Как далеко от Бога мы стоим?

местоВ. Чухонцев

…Народ стоял на своем месте. Неем.8, 7

Это знаменательное событие произошло в дни Ездры, священника из рода Ааронова. Возвратившись из Вавилонского плена в землю отцов, израильтяне взыскали Господа, преклонив сердце к слушанию закона Божьего.

Во время этого благословенного служения на площади Иерусалима перед Водяными воротами собрался весь народ, как один человек, и книжник Ездра читал им от рассвета до полудня, около семи часов, из книги закона. «И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8, 6—8).

Все в этом повествовании прекрасно и трогательно! Торжественность момента настолько велика, что встревоженный дух, не ощущая отдаленности во времени, видит, как сейчас, все происходившее в те древние дни.

Но вот при чтении Святых страниц внимание останавливается на небольшом уточнении, состоящем всего из нескольких слов: «…между тем как народ стоял на своем месте» (ст. 7). О, это немаловажное упоминание! Оно сказано, как бы вскользь, однако, тем большую приобретает значимость, чем ясней высвечивается при исследовании Священного Писания правда о том, что народ Божий весьма часто оказывался не на том месте, где его ставил Бог.

Адаму и Еве Бог отвел для обитания Едемский сад. Сохранили ли они это прекрасное место за собой? Прельстившись грехом, наши прародители потеряли райское блаженство, разобщились с Богом и были изгнаны из рая. И поставил Бог «у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3, 24).

После изнурительного Египетского рабства Бог повел Свой народ в землю обетования, в место покоя (Исх.33, 14). Но только два человека из всех, вышедших из Египта, удостоились жить в Ханаане. Остальные за ропот и неверие пали в пустыне.

В своей стране, среди родного народа, на своем определенном Богом месте должен был жить Израиль, но за множество мерзких беззаконий и служение постыдным идолам иудеи 70 лет находились на чужбине, в Вавилонском плену.

По истечении этих томительных лет вернулись они к родным руинам и, как    написано в книге Неемии, вострепетало их сердце о Боге, сладки стали Его повеления. Для чтения книги закона священник Ездра взошел на возвышение (где ему и должно стоять!), а по правую и по левую руку от него стали служители. Не случайно здесь перечислены имена тех, чье место — рядом со священником. Бог отмечает имена всех, кому дорог путь очищения и ревностного служения Ему. Когда священнослужители очистились от всякого греха и между ними была достигнута братская сплоченность, тогда и весь народ в единодушном восторге преклонился перед Господом. Народу стали понятны требования закона Божьего, и он охотно покорился ему.

Нужно сказать, что эта закономерность отчетливо просматривается на страницах Священного Писания. Всякий раз, когда цари и священники обращали свой взор к чужеземным богам, строили им капища и приносили жертвы, — к такому же греху устремлялся народ и пил беззакония полной чашей. Но как только на трон восходил благочестивый царь, ревнующий о величии Бога Израилева, — путь выравнивался и простой народ поворачивался лицом к истине, к святости, к Богу.

СЛАВНОЕ МЕСТО

Церкви Христовой Бог определил славное место. Оно четко обозначено в Священном Писании, и она должна находиться там несмотря на то, что такое ее положение не нравится не только миру, но и номинальным верующим. Стоять на этом месте трудно и даже опасно, потому что нужно сражаться до крови, подвизаясь против греха  (Евр. 12, 4). Если же дети Божьи на беду себе и на соблазн другим покидают свое место, тогда им не остается ничего другого, как скитаться без Бога у чужих алтарей, где они вовсе не должны находиться.

Что же это за место, определенное Богом Своему народу? Обратим внимание на восторженные слова пророка Иеремии: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего» (Иер. 17, 12). Алтарь истинному Богу, стоящий в Иерусалимском храме, был для Иеремии единственным престолом славы, местом освящения. Это чудное место Господь определил и для искупленных! Подобного ему нет. Честь и поклонение Богу, что путь освящения, узкий путь, был возвышен от начала и в нашем братстве. Кто чуждается этого благословенного места, кто обходит его стороной, тот не только неверно ведет свою духовную жизнь, но и потерпит урон, не достигнет цели.

Освальд Смит в книге «Человек, которого призывает Бог» приводит печальный факт: «Церкви, где проходили пробуждающие собрания, где проявлялась глубокая Божья сила, превратились в социальные центры, имена которым «Ихавод» — «отошла слава от Израиля» (1 Цар. 4, 21). Потеряно славное место…

Когда же церковь не пренебрегает путем очищения, когда исполнение воли Божьей, которая есть освящение наше, занимает центральное место, являясь основой служения, когда пресвитеры, диакона и благовестники не только сами стремятся жить свято, но и зовут на этот путь всю паству, внятно поясняя святые требования Бога, тогда и народ Божий твердой ногой стоит у места освящения, у престола славы, возвышенного от начала. Тогда и мир с его обольщениями не сможет вторгнуться в церковь.

Более того, пастыри церкви, как Божьи домостроители, знают, что сам народ не станет на нужное ему место. Нельзя ожидать, что вверенная попечителю община или группа новообращенных сама займет правильное место в служении, станет мужественно противостоять влиянию мира, не будет смущаться гонений. Прежде всего служителям нужно стать на путь святости, самим быть жертвенными, бескомпромиссными, и только потом они смогут научить святому хождению перед Богом всю паству и она будет твердо стоять на месте освящения, у престола славы.

ОПАСНОЕ МЕСТО

Христос прибыл в страну Гергесинскую, и там встретили Его двое весьма свирепых бесноватых. Они жили в гробах и наводили ужас на окружающих. По человеческим представлениям неразумно и рискованно было проходить мимо них (Матф. 8, 28). Христос не боялся таких дорог. Кладбище, гробы… Так и хочется сказать: «Иисус, Твое ли место здесь?» Да, это Его место. Для того Он и пришел на землю, чтобы дать пленным освобождение, больным исцеление, отпустить измученных на свободу.

САМОВОЛЬНО ЗАНЯТОЕ МЕСТО

Есть незыблемые духовные законы, без соблюдения которых невозможно остаться истинной церковью, быть благословенным Господним народом. Вот один из таких законов: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь…» (Втор. 12, 13—14).

Это очень серьезное предупреждение. Зная склонность человека произвольно избирать место для жертвоприношений, Бог строго предупреждал Свой народ избегать этого. В то же время библейская история Иудейского и Израильского царств поражает примерами непослушания. «Не нужно вам ходить в Иерусалим, — объявил Иероваам народу, — вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (3 Цар. 12, 28—29). И, прогневляя Господа, «…устроили они у себя высоты…» (3 Цар. 14, 23). Злому примеру следовали другие. За это гнев Божий пребывал на них.

Опасно самому назначать для себя место служения, хотя оно и может казаться наиболее подходящим. И все же далеко не все внимают этому предостережению. Есть непокорные христиане, упорно стоящие на чужом месте. Ни пресвитеру, ни ответственным за братство служителям они не покоряются. Господь их не ставил на это служение, они самовольно пошли приносить жертвы на греховных «высотах». Нет оправдания в том, что им там удобно и что нашлось довольно сторонников, одобряющих их гордую «высоту». Ее нужно отменять, разрушать, а не оправдывать, вовлекая простой народ в грех непокорности Богу. Осмотрительными нужно быть, бодрствующими и не возводить удобные для плоти «высоты» автономии, независимости и прочие, за пребывание на которых нас может настичь праведный гнев Божий. Племянник Авраама, Лот, выбрал для жительства привлекательную на вид окрестность. Она показалась ему садом Господним. На самом деле это место было рассадником отвратительного греха (Быт. 18, 20). По ходатайству Авраама Ангелы пришли вывести Лота из среды истребления, но он не привык покоряться. Он привык выбирать: «Нет, Владыка!.. я не могу спасаться на гору… Вот, ближе бежать в сей город…» (Быт. 19, 18—20). Чем обернулась для Лота роковая привычка выбирать? — Едва спасся от гибели он и его две дочери. И мы серьезно повредим себе и ввергнем в пагубу свою семью, если не займем послушно указанное нам Господом место. Только на Божьем месте мы будем безопасны.

НЕ НА ВСЯКОМ МЕСТЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ

В Евангелии Луки приведен довольно яркий, подтверждающий эту мысль пример. «…Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, взлез на смоковницу (какое необычное место! — Прим. авт.), чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (Лук. 19, 1—4).

Странное место, не правда ли? Но именно оно более всего подходило Закхею, жаждущему встречи со Христом. С другого места он просто не увидел бы Иисуса среди толпы. Христос знал, что на смоковнице Его ждал тот, чей дух сокрушен, кто устал от своего обмана, грабежа и насилия и от угрызений совести. Христос спешил не туда, где на углах улиц могли стоять лицемерно молящиеся фарисеи. Он направлял шаги туда, где Его ждали томящиеся под бременем греха мытари, безнадежно больные прокаженные и пренебреженные обществом хромые, слепые и нищие. Этих мест Христос никогда не проходил без внимания.

Напрасно занимать, как фарисеи и книжники, видные места в расчете, что Христос непременно обратит внимание и благословит сидящих там. Господь смотрит на сердце, и адрес плачущего грешника Он знает точно: лежит ли он в купальне Вифезда, ожидая движения воды, или взобрался, как Закхей, на смоковницу, чтобы обязательно увидеть Иисуса между проходящими.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ?

Да, стоять на своем месте — значит стоять в Господе будь то в неволе или на свободе! Значит — жить святой жизнью ежедневного подвига, самоотречения и самоотдачи во имя Иисуса Христа.

«Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо», — пел Давид свою торжественную песнь (Пс. 19, 8—9). И для нас «стоять на своем месте» — значит, как Давид, «встать и стоять прямо», глубоко уповая на Бога при любых обстоятельствах, не желая и не ища никакой иной опоры, кроме Господа. О, сколько вокруг нас называющих себя христианами, не имеющих веры, не умеющих уповать на Бога, не желающих отрешиться от земных привязанностей! Поверженные древним змием — диаволом, они лежат сегодня в духовном расслаблении, а думают, что стоят в истине. Они хвалятся «колесницами» и «конями» — успехами в плотских делах, — а Богу не покорились, путем Господним не идут. Но они поколеблются и падут, а уповающие на Господа будут стоять твердо на месте, указанном Господом.

Стоять «в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую», — это тоже стоять на своем месте (Фил. 1, 27). В церкви, терзаемой разногласиями, страдающей от разобщенности, недопонимания, кто-то занимает не свое место. За веру евангельскую подвизаются единодушно не по отдельным, а по всем вопросам ведения дела Божьего.

ЛЮДИ НА СВОЕМ МЕСТЕ

Библия рассказывает о грандиозном строительстве храма и царского дома, предпринятом Соломоном. Среди перечисленных работ и работников отмечена удивительная категория людей — надзиратели. В их задачу входило побуждать народ к работе (2 Пар. 2, 18). Как они это делали, какие методы применяли, — в Священном Писании конкретно не сказано. Не будем и мы строить предположений: добрым ли словом, строгим ли предостережением или собственной ревностью они побуждали носильщиков и каменосеков к усердному труду — неизвестно. Главное в их деле было — успешно продвигать возведение дома Господнего.

И в наше время служитель, стоящий на своем месте, будет побуждать народ Господень к святым делам, к серьезной жертвенности, к личному участию в служении в отдаленных и суровых местах, где есть великая нужда в тружениках. К большому сожалению, в иных общинах можно встретить сегодня влиятельных людей, стоящих явно не на своем месте, которые не спешат побуждать к святой работе, а торопят молодых людей поскорей вступать в брак, одобряют их развлечения, лесные прогулки и даже увлечение коммерческой деятельностью. «Пусть занимаются бизнесом, лишь бы десятину отдавали в церковь!» — позволил пресвитер членам своей общины, но через время ему пришлось отлучить погрязших в беззаконии.

Служитель, стоящий на своем месте, будет открывать перед народом Господним святые нужды и собственной ревностью поощрять к любви и добрым делам особенно молодых христиан — в этом сегодня большая необходимость. Место молодежи — в церкви. Истинная церковь состоит не из разрозненных групп: молодежь — в одной стороне, люди среднего возраста и пожилые — в другой. Истинную церковь отличает единство духа. Молодые братья и сестры — это красота и опора церкви, это соработники на ниве Божьей. В общине, где отлажен и защищен этот святой механизм взаимодействия, царит благословенный порядок: молодые, повинуясь старшим и опытным, совместно созидают дело Господне, благовествуя ближним и дальним.

ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ

И все же нужно отметить, что единство и стойкость церкви во многом зависит от служителя, идущего впереди паствы: занимает ли он свое место.

Евангелист Лука, описывая события, связанные с исцелением Вартимея, подчеркивает интересную деталь: когда несчастный слепец звал на помощь проходящего мимо Христа, «шедшие впереди заставляли его молчать» (Лук. 18, 39).

Христа почти всегда окружали люди. Его теснили со всех сторон. Поэтому неудивительно, что кто-то мог оказаться впереди. Дело в том, что эти люди не только осмелились оставить Христа позади себя, но еще и заставляли слепого молчать. Их поведение не соответствовало ни характеру, ни намерениям Христа. Не на своем месте они были. «Иисус остановившись велел привесть его к Себе. И когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя»  (18, 40—42).

В дни земного служения Христа многие, восторгающиеся Его чудесами, шли впереди толпы. Смею предположить, что среди них были не только те, которые из многолюдства вынуждены были так идти. Всеобщее признание необычных дел Учителя привлекало многих быть первыми, находиться у всех на виду. Но когда Христос шел на Голгофу, трудно предположить, чтобы эти люди желали занять место впереди. Да, Христа к месту казни тоже сопровождала толпа. Но как мало было в ней тех, кто понимал Его подвиг! Даже ученики оставили Христа одного. Лишь разбойник, распятый вместе со Христом, готов был принять спасение, предлагаемое Им.

РАДОСТНО СТОЯТЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ

«…В восторге будет сердце их о Господе» (Зах. 10, 7). Какие приятные слова для возрожденного духа! Славный день настанет не только для израильского народа, утомленного скитаниями на чужбине, когда Бог соберет его из стран рассеяния, но и для нас, живущих в суетном мире.

Сердце некоторых пастырей, долгие годы осуществляющих попечение о церкви, бывает обременено сложностями служения и не восторгается Господом. Увы, такое же мрачное настроение духа передается и народу Божьему. Но разве меньше был утомлен служением вождь израильского народа Моисей? Однако дух его был полон восторга: «Кто, как Ты, Господи… величествен святостию…» — (Исх. 15, 11). У Бога — безмерное величие. Одна из граней этого величия — святость. Кто восторгается ею? Блаженны те, кто стремится уподобиться Христу. Если мы не достигнем угодной Богу святости, то не увидим Господа (Евр. 12, 14). Когда в нашем сердце созреет благословенный плод угодной Богу жизни, это наложит отпечаток не только на наше личное хождение, но и на жизнь всей церкви.

ГДЕ НАМ ДОЛЖНО СТОЯТЬ?

Как мы следуем за Господом? Какое место должны занимать? Это серьезные вопросы. Порядок шествия сынов Израилевых по Синайской пустыне был четким и конкретным. Его установил Сам Бог (Числ. 10, 28). Когда стан народа Божьего останавливался, каждое колено стояло по ополчениям на отведенном ему месте. Никто не смел нарушить Божье установление.

В Новом Завете порядок шествия Церкви Христовой по пустыне этого мира тоже определен: «…Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2, 21). Следы остаются только позади идущего. «Следуй за Мною…» — слышим мы призыв Христа (Матф. 9, 9). «За Мной», но не впереди. За Христом — какое безопасное и удобное место! Идущий за Христом, даже неопытный, не заблудится (Ис. 35, 8). Забегающий же вперед, хочет он того или нет, становится спиной ко Христу и теряет верный ориентир. Достигнет ли он желанной цели? Не рискует ли сбиться с прямого пути? Христос, и только Он, должен быть впереди, а мы — следовать точно по Его следам.

Прекрасно подчеркнута эта мысль в словах Иоанна Крестителя: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Иоан. 1, 30). Позволим же и мы стать Христу впереди нас, и тогда наш путь в небесную обитель завершится благословенно. В дни Ездры народ стоял на своем месте. Как хорошо, что это место есть и у новозаветных верующих. Не увлек бы нас никто с этого славного места на другой путь, не поставил бы неверный знак, который ввел бы нас в заблуждение! Будем бодрствовать непрестанно, с радостью проходя по проложенному Христом пути, занимая в Его Церкви место, указанное Им.

Вестник истины, 3-4(143-144), 1998 г. Москва

Добавить комментарий