Не следуй за большинством на зло.

злоДуховное отцовское увещание начинающим взрослую жизнь.

В. Чухонцев.

Неосмысленное подражание

«Не следуй за большинством на зло…» (Исх. 23, 2). Это предупреждение Священного Писания насущно, кажется, более всего молодым людям, шагнувшим из беззаботного детства к ответственной поре юности. В этот беспокойный период каждая клетка растущего организма переполнена стремлением неосмысленного подражания. Не окрепшие физически, не установившиеся духовно, сыновья и дочери сокрушают в эти годы родительское сердце откровенным непослушанием.

Копировать старших в добром — разумно и полезно. Но если подростки или юноши, не разумея того, следуют за большинством на зло, пренебрегая при этом всеми увещаниями, — беда родителям, несчастье детям. Едва вступившим во взрослую жизнь трудно понять, что «большинство», поступки которых им хочется перенять, как правило, любят грех, восхищаются обманом, не страшатся делать зло. Отрокам, пытливым взором глядящим на новую, неведомую жизнь, еще нужно убедиться, что пространным путем, ведущим в погибель, идут многие, а узким, ведущим в жизнь вечную, очень и очень немногие (Матф. 7, 13—14).

Веселись, учитывая последствия.

Желание подражать большинству опасно и взрослым. Псалмопевец Асаф, видя благоденствие нечестивых, позавидовал их гордому спокойствию. Асаф строго судил себя за всякое согрешение, не извинял никакой нечистоты даже в помыслах. Он понимал, что жить, не исследуя свое сердце, нельзя. Но рядом с ним проводили веселую жизнь такие же, как он, люди, но не утруждающие себя никакой проверкой. Помыслами они бродили всюду, над всем издевались, злобно разглашали клевету, — словом, открыто грешили и были безнаказанны. Сердце Асафа кипело. Он хотел понять: почему у людей, избравших для себя только удовольствия (не работают, не подвергаются ударам), так безоблачно складывается жизнь? Может, он просто не умеет жить, и ему нужно подражать примеру окружающих: не особенно беспокоиться о сердечной чистоте? Трудный это был поиск. И только когда, молясь и вопрошая Бога, Асаф вошел во святилище, он уразумел, каков будет конец этих беспечно веселящихся. А конец их будет ужасен: Бог внезапно низвергнет их в пропасть и они навеки погибнут. Раньше над этим Асаф не задумывался! На это он не обращал внимания. Но, оказывается, это критерий всего. Что бы человек ни делал — нужно думать о конечном результате. Асаф, не следуя за большинством на зло, избрал благословенный удел. Он избрал жизнь, когда не стал вместе со всем народом пить беззакония полной чашей (Пс. 72, 10)!

Если взрослым нужно приложить столько молитвенных усилий, чтобы не пойти за большинством, тем более нашим детям, делающим первые неуверенные шаги в самостоятельную жизнь! Им нужно быть осторожными, чтобы не увлечься сиюминутным удовольствием, не руководствоваться только видимым, но постараться вникнуть: каков будет конец жизни тех, кому так хочется подражать.

Екклесиаст великодушно позволил задору юности: «Веселись, юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости… и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих…» Но с мудрой ответственностью старца предупреждал: «…только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (11, 9). Веселиться, учитывая последствия, — как этого недостает и отрокам, и юношам! Прежде чем развлекаться в большом кругу сверстников — позаботьтесь удостовериться: окончится ли добром это безоглядное веселье сегодня и не окажешься ли в аду в конце жизни? Нет ни одного безобидного занятия, за которое не пришлось бы держать ответ. Ни одного! Это нужно помнить и не следовать за большинством на зло.

Делающий злое не идет к свету.

Большинство — это несущийся с крутизны стремительный поток. Из этого бурлящего водоворота выбираются невредимыми единицы. Мое слово к вам, подростки! Мое отцовское увещание начинающим взрослую жизнь. Из опыта знаю, как хочется подросткам побыстрее возмужать, стать самостоятельными, независимыми. Руки тянутся испытать все интересное, но почему-то недозволенное. И как всегда, мешают старшие, бодрствуют родители. Куда ни пойдешь, к чему ни дотронешься — на все непонятный запрет. Выход находишь один: уйти подальше от родительских глаз и в компании однолеток без назойливых предупреждений делать все захватывающее воображение. А воображение еще незрелое, нездоровое, но с этим трудно согласиться юнцу.

Не с этой ли целью сыновья Иакова уводили стада далеко от дома, чтобы вдали от отца предаваться сомнительным забавам, которые стыдились делать в его присутствии? По этой причине им стал ненавистен и родной брат: он не был с ними заодно, не одобрял их поведения и тревожил отца недобрыми, но правдивыми вестями о занятиях братьев (Быт. 37, 2). Родное большинство… но Иосиф не последовал за ним на зло, хотя за это ему пришлось заплатить весьма дорого.

Пророк Иеремия в своей книге с болью в сердце повествует о семейном большинстве, которое подражало, увы, не святому и чистому, а отвратительному идолопоклонству. А о своем народе он писал так: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам, чтоб огорчать Меня» (Иер. 7,18). Даже дети были вовлечены и научены огорчать Бога! И кем научены? — Родителями. Страшно плыть в таком грязном потоке зла вместе с родителями. Много драгоценных душ погубило самонадеянное семейное большинство. Разве мы это не пережили? Отец, убоявшись гонений, оставил узкий путь, за ним послушно пошла жена. Дети постояли на распутье — и тоже пошли широким путем, как родители.

Бесстрашное большинство.

Дорогие отроки! Не идите вслед греховному большинству, пусть этим большинством будет даже семья. Но и не ищите уединения, чтобы предаться заманчивому греху. Помните: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан. 3, 20—21).

В Священном Писании есть серьезный, даже трагический случай, когда дети, желая вести себя бесконтрольно, уединились и ушли далеко от жилищ, за что поплатились жизнью. Пророк Елисей шел в Вефиль, «малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2, 23—24). Детей, по-видимому, было больше. Медведицы растерзали из них только 42. Значит, кто-то уцелел, убежал, спасся. Дети были за городом без старших. Компания единодушных насмешников была довольно большая. Возможно предположить, что они не первый раз собирались возле леса, где водятся медведи. Люди постарше учли бы это и поостерегли развлекаться в опасном месте.

Дети бесстрашны: предупреждай — не предупреждай, не верят в опасность. Играют с бензином, порохом, карбидом — ничего не боятся. Пока не останутся без глаз, без рук.

Дети из города Вефиля насмехались над святым человеком, над пророком Господним. Неизвестно, где они научились пренебрежительному отношению к священнослужителям, но в большой компании они явно осмелели. Ведь среди сверстников важно дружно выступать заодно, худо ли оно или хорошо.

Тревожно на сердце, когда среди христианских подростков видишь веселящего всех смельчака и тот восторг, с каким остальные поддерживают это смешное настроение. На того из взрослых, кто пытается переключить их на серьезные рассуждения, негодуют, его избегают, откровенно не любят. Но от пустого смеха подростки, ободрившись, что не одиноки, незаметно для себя переходят к насмешкам сначала над немощами простых верующих, а потом и над служителями. В присутствии старших они еще поостерегутся. Но когда остаются одни и их много, тогда дают волю кощунству и, не разумея того, сами на себя навлекают проклятье.

Святое большинство.

Конечно же, можно подрастающим детям выходить за город, но с какой целью? Со священным трепетом я читаю строки из книги Деяний Апостолов. В них речь идет тоже о детях. И выходили они тоже за город, но не одни. С родителями. Первые христиане, дыша первой любовью к Господу, провожали первого великого миссионера — Апостола Павла (Д. Ап. 21, 5). Что это было за шествие! Отцы, матери, дети вышли из домов, прошли через весь город, миновали окраины, а расстаться с дорогим служителем ни у кого не хватало сил. Последний раз, в последний путь Апостол шел с теми, кого чрезвычайно любил. Христиане всматривались в его вдохновенное лицо, ловили каждое сказанное им слово. Родители понимали, что впереди ждет наставника, дети — не совсем. Но как было мило то сосредоточенное скорбящее большинство! Какой трогательный, какой редкий и в то же время поучительный пример оставили тирские христиане грядущим поколениям! Да, мужья и жены! Да, вместе с детьми провожали Апостола. Они и нас учат так преданно любить Божьих избранников, печалиться их святыми печалями о деле домостроительства Церкви Христовой.

Дошли до берега. Дальше Апостолу предстояло плыть на корабле. Здесь благословенное большинство преклонило колени перед Господом, перед Тем, Кто возлюбил их и спас. Ему, только Ему единому они доверили дорогого наставника, чтобы Он сохранил его верным до смерти. Дети молились вместе с этим святым большинством! Какая это незабываемая молитва! С небес на них взирали Ангелы. Видел молящихся Господь. Этому большинству не последовать нельзя! Эти расставания неповторимы. Эту сердечность и теплоту по отношению к служителям Божьим можно проявить только однажды! Не оказаться с этим большинством в нужную минуту — значит обеднить свою душу. Не услышать последних слов такого наставника — невосполнимая утрата.

Вспоминаются богослужения в годы гонений, когда родители с малыми детьми шли далеко за город, в лес, в посадку. Шли нередко под язвительные окрики сотрудников милиции: «Куда ведешь свой выводок? Сидела бы дома!» Но матери шли, отцы несли на руках своих чад туда, где призывалось имя Господне, где под вой сирен и свист милицейских дубинок поднимали с колен молящихся, наполняли ими автобус и везли в отделение милиции. Там штрафовали, а служителей нередко арестовывали. Меньшинство христиан в те суровые годы шло таким путем.

Своевольное большинство.

Как же тяготятся сегодня подростки общением со старшими, как недовольны бывают, что их не отпускают порезвиться на природе вдали от дома. Дьявол подстрекает их уйти подальше от света, подальше от святости, где можно дать свободу сомнительным радостям. К чему это приведет они не хотят задуматься. Лишь бы не оставаться одному и не скучать со взрослыми. С ровесниками интересно не только время проводить, но и подражать их манерам, одеваться, как они. Спросите отрока: почему он настаивает купить ему броскую одежду, дать денег на модную стрижку? Он приведет веский, как ему кажется, довод: «Все так одеваются! Один я — как чучело!»

Дети возрастом поменьше изводят родителей капризами. Ребенок только встал на ноги, у него еще все из рук валится, а он упрямо добивается заманчивой игрушки, чтобы научиться стрелять, как все его друзья-малыши. И родители бессильно уступают своевольным чадам: дарят им губительные игрушки, отпускают поиграть с неверующими друзьями, чтобы «не докучали, дали отдохнуть». Этого и добивается враг душ человеческих: не в одиночку, а в уличной компании, массой увлекать в погибель. Подражайте друг другу! Равняйтесь на безудержных сорванцов! Завидуйте наглому большинству! Добивайтесь вожделенного любыми путями! Вместе легче заглушать чуткую отроческую совесть. Сообща веселее глумиться над старшими. Дьявол увлекает к такому бездумному единству, потому что конец его — вечная гибель, и он жаждет вечной смерти всему Божьему творению.

Модное большинство.

Нынешнее мирское большинство подростков увлеченно курит и колется наркотиками, вульгарно выражается, нарочито бесстыдно одевается, хвалится злым развратом. Завидовать ли их испорченным нравам? Мы знаем, конец их будет трагичный.

Дистанция между христианами и миром никогда не должна изменяться. Наша одежда должна отличаться скромностью. Согласно Слову Божьему она не должна быть и нарядной (1 Петр. 3, 3), то есть обращающей на себя внимание дороговизной или непристойным покроем. Юному христианину должно быть невероятно стыдно, он должен чувствовать себя весьма неуютно, когда он одет броско, вычурно, роскошно. Любящий Бога понимает: это опасно и для своей души, и для ближнего. Не бойтесь быть осмеянными за умеренность и простоту в одежде. Это благо для нежной отроческой души! Это похвально перед Господом.

В мире подростки буквально теряют голову в погоне за дорогими вещами и модной одеждой. Скольким она явно не к лицу, они выглядят уродливо, но они слепо следуют моде! «Все так одеваются!»

«Минимум ткани, максимум прозрачности!», — таков девиз одной ведущей западной фирмы, законодательницы мод. Одежда ли это или откровенное обнажение?! Дьявол достигает своей цели: не одеть, а раздеть человека. Печально, что большинству это по душе. Неужели и наши подростки увлекутся этим большинством? У дьявола огромный опыт совращать с прямых путей Божьих. Он увлек в непокорность Богу третью часть ангелов (Откр. 12: 4, 9). И сейчас он внушает людям одеваться так, чтобы соблазнять и осквернять окружающих. Диктует моду сам сатана, а он отнюдь не заинтересован в здоровье людей и в том, чтобы они выглядели скромно, — это не его забота. Гордыня — главный мотив всех его нововведений. Подать себя обществу, заставить восторгаться собой, ловить на себе пристальные греховные взгляды других — мир считает за честь. В очах Божьих это — скверна, это — позор, это — бесславие имени Господа.

Оскверненное большинство.

В наше роковое время в мире стало необычайно модно подростку-мальчику дружить с ровесницей-девочкой. Господь не благоволит к легкомысленному общению юношей и девиц, тем более отроков. Такая модная дружба никогда не кончается добром. Чистым не остался и не останется ни один, кто не сторонится вожделенного добрачного общения. Слово Господне повелевает убегать юношеских похотей (2 Тим. 2, 22). Нецеломудренным помыслам, вожделенным взглядам, желанию уединенного греховного общения нет места в сердце истинного христианина. Он знает, что каждый из нас должен уметь соблюсти свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 4). Знает также, что «помышления плотские суть смерть… суть вражда против Бога…» (Рим. 8, 6—7). Всякий, кто предается нечистым помыслам, оскорбляет Бога, и Бог покидает сердце будь то отрока, юноши или взрослого христианина.

Нужно выбирать одно из двух: или святость, или духовная смерть; или грех, или Бог. Сестра-христианка только тогда может думать о брате, как о женихе, когда он сделал ей предложение. С этого времени нужно молиться о нем, узнавать волю Божью и принимать решение: выходить замуж или нет. Помышления о женихах до предложения — все смерть, все — грех, освободиться от которого можно только исповеданием. Равно и брат тогда волен думать о сестре, как о невесте, когда, утвердившись перед Господом, решил сделать ей предложение. Встречи, двусмысленные разговоры до предложения непременно запачкают души молодых людей, бросят мрачную тень, из которой трудно будет выйти. Брат и после исповедания зачастую не может быть служителем в церкви, а сестра без исповедания не будет иметь благословения в семейной жизни. Как важно подросткам хранить себя чистыми от этого страшного греха!

В разных вариантах передают типичный случай из жизни подростка. Собираясь гулять в сухую погоду, он надевал сапоги. «Зачем тебе сапоги? На улице — ни дождя, ни грязи!» — «А я найду!» Сохрани, Господь, наших подростков иметь такую склонность: искать грязь, которая на всю жизнь осквернит их совесть, а самое главное — лишит Божьего присутствия.

Слово Божье свидетельствует, что весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5,19). Как это верно! Куда ни глянь, с кем ни заговори — ложь, пошлые остроты, греховные устремления. Невозможно без молитвы об охране Божьей выйти на улицу, в магазин, в школу, на работу.

Чтобы разжечь похоть очей — с рекламных плакатов, со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров на нас обрушивается отвратительная скверна. Нужно, очень нужно беречь глаза! Радио, музыка большей частью оскверняют слух — нужно, очень нужно беречь слух, чтобы не осталось в памяти что-либо мерзкое. Без молитвы остаться чистым телом, душой и духом невозможно! Отроки, осквернившие глаза рассматриванием постыдных картин и уши прослушиванием сатанинской музыки, годами не могут освободиться от груза осквернения. Годами не приходят на богослужения. Иные доходят до полного отчаяния, и им трудно бывает помочь. Сатана сначала увлек их запретным, а потом сковал цепями стыда. Не так легко исповедать низкие грехи. Не пренебрегайте молитвой, не прельщайтесь вожделенным для большинства, — и Господь поможет вам вовремя отвести взгляд от непристойного, вовремя уйти, чтобы не слышать грязных анекдотов. Не отдавайте на расхищение дьяволу духовной красоты отроческого сердца.

Презренное меньшинство.

Дорогие подростки, обратите пристальное внимание на меньшинство, идущее в небо узким путем. Слава Богу, что меньшинство, добровольно избравшее тернистый путь, есть еще на земле!

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство»,— некогда ободрял Христос Своих учеников (Лук. 12, 32). Сегодня эти слова особенно значимы, потому что истинных последователей Христа — это нужно откровенно признать — меньшинство. Это меньшинство не модно, не популярно, невзрачно. Оно не идет в ногу с миром, поэтому и несовременно, презренно. Несмотря на это, меньшинство это святое, чистое, независимое от мира. Христос любит такое, преданное Ему всецело, меньшинство. С этим меньшинством преклоняйте колени для молитв и смиряйте души в постах о деле Божьем. В этом меньшинстве вас будут призывать к послушанию, к смирению. Здесь на вас будет изливаться Божья благодать. Здесь вас будут учить собирать сокровище не на земле, а на небесах, богатеть   жертвенными   делами.

Богатое большинство.

Это горькая правда, что многие родители готовят своих детей для благополучной земной жизни, не учитывая, что время коротко. Нежной детской душе необходимо указать на вечные ценности. Спасение души — вот к чему нужно приложить все усилия, чтобы восхитить Царствие Божье (Матф. 11, 12). К сожалению, детей из христианских семей родители отдают сегодня в платные школы бизнеса, в платные спортивные секции. Престижно! Большинство так делает! А бесплатное обучение в школе Христовой, в среде народа Божьего — не модно и с мирской точки зрения бесперспективно. Поэтому приводить детей на богослужения такие родители не спешат. Доверчивая отроческая душа бессмертна, ей нужно прежде всего обрести спасение, нужно родиться свыше, иначе — не увидеть Царства Божьего (Иоан. 3, 3).

Но большинство, увлеченное бизнесом, завидуя успеху друг друга, устраивают разборки, обагряют руки кровью и гибнут в расцвете лет. Следовать ли за этими, быстро исчезающими с земли, людьми? Восхищаться ли их богатой независимостью? — Необходимо отстать от такого большинства как можно скорее. Нужно повернуться лицом ко Христу, к Его святому меньшинству — вот истинный ориентир для вас, юное наследие Христа!

Независимое от Бога большинство.

Нетрудно заметить, что большинство, устремляющееся к богатству, идет путем  зла,  путем бесконечных греховных сделок и компромиссов. Сначала они хотят быть независимыми только материально, стремятся самостоятельно обеспечить свою жизнь, но на этом не останавливаются. Грех ненасытен. Большинство, которым они прельстились, заставит их погрузиться с головой и в беззакония, и в разгул. Разве после этого они придут на богослужение? Прежде этого они предпочтут быть независимыми от церкви или изберут такую общину, где бизнес в почете. Но грех, как морской спрут, обовьет их множеством щупалец и вопьется в их душу своими смертоносными присосками. В конечном итоге они станут независимыми от Бога, от вечности. Не думая о коварных последствиях, они отдаются во власть врага душ человеческих, а он беспощаден. Он только губит. На милость Божью им располагать трудно, потому что добровольно дали увлечь себя злому большинству, а потом и сами стали злыми, алчными, душа их оказалась безнадежно больна.

Во власти сатаны.

Иисус Христос однажды изгнал беса из отрока. Демон часто бросал его в огонь и часто в воду (Матф. 17, 15). Дьявол взял такую власть над отроком не от рождения, а с детства. С детства этот мальчик тяжко страдал, цепенел, скрежетал зубами, испускал пену, был нем (Марк. 9, 17—19). Я не знаю причины такого страшного недуга, но причину тяжких страданий отроков, с которыми я молился и которые исповедовались, я знаю. Отроки могут прийти на богослужение с улыбкой, но душа их в оцепенении. Грех, которым они увлеклись, закрыл их уста для хвалы Богу, они немы. Им страшно оставаться наедине с собой. Дьявол мучит их — это не преувеличение. К их оскверненному духу крайне необходимо прикосновение исцеляющей руки Христа, чтобы снять это оцепенение, изгнать демона, мучающего их душу. Сколько тяжело страдающих отроков приводят к служителям родители, и Бог по молитвам и постам освобождает и раскрепощает их дух.

Кто из тяжко страдающих отроков не спешит прийти ко Христу, тех я должен предупредить: неисповеданный грех будет умножаться и опутывать все сильней и сильней, пока не увлечет в бездну. Ваши страдания будут возрастать, вы будете мучиться от угрызений совести день и ночь. Поспешите же ко Христу! Промедление весьма опасно. Если дьяволу не удастся лишить вас временной жизни, он сделает из вас страшных хулителей имени Божьего. А для хулителей Духа Святого — возврата нет, исцеления нет, прощения нет и покаяния нет. Страдая неимоверно, вы не сможете воззвать к Богу! Вы просто не в состоянии будете управлять своим духом — в нем будет хозяйничать сатана. Он по своей гордыне навсегда лишил себя возможности покаяния и увлек в постыдные грехи большинство людей, сделав их врагами Богу. Сегодня вы еще контролируете свое состояние. Сегодня вам еще стыдно за свои поступки, значит, еще не все потеряно! Еще для вас светит луч надежды! Не медлите с покаянием! Излейте страдания отроческой души перед Богом, и вы освободитесь от страшной участи быть с дьяволом в озере, горящем огнем и серой. Не стыдитесь помолиться перед Богом, и вы не будете больше цепенеть от ужаса вечных мучений, которые ожидают всех непокорных.

Надеюсь, вы знаете, что покаяться перед Богом — это не только пообещать Богу, что больше не будете делать так плохо. Покаяться — это услышать голос Божий, обращенный ныне к вам лично. Это почувствовать глубину своей испорченности и понуждаться в Божьем прощении, в очищении вашей совести от язв порока и греха. Покаяться — это получить прочный, никем и ничем невозмутимый внутренний сердечный покой и полное умиротворение совести. Это быть уверенным в спасении и обретении жизни вечной. Припадите же к ногам Христа с покаянием!

Вестник истины, 2 (142). 1998.

Добавить комментарий