О любви к ближнему: от уважения окружающих – к достоинству личности.

уважПочтение, которого мы не знали.

Аркадий Бизянов.

В последнее время многие, кто делится своими мыслями на просторах Интернета, столкнулись с крайними проявлениями непочтения в свой адрес. Подобные случаи похожи как две капли воды – человек на своей страничке делится своими мыслями по поводу актуальных вопросов современности или своим пониманием какого-либо места Писания и получает в ответ «комментарии», в которых ему объясняют «характеристику его духовного состояния», «степень его заблуждения», «глубину его падения» и так далее.

Слова отражают тон этих «комментариев» – злость, насмешка, неуважение. Это в лучшем случае, примеры худших случаев даже не буду приводить. Проблема в том, что люди, которые таким образом «откомментировали» размышления человека, — христиане. Что же не так в нашем христианском сообществе? Откуда это в нас?

Непочтение в Интернет-общении среди христиан является отражением непочтения внутри христианского сообщества. Непочтение между братьями внутри церкви, непочтение по отношению к христианам других церквей и деноминаций — это достаточно распространенное явление, чтобы его не замечать. Нетерпимость к иному мнению, к иному взгляду, неспособность услышать других, неспособность почтить служение других людей, их духовный опыт, их труд на ниве Божьей, несоблюдение элементарных библейских норм взаимоотношений между христианами – это то, с чем мы сталкиваемся достаточно часто.

И я думаю, эти вопросы тоже надо поднимать – говорить об этом, исследовать причины, размышлять о том, как нам это исправлять.

Несомненно, существует прямая связь непочтения в христианском сообществе с тем, в каком обществе мы выросли. Церковь наполняют люди, выросшие в определенной культуре, и они приносят эту культуру в церковь.

Конечно, непочтение – это грех, свойственный всем людям во все времена. Но некоторые общества особенно преуспевали в бесчестии. Мы все, выросшие в СССР и постсоветской России, росли именно в культуре непочтения, потому что непочтение к человеку было характерной сущностью советского менталитета. И многие элементы непочтения вошли в нас с «молоком матери».

Непочтение лежало в самой основе советской идеологии и эта идеология заквасила все уровни взаимоотношений – семья, детский сад, школа, армия, университет, работа. Непочтение стало естественной нормой в обществе. Если человек рос в атмосфере непочтения в семье, он уже не замечал этого в обществе.

Мне повезло с семьей, у нас в семье культивировалось почтение. Я с детства ощущал не только любовь, но и уважение к себе со стороны родителей. Соответственно, у меня не было проблем с почтением родителей и мне нетрудно было почитать и других людей.

Но это состояние подвергалось постоянно мощным атакам со стороны общества. Особенно сильно это проявилось в армии, где на тот момент процветала «дедовщина», суть которой была в уничтожении человеческого достоинства.

Интересный феномен, который я наблюдал тогда — люди младшего призыва, которые подвергались сильнейшему унижению в этот период, когда становились старшим призывом – сами начинали унижать следующий призыв. Причем это было массово и коллективно. Единицы не вовлекались в это. Более того, многие мужчины впоследствии считали это хорошим «опытом» жизни. Поэтому, с тех пор я уже не удивлялся тому, что это происходит и в других сферах общества, где люди пользуются неограниченной властью и делают все, что хотят.

После армии эти же люди шли служить в милицию, ФСБ и прочие государственные органы и унижение других людей было для них нормой. Понятно, что эти проблемы не из-за армии. Проблемы армии – это проблемы общества.

Вся сущность советской системы была в том, что каждый человек не имел сам по себе никакой ценности, а имел ценность только как трудовой или идеологический ресурс, как часть системы. Это накладывало отпечаток на отношение к человеку со стороны государственных органов, то есть людей, работающих в этих органах.

Непочтение пропитало и все остальные сферы общественной жизни и профессий – от руководителей государства до дворников. Люди, выросшие с детства в непочтении, не могли почитать друг друга. Понятие чести и достоинства было удалено из общественных отношений и люди перестали уважать даже себя самих. Люди, не уважающие себя, не могли уважать другого человека и ценить его достоинство.

Соответственно, все это после СССР перешло по наследству во все постсоветские общества. Соответственно, эти же люди, то есть мы, услышав Благую весть и став частью церкви, принесли этот уровень непочтения в нашу новую жизнь во Христе.

Конечно, мы родились от Духа и перестали делать многие дела, которые делали раньше. Но часто остаются вещи, которые мы не видим, потому что все вокруг так делают, и мы не видим в этом ничего плохого. Но как раз таки в этих «слепых зонах» мы и не чувствуем обличения, потому что не слышим в этих сферах голос Духа. Это сферы, которые мы не исследовали, не увидели проблем в себе и не позволили Духу Святому просветить наше сердце. Что же нам делать? Как найти почтение, которое мы не знали с детства?

Думаю, когда мы о чем-то размышляем, важно дать определение предмету размышлений. Что же такое почтение? Мне понравилось определение почтения, которое дал Том Маршалл в своей работе «Правильные взаимоотношения»:

«Почтение или уважение — это признание значимости или ценности другой личности. Когда я оказываю почтение или уважение, я признаю достоинство, ценность и значение другой личности. Поэтому Бога необходимо почитать, прежде всего, и превыше всего, потому что Он обладает наивысшей ценностью. Но почтение признает также значение и ценность мужей и жен, созданных по образу Божьему… Моя внутренняя ценность — это моя ценность как личности вне зависимости от моих достояний и моих достижений. Эта вечная ценность и значение дается мне Богом, то есть, также приписывается извне. Я ничего не могу сделать, чтобы что-то прибавить к этому, и ничего, чтобы что-то отнять. Так же, как Бог безусловно дает мне любовь, Он безусловно дает мне значимость и ценность…

Люди всегда имеют достоинство, которое принадлежит им как вечным существам, сотворенным по образу Божьему, падшим, но искупленным и имеющим возможность вечного общения с Богом. Недостаток этого основополагающего понимания стоит за большой частью несправедливости и угнетения в мире сегодня.

Такой тип уважения лежит в центре всех искупительных взаимоотношений, но вы не можете имитировать его и успокоиться на этом. Люди тонко чувствуют отношение. Но если такое уважение присутствует в вашем сердце, я обнаружил, что вы можете быть прямолинейными и резкими в отношении образа жизни людей, насколько это необходимо, и они не почувствуют себя отверженными. Они могут оспаривать ваше суждение, они могут спорить об их частном случае, но они не будут удаляться от вас потому, что вы смотрите на вещи по-другому. Но если это уважение отсутствует и в нашем разуме мы смешиваем вместе человека и его образ жизни, тогда мы сталкиваемся с проблемами. Одна из них состоит в том, что осуждая образ жизни, мы также отвергаем и человека. Вторая проблема в том, что желая принять человека, мы не знаем, что делать с его образом жизни. У нас нет ответа к человеку, который говорит: «Ты должен принять меня таким, какой я есть, и это включает мое поведение. Не смей критиковать мое поведение, иначе ты судишь, а христиане не должны судить». Возможно, мне придется сказать: «Как человек, я полностью и несомненно принимаю тебя. Как брат или сестра во Христе, я принимаю тебя безусловно. Но я не могу и не буду принимать твой стандарт поведения; что-то необходимо предпринять».

Автор выделяет признание внутренней ценности человека как базовый уровень почтения. Это помогает понять саму суть почтения. Думаю, что если в отношениях отсутствует признание внутренней ценности друг друга, то нет смысла говорить о других уровнях почтения.

Базовый уровень почтения всегда должен быть основой наших отношений. Отношения родители – дети, мужья – жены, работники – начальники, граждане — власти должны строиться на базовом уровне почтения друг к другу. Когда муж не почитает жену, родители – детей, начальники – подчиненных и власти – граждан, естественно возникают проблемы с ответным почтением.

Второй уровень почтения, который выделяет Том Маршалл — «это почтение, признающее работу человека над своим характером, то есть признающее характер человека. «Доброе имя лучше большого богатства…», — говорится в книге Притчи 22:1. «Имя твое», — поет невеста своему возлюбленному в Песне Песней Соломона, — «как разлитое миро…» (1:2). Имена в Библии всегда означают некую целостность или характер. Существует острая нужда в возвращении уважения и почтения, связанных с характером, в систему ценностей нашего общества.

Сегодня в обществе интеллектуальные способности, спортивные данные, артистический талант, деловой или политический образ и личное дарование оцениваются гораздо выше внутренних качеств характера, и все это используется для извинения или оправдания отсутствия моральных стандартов. Даже Церковь скатывается к стандартам общества, нередко ставя дары и должности выше, чем богобоязненный характер.

В Писании ударение делается не на дары, возможности или таланты, а на характер. Характер, а не харизма, является лакмусовой бумажкой. Например, существует очень мало четких указаний о том, что делает пресвитер или каковы функции дьякона, но очень много внимания уделяется тому, какими людьми они должны быть. Причина этого в том, что их роль в основном руководящая, то есть они должны устанавливать и формировать стандарты христианской жизни, применяемые в христианской общине.

Мы почитаем человека только за то, что он человек, он имеет огромную ценность, но при этом мы не можем почитать дурной характер в человеке. Характер – это не то, каким человека создал Бог, ценность благочестивого характера приобретается самим человеком в процессе работы над собой.

Третий уровень почтения, который выделяет Маршалл, — «это признание поведения или достижения. Пресвитеры, усердно трудящиеся в слове и учении, достойны особой чести, пишет Павел. Во всем, что мы делаем, мы должны иметь целью делать все хорошо. Нам нужно посвятить себя росту. Как нам правильно почитать людей на этом уровне? Признавая и подтверждая усилия, награждая как намерения, так и результат и замечая и восхваляя достижения. Один из моих сыновей был школьным учителем. Он поделился со мной одним из лучших воспоминаний о тех, иногда трудных годах. Его коллега, по национальности маори, заходил в классную комнату моего сына и всегда находил что-то, достойное восхищения и похвалы, будь это плакат, рабочая схема или какое-то пособие. Это сделало больше для посвящения Марка своей профессии и для его желания работать как можно лучше, чем любые оценки, продвижение по службе или увеличение зарплаты.

Оказывая почтение, мы должны быть предельно ясны в системе оценки, используемой нами, и человек, получающий почтение, должен также понимать это основание. Человек может достичь выдающихся результатов в особом поле деятельности: искусстве, спорте или бизнесе, но все же обладать очень нехорошим характером. По праву оценивая его достижения, мы не одобряем или уважаем автоматически его характер, также мы не говорим, что он более ценен, чем кто-либо еще, так как существует внутренняя ценность каждого человека. Тот же самый подход верен в случае, если человек обладает характером, достойным почтения еще не означает, что его необходимо титуловать за всевозможные достижения, которых не было в его жизни. Так же невозможно удовлетворять нужду человека во внутренней оценке и подтверждать его ценность с помощью восхваления несуществующих достижений или без критики принимая характер, стиль жизни или дурные привычки в поведении».

Мне понравилось, что автор разделил уровни почтения. Это дает возможность не смешивать все в одну кучу, как мы часто делаем. Мы можем не соглашаться с поведением человека, но мы не можем лишать его достоинства, мы не можем унижать его и оскорблять. Мы можем не соглашаться с мнением человека, но мы не можем при этом лишать его внутренней ценности, мы не можем зачеркнуть его труд над своим характером или его труд на ниве Божьей, если он имеет отличное от нашего мнение. С другой стороны, мы не можем льстить и заискивать перед человеком, практикующим грех, какую бы должность он не занимал, потому что это не является почтением, это уже больше похоже на лицеприятие и лицемерие.

Так как же нам общаться с человеком, если он имеет другое мнение? Касаясь этого, Том Маршалл пишет:

«Уважение или почитание людей также означает признание их права:

(а) принимать решения, которые не приняли бы мы;
(б) делать ошибки, которые не сделали бы мы;
(в) придерживаться точек зрения или мнений, которых мы не придерживаемся, и
(г) следовать указаниям своей собственной совести. Это очень важно в отношениях христиан друг с другом, и родителей со своими детьми, достигшими зрелости».

При этом «мы показываем, что мы уважаем и почитаем людей, когда мы противостанем им, когда они делают что-то неправильное или опасное в своей жизни. Делая это — мы говорим, что мы считаем их слишком ценными, чтобы позволить им повредить свою жизнь или репутацию, пренебрегая проблемами, в мы даже берем на себя риск — задеть их своими словами».

Хорошие рекомендации по этому вопросу также дает Тэд Коттингем в своей книге «Бог в бизнесе».

«Я и мой сын Кристофер почти каждый вечер едем в кафе, чтобы выпить кофе. Сидя там, мы разговариваем минут десять или пятнадцать, но часто мы проводим в разговорах от тридцати минут до часа. Однажды вечером, проведя больше часа в такой прекрасной беседе, я спросил его, почему он считает время, проведенное вместе, таким замечательным.

Он ответил: «Папа, я думаю, это от того, что мы чувствуем полное уважение друг к другу». Довольно неплохое высказывание, исходящее из уст моего в то время шестнадцатилетнего сына. Мне понравилось. Какой комплимент для нас обоих…

Я не думаю, что существует настоящее, человеческое общение без взаимоуважения…

Зрелость в общении позволяет нам не согласиться с нашим собеседником, не пытаясь никаким образом убедить его в том, что мы правы. Никогда не делайте попыток оправдать свою правоту в глазах другого человека. Самооправдание почти всегда заканчивается неправильным пониманием. Ищите истину. Разговаривайте, делитесь, задавайте вопросы. Не делайте слишком много предположений. Знайте, что у нас не будет согласия во всем, и это нормально.

Одним из наиболее разрушительных недостатков среди христиан является недостаток зрелости в общении. Всегда полагая, что мы правы, мы не позволяем другим не соглашаться с нами, и при этом оставаться нашими друзьями. Нам надо научиться допускать несогласия между собой, не затрагивая при этом глубинные взаимоотношения.

Больше слушайте и желайте самого лучшего другому человеку. Как часто нас поглощает мысль о том, что мы скажем дальше, что даже несмотря на улыбки и кивание головой, мы не очень-то слушаем другого человека. Его мысли нас особо не волнуют. Мы слишком быстры на то, чтобы соединить в уме пару пунктов, и думаем, что знаем, что имеет в виду другой человек. Мы не умеем слушать. А надо бы научиться.

Когда вы проводите время с Отцом, ваша мудрость, рассудительность и умение общаться увеличиваются. Важное для Него становится важным для вас, а неважное для Него становится неважным. Ваше путешествие оказывается все более и более радостным. Вы, без сомнений, замечаете перемену в общении с другими. Она может быть незначительной вначале, но она происходит. Стремление к Богу приводит ваше сердце к перемене. Когда ваше сердце изменяется, изменяется ваше общение.

Пожалуй, вы начнете больше слушать и задавать больше вопросов. Вы будете больше уважать людей. Возможно, вы не будете как в прошлом, торопиться с ответами, больше думая и оценивая мудрость других людей».

Очень неплохой совет для того, чтобы нам двигаться в этом направлении. Каждый день у нас есть масса возможностей учиться оказывать почтение и самым близким, и незнакомым людям. Давайте искать такие возможности. Думаю, это как раз таки имеет отношение к тому, что люди, видя наши добрые дела, будут прославлять нашего Небесного Отца.

gazeta.mirt.ru


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*