениям пролегал через превосходящие разумение испытания, достигающие сокровенных глубин души и духа. Именно эти испытания высекли в духе Авраама огонь той веры, которая возвышается над смертью, торжествует над тлением.

Именно там, на горе Мориа, где любящий отец готов был занести нож над единственным сыном, родилась в его сердце Божественная вера, ибо Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11, 19).

Зачем Господь и в наши дни допускает Своим детям такие тяжелые испытания? Люди приняли в сердце Христа, стараются не грешить, посещают богослужения, жертвуют на дело Божье. Для чего нужно всколыхнуть их судьбу и позвать на «гору Мориа»? Ответ найдем в приведенном в начале статьи стихе: чтобы со всеми святыми познали глубину любви Христовой, ее широту, долготу и высоту, чтобы верой вселился Христос в наше сердце и мы крепко утвердились Духом Его во внутреннем человеке. Из подобных испытаний христианин выходит переплавленный, годный к употреблению на всякое доброе дело.

Познать превосходящую разумение любовь Христа — это не только поверить в существование Бога и стать христианином. Любовь Христа познают и под градом камней, под свистом бичей, на кострах и на крестах. Любовь Христа и там, где кровь стынет в жилах и сердце немеет от невыразимых страданий. Такую любовь нужно познать и нам, а не только Аврааму или мученикам ранних веков христианства. И через нас Господь хочет явить Свои славные дела. Готовы ли мы быть испытанным орудием в Его руках?

Н. Сенченко.

Вестник истины, 1,1998.

Добавить комментарий