Когда кажется, что Бог далеко.

далекаКак бы мы себя ни чувствовали, Бог всё равно есть.

Уоррен Рик,

Легко поклоняться Богу, когда в жизни всё идёт отлично, когда Он даёт нам и пищу, и друзей, и семью, и здоровье, и радостные собы­тия. Однако обстоятельства не всегда бывают приятными. Как поклоняться Богу в трудные дни? Что делать, когда кажется, что Бог уда­лился от нас на сотни и тысячи километров?

Самый глубокий уровень поклонения Богу — это решимость хва­лить и славить Его, несмотря на страдания, благодарить Его во время испытаний, доверять Ему посреди искушений, покоряться Ему в дни скорби и любить Его, когда Он кажется совсем далёким.

Разлука и молчание нередко становятся серьёзным испытани­ем для дружеских отношений. Порой нас разделяют огромные рас­стояния, или мы просто почему-то не можем поговорить. В своих взаимоотношениях с Богом вы тоже не всегда будете ощущать Его близость. Филипп Янси мудро заметил: «Всякие взаимоотношения состоят из моментов близости и моментов отдаления. Так и отно­шения с Богом: какими бы близкими они ни были, маятник всё равно будет качаться из стороны в сторону». Именно тогда поклоняться становится тяжело.

Чтобы укрепить и углубить вашу с Ним дружбу, Бог будет испытывать её периодами кажущейся отдалённости, когда всё будет выг­лядеть так, словно Он покинул или забыл вас, удалившись на сотни или тысячи километров. Св. Иоанн Креста28 называл такие дни «тёмной ночью души», Генри Ноуэн — «служением отсутствия», Э. У. Тозер — «служением ночи», а другие христиане иногда называют их «зимой человеческого сердца».

Помимо Иисуса, самые близкие отношения с Богом были, пожа­луй, у Давида. Бог с удовольствием назвал его «мужем по сердцу Свое­му» (1 Цар. 13:14, Деян. 13:22). Однако Давид нередко жаловался на то, что не чувствует рядом с собой Божьего присутствия: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). «Боже мой! Боже мой! внемли мне! для чего Ты оставил меня? Да­леки от спасения моего слова вопля моего» (Пс. 21:2). «Для чего Ты отринул меня? (Пс. 42:2. См. также Пс. 43: 24, 73:11, 87:15, 88:49).

Конечно, на самом деле Бог никогда не оставлял Давида, как не оставляет и вас. Он не один раз обещал: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Втор. 31:8, Пс. 36:28, Ин. 14:16-18, Евр. 13:5). Однако Бог не обещал, что мы всегда будем ощущать Его присутствие. Более того, Он Сам при­знаёт, что порой скрывает от нас Своё лицо (Ис. 45:15). В жизни будут такие времена, когда вам покажется, что Бог просто пропал без вести.

Флойд Мак-Кланг описывает это так: «Однажды утром человек про­сыпается и обнаруживает, что все его духовные чувства исчезли без сле­да. Он молится, но ничего не происходит. Он противостоит дьяволу, но от этого ничего не меняется. Он старательно выполняет духовные упражнения,., просит друзей молиться за него,., исповедует все грехи, ко­торые только можно, а потом смиренно просит прощения у всех своих знакомых. Он постится… и всё равно ничего. Он начинает спрашивать себя, долго ли продлится эта духовная тоска. Несколько дней? Несколь­ко недель? Несколько месяцев? Будет ли этому конец?.. Ему кажется, что его молитвы просто отскакивают от потолка, и в безысходном отчая­нии он восклицает: «Что со мной случилось? В чём дело?»30

На самом деле, ничего с вами не случилось! Это обычный процесс испытания и углубления вашей дружбы с Богом. Все без исключения христиане проходят через нечто подобное, иногда даже не по одному разу. Это трудный и болезненный процесс, но он совершенно необхо­дим для возрастания вашей веры. Осознание этого помогло Иову про­должать надеяться в тот момент, когда он никак не мог ощутить в своей жизни Божьего присутствия: «Я иду вперёд — и нет Его, назад ~ и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:8-10).

Подчас, когда Бог кажется далёким, мы заключаем, что Он сердится на нас или наказывает нас за какой-нибудь грех. Грех действительно нарушает близкие отно­шения человека с Богом. Непослушание, ссоры с окружающими, чрезмерная заня­тость, дружба с миром и другие грехи — всё это огорчает Святого Духа и подавляет наше общение с Богом (Пс. 50, Еф. 4:29-30, 1 Фес. 5:19, Иер. 2:32, 1 Кор. 8:12, Иак. 4:4).

Однако часто это ощущение брошенности или отдалённости от Бога никак не связано с грехом. Это испытание веры, с которым должен встре­титься каждый из нас: буду ли я и дальше любить и слушаться Бога, доверять Ему и поклоняться, даже если не замечаю ни малейшего види­мого признака Его присутствия и участия в моей жизни?

Самая распространённая ошибка нынешних христиан состоит в том, что они не ищут Бога, а стремятся к тому или иному пережива­нию. Они жаждут что-нибудь почувствовать, и когда это происходит, с удовлетворением заключают, что воистину поклонились Богу. Не тут-то было! В действительности Бог порой сознательно лишает нас каких-либо ощущений, чтобы мы перестали на них полагаться. Стремление к ощущению, даже если это ощущение Христова присут­ствия, — это ещё не поклонение.

Новообращённым младенцам-христианам Бог дарует множество эмоций и чувств, подтверждающих Его реальность, и часто отвечает на самые незрелые и эгоистические молитвы, помогая им увериться, что Он существует. Но по мере того, как мы растём в вере, Бог начина­ет постепенно отучать нас от подобной эмоциональной зависимости.

Божья вездесущность и проявление Его присутствия — это не одно и то же. Первая является непреложным фактом, второе часто бывает лишь ощущением. Бог присутствует всегда, даже тогда, когда мы этого не осозна­ём, и это присутствие слишком глубоко для того, чтобы измерять его только чело­веческими эмоциями.

Да, Он хочет, чтобы мы чувствова­ли Его близость, но для Него куда важ­нее видеть, что мы Ему доверяем. Бога радует наша вера, а не чувства.

Самым серьёзным испытанием ва­шей веры будут такие ситуации, когда вся жизнь вокруг рушится, а Бога почему-то нигде нет. Именно это про­изошло с Иовом. В один день он потерял всё — семью, привычную жизнь, здоровье, своё имущество. И хуже всего было то, что на про­тяжении целых тридцати семи глав Бог продолжал упорно молчать.

Как славить Бога, если никак не можешь понять, что происходит в жизни, а Он молчит? Как сохранять близость с Богом, если ты оказал­ся в глубоком кризисе, а общение с Ним полностью прервалось? Как не спускать глаз с Иисуса, если они не просыхают от слёз? Надо по­ступать так, как поступил Иов: «Тогда Иов встал и разодрал верх­нюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сдела­лось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:20-21).

Честно расскажите Богу о своих чувствах. Излейте перед Ним своё сердце. Выплесните все свои эмоции. Бог вполне способен справиться со всеми вашими сомнениями, страхами, вопросами, смятением, гневом и печалью. Иов поступил именно так: «Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей» (Иов. 7:11). Когда ему начало казаться, что Бог покинул его, он возопил: «О, если б вернуть былые времена, те дни, когда Бог меня хранил, когда сиял надо мной Его светильник, и этот свет меня вёл сквозь тьму! Так было в прежние дни, когда дружба с Богом шатёр мой осеняла» (Иов 29:2-4 [РБО]).

Знаете ли вы, что признание своего бессилия перед Богом может быть исповеданием веры? Доверяясь Богу и одновременно ощущая полное отчаяние, Давид написал: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушён» (Пс. 115:1). На первый взгляд, это полное проти­воречие: «Я доверяю Богу, но всё потеряно!» Однако на самом деле откровенность Давида выявляет глубокую веру. Во-первых, он верил в Бога. Во-вторых, он верил, что Бог слышит его молитву. В-третьих, Давид верил, что Бог позволит ему высказать всё, что он чувствует, и всё равно не перестанет его любить.

Напоминайте себе о Божьем характере, о Его неизменной сущности. Несмотря на все обстоятельства и ощущения, держитесь за неизменный Божий характер. Напоминайте себе вечные истины о Его природе: Он благ, Он любит меня, Он со мной, Он знает, что со мной происходит, Ему не всё равно, у Него есть добрые намерения и замыслы для моей жизни. Как сказал В. Реймонд-Эдмонд, «оказавшись в темноте, никогда не забывайте того, что Бог говорил вам при свете».

Когда вся жизнь Иова пошла прахом, а Бог продолжал молчать, Иов всё равно нашёл то, за что он мог искренне прославить Бога:

Он благ и милостив (Иов 10:12)

Он всемогущ (Иов 42:2; 37:5, 23)

Он замечает все мелочи моей жизни (Иов 23:10; 31:4)

Ему подвластно абсолютно всё (Иов 34:13)

У Него есть замысел для моей жизни (Иов 23:14)

Он спасёт меня (Иов 19:25).

Верьте, что Бог исполнит Свои обещания. В период духовной сухости мы должны терпеливо полагаться на Божьи обетования, а не на свои чувства, и осознавать, что Бог ведёт нас на более глубокий уровень христианской зрелости. Дружба, основанная на эмоциях, является очень и очень поверхностной.

Так что не переживайте, когда вас постигают по­добные неприятности. Никакие обстоятельства не могут изменить и поколебать Божий характер. Бо­жья благодать ни на секунду не утратила своей силы, Бог всё равно стоит за вас горой, даже если вы этого не чувствуете. Когда ничто вокруг не подтверждало этой истины, Иов всё равно держался за Божье Слово: «От за­поведи уст Его [я] не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12).

Это доверие Божьему Слову помогло Иову остаться верным, пусть даже всё вокруг утратило былой смысл. Вера его оставалась крепкой посреди страданий: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13:15).

Когда вы чувствуете, что Бог оставил вас, но всё равно продол­жаете полагаться на Него, несмотря на свои ощущения, тем самым вы поклоняетесь Богу глубже и истиннее всего.

Помните о том, что Бог уже сделал для вас. Даже если бы Бог ничего для вас больше не сделал, Он уже заслуживает того, что­бы вы непрестанно славили Его до конца своих дней из-за того, что Иисус совершил для вас на кресте. Божий Сын умер за вас! Найдёт­ся ли ещё что-нибудь более великое, из-за чего мы могли бы перед Ним склониться?

Жаль, что порой мы забываем жуткие подробности той мучитель­ной жертвы, которую Бог принёс ради нас с вами. Как говорится, чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь; фамильярность порождает са­модовольство. Ещё до распятия Сына Божьего раздели донага, избили почти до неузнаваемости, исхлестали плетьми, осыпали презри­тельными насмешками и плевками и увенчали терновыми колючка­ми. Бессердечные люди унижали и третировали Его, обращаясь с Ним хуже, чем с бессловесным животным.

Потом, когда Он почти падал от потери крови, Его заставили та­щить вверх по холму огромный, неуклюжий крест. Затем Его приби­ли к нему гвоздями и оставили на медленную, мучительную смерть через распятие. И в то время, как Его покидали последние силы, у подножия креста собрались насмешники, выкрикивая ругательства и проклятия, глумясь над Его страданием и прилюдно издеваясь над тем, что Он называл Себя Богом.

А чуть позднее, когда Иисус принял на Себя грехи и вину всего человечества и Бог отвернулся от этого невыразимого ужаса, Иисус в полном отчаянии вскри­чал: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» Иисус мог бы спасти Себя от креста, но тогда Он не смог бы спасти вас.

Никакие слова не способны описать весь мрак и всё отчаяние той минуты. По­чему Бог допустил и выдержал такое ди­кое, злобное бесчинство? Зачем это было надо? Для чего? Для того, чтобы вам уже не нужно было проводить вечность в аду и чтобы вы могли разделить с Богом Его непреходя­щую славу. В Библии сказано: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными, пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Иисус от всего отказался ради того, чтобы отдать нам всё. Он умер для того, чтобы мы жили вечно. Уже одно это достойно того, чтобы мы непрестанно славили Его и возносили Ему хвалу! Нужно ли нам и дальше спрашивать себя, за что Его благодарить?

Истина для обдумывания: Как бы я себя ни чувствовал, Бог все равно есть.

Стих для заучивания наизусть: «Ибо Сам (Бог) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:56)

Вопрос для размышления: Как мне напоминать себе о Божьем присутствии, особенно когда мне кажется, что Он далеко?

Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.

Уоррен Рик,

«Целеустремленная жизнь»: Перевод: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.

Газета Протестант.ру    


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*