Поклонение — это отклик нашего духа на голос Духа Божьего, ведущего нас по пути личного освящения.

освящениеПоклонение, угодное Богу

Бог не довольствуется лишь частью нашей жизни. Он просит нас отдать Ему всё сердце, всю душу, всё разумение и всю крепость. Ему не нужны равнодушные последователи, повинующиеся лишь отчас­ти и отдающие ему жалкие остатки своего времени и денег. Ему мало отдельных аспектов нашей жизни. Он жаждет, чтобы всё наше существо было посвящено и предано Ему.

Как-то раз одна самарянка попыталась поспорить с Иисусом о том, в каком месте, в какое время и в каком стиле лучше поклоняться Богу. Иисус ответил ей, что все эти внешние факторы не играют никакой роли. Где мы поклоняемся далеко не так важно, как то, почему мы это делаем и насколько отдаём себя Богу во время поклонения. Однако поклоняться тоже можно правильно или неправильно. В Библии сказано: «Мы… должны быть благодарны Богу а в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно» (Евр. 12:28 [РВ]). Поклонение, угодное Богу, отличается четырьмя особенностями:

Богу приятно, когда наше поклонение точно следует истине. Люди часто говорят: «Мне нравится представлять себе Бога в виде…» и потом описывают, какому именно Богу им хотелось бы по­клоняться. Но ведь нельзя взять и придумать себе свой собственный, удобный и политически корректный образ Бога, чтобы потом ему по­клоняться! Это уже идолопоклонство.

Поклонение должно быть основано на библейской истине, а не на наших личных мнениях о Боге. Иисус сказал самарянке, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

«Поклоняться в истине» — значит поклоняться Богу, как Он открыт для нас в Библии.

Богу приятно, когда мы поклоняемся Ему искренне. Говоря о «поклонении в духе», Иисус имел в виду не Святого Духа, а наш, человеческий дух. Будучи сотворённым по образу и подобию Божьему, вы явля­етесь духом, живущим в теле, и дух ваш создан так, чтобы общаться с Богом. Поклонение — это отклик нашего духа на голос Духа Божьего.

Заповедуя нам «любить Бога всем сердцем и всей душой», Иисус хотел сказать, что поклонение должно быть искренним, идущим от самого сердца. Дело не в том, чтобы произносить правильные слова; главное, произносить их со смыслом, нелицемерно. Неискренняя похвала — это уже не похвала! Она пуста, бесполезна и наносит Богу настоящее оскорбление.

Когда мы поклоняемся, Бог смотрит не на произносимые нами слова, а на состояние наших сердец. В Библии сказано: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:76).

Поскольку поклонение — это выражение радости и удовольствия, в нём участвуют наши чувства и эмоции. Бог наделил нас эмоциями, чтобы мы могли поклоняться Ему от глубины своей души, однако эти душевные порывы должны быть подлинными, а не притворными. Бог ненавидит лицемерие. В поклонении Ему совсем не нужны показуха, наигранность или притворство. Он жаждет вашей честной, настоящей любви. Наше поклонение может быть далёким от совершенства, но неискренним оно быть не должно.

Конечно, одной искренности тоже недостаточно: человек может быть очень искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Именно поэтому Бог хочет поклонения и в духе, и в истине. Оно должно быть одновременно и верным, и настоящим. Приятное Богу поклонение исполнено глубокого чувства и крепко укоренено в библейском уче­нии. В нём участвуют и разум, и чувства.

К сожалению, сегодня многие люди принимают душевную и эмоциональную реакцию на приятную музыку за отклик своего сердца на голос Святого Духа. Однако это вовсе не одно и то же. Подлинное поклонение начинается, когда ваш дух откликается на образ и голос Бога, а не на какую-то мелодию. Более того, некоторые сентиментальные пес­ни о наших чувствах и ощущениях даже мешают поклоняться, потому что направляют наше внимание не на Бога, а на собственное состояние. Больше всего от поклонения нас отвлекает именно собственное «я» — наши заботы и беспокойство о том, кто и что о нас подумает. Среди христиан часто возникают разногласия насчёт того, как именно подобает возносить Богу хвалу. Однако подобные споры чаще всего выражают личные вкусы и предпочтения. В Библии упомянуто множество самых разных способов славить Бога: исповедь, пение, воз­гласы, почтительное вставание, коленопреклонение, танец, радостный шум, свидетельство, игра на музыкальных инструментах и воз­несение рук к небу (Евр. 13:15, Пс. 7:18, Езд. 3:11, Пс. 149:3, Пс. 150:3, Неем. 8:6). Наилучшим стилем восхваления будет тот, с помощью которого вы можете наиболее полно и искренне выразить свою любовь к Богу, исходя из особенностей вашей личности и духовного опыта.

Мой друг Гэри Томас заметил, что вместо того, чтобы радоваться живым и реальным отношениям с Богом, многие христиане относятся к поклонению как к необходимой, но тоскливой рутине, не приносящей им никакого удовлетворе­ния. Он выяснил, что отчасти это происходит потому, что многие из нас насильно заставляют себя пользо­ваться теми формами молитвы и стилями поклонения, которые ни­как не соответствуют уникальным особенностям их личности.

«Если Бог намеренно сотворил нас всех разными, то почему мы полагаем, что должны любить Бога одинаково?» — спросил себя Гэри. По мере чтения классических христианских трудов и бесед с самыми разными верующими он обнаружил, что за две тысячи лет христиане нашли великое множество разных путей к тому, чтобы почувствовать близость к Богу и возрадо­ваться ей. Кто-то лучше всего ощущает Его близость на природе, кто-то изучает богословские труды, кто-то читает. Другие люди поют, танцуют, пишут картины или стихи, занимаются скульптурой, служат ближним. Некоторые ищут уединения, другие — общения. Можно перечислить ещё не один деся­ток подобных занятий.

В своей книге «Священные тропы» Гэри выделяет девять основных способов, с помощью которых люди приближаются к Богу. Натуралисты черпают больше всего вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Сенсоры любят Бога своими пятью чувствами и очень ценят хорошо и кра­сиво выстроенные богослужения, в которых участвует не только слух, но и зрение, обоняние, осязание и вкус. Традиционалистам легче всего приблизиться к Богу с помощью сакральных обрядов, литургии, символов и постоянной, неизменной структуры служения. Аскеты предпочитают приходить к Богу в простоте и уединении. Активисты выражают свою любовь к Богу тем, что противостоят злу, сражаются с несправедливостью или трудятся ради того, чтобы сделать мир лучше. Служители любят Бога, неся любовь другим лю­дям и восполняя их потребности. Энтузиасты выражают свои чувства к Богу посредством ликующего восхваления и празднества. Созерцатели преклоняются перед Богом в восхищении и обожании, а интеллектуалы любят Бога, прилагая свой разум к изучению того или иного предмета.

Одного «безразмерного» подхода к поклонению и взаимоотноше­ниям с Богом просто не существует. Ясно одно: мы никогда не смо­жем воздать Богу славу, если будем пытаться быть такими, какими Он нас не создавал. Бог хочет, чтобы мы оставались самими собой. «Отец ищет Себе таких поклонников, которые в честности и простоте оставались бы самими собой, представая пред Ним в поклонении» (Ин. 4:23 [«The Message»]).

Богу приятно вдумчивое поклонение. В Новом Завете Иисус четыре раза повторил заповедь о том, чтобы мы «возлюбили Господа Бога всем разумением своим». Богу неугодно бессознательное по­клонение: механически исполняемые песни, невнимательные или бездумно заученные молитвы, поминутные и легковесные возгласы «Сла­ва Богу!», которые мы изрекаем только потому, что не можем сказать ничего другого. Если в поклонении не участвует ваш разум, оно ста­новится бессмысленным.

Иисус назвал бездумное поклонение языческим «многословием» (Мф. 6:7). Из-за чрезмерного употребления даже библейские терми­ны могут превратиться в избитые клише; мы просто перестаём раз­мышлять об их значении. Во время поклонения гораздо легче повторять знакомые и привычные фразы вместо того, чтобы прилагать свежие усилия и прославлять Бога как-то иначе, по-новому. Именно поэтому я призываю вас читать Писание в разных переводах и переложени­ях. Это существенно расширит диапазон вашего поклонения.

Попробуйте воздавать Богу хвалу, не используя привычных слов и фраз типа «аллилуйя», «слава Богу», «благодарим Тебя, Господь» или «аминь». Вместо того, чтобы сказать: «Слава Тебе, Господь!», со­ставьте список синонимов слова «славить» и попробуйте выразить своё отношение к Богу с помощью новых глаголов, например: «вос­хищаться», «уважать», «ценить», «высоко ставить», «почи­тать», «любоваться», «обожать» и т.п.

Кроме того, говорите как можно конкретнее. Если кто-то по­дойдёт к вам и десять раз повторит: «Хочу тебя похвалить!», вы на­верное подумаете: «За что?» Любому из нас приятнее услышать два комплимента за что-то конкретное, нежели двадцать самых общих во­сторженных фраз. Богу, кстати, тоже.

Вот ещё одна идея: запишите на листе бумаги разные имена Бога и поразмышляйте о них. Имена Бога появляются в Писании не слу­чайно. Все они отражают разные грани Его характера. В Ветхом За­вете Бог постепенно и последовательно открывал Себя израильтянам, называя всё новые и новые Свои имена. И потом, Он Сам заповедует нам прославлять Его имя.

Бог хочет, чтобы наши совместные богослужения тоже были вдумчивыми. Павел посвящает этому целую 14 главу в 1 Послании к коринфянам, завершая её так: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

В связи с этим Бог настаивает на том, чтобы наши богослужения были понятны неверующим, когда они приходят к нам в церковь. Апо­стол Павел написал: «Если ты благодаришь Бога духом, разве не­посвящённый человек скажет «воистину так!» в ответ на твою благодарность? Он не знает, о чём ты говоришь! И как бы пре­красно ты hu благодарил, другому от этого никакой пользы» (1 Кор. 14:16-17 [РВ]). Тактичность и уважение по отношению к не­верующим, приходящим на наши богослужения, — это библейская заповедь, а не модная церковная тенденция. Отмахнуться от неё — значит проявить нелюбовь и непослушание. Более полные поясне­ния этой мысли можно найти в главе «Поклонение тоже может быть свидетельством» книги «Целеустремлённая церковь».

Богу приятно, когда мы поклоняемся Ему на деле. Библия призывает нас «отдать себя, своё тело Богу как живую жертву, освящённую и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно» (Рим. 12:1 [РВ]). Зачем Богу наши тела? Почему Он не при­зывает нас «отдать в жертву» наш дух? Потому что без тела мы не способны совершить на земле ни единого реального дела. В вечности у нас будут новенькие, улучшенные тела, но пока мы здесь, Бог говорит: «Отдайте мне то, что у вас есть». Просто Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему не только на словах, но и на деле.

Наверное, вам не раз приходилось слышать: «Нет, сегодня я прийти не смогу, но духом буду с вами». Знаете ли вы, что это значит? Абсолютно ничего! Это совершенно бессмысленные и бесполезные слова! Пока вы на земле, ваш дух может присутствовать лишь там, где нахо­дится ваше тело. Где нет вашего тела, там нет и вас самих.

Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.

Уоррен Рик,

«Целеустремленная жизнь»: Перевод: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.

Газета Протестант.ру     


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*