Готовим проповедь: начинаем с изучения контекста и поиска главной идеи.

пропповДональд Дж. Мак-Дугал

Поэтому первым шагом при подготовке проповеди, посвященной конкретному отрывку, должно быть определение параметров контекста. Неспособность определить эти параметры обычно приводит к неправильному пониманию и неправильному толкованию значения отрывка. Единственный способ определить эти границы — изучить синтаксис отрывка и определить, где он начинается и где заканчивается. Стандартное разделение на главы и стихи, которое по-разному выглядит в греческой, еврейской и английской Библии, не может быть для этого использовано, потому что оно ненадежно.

Во многих случаях неудачное разделение на главы и параграфы приводит к тому, что неопытный читатель не понимает сути отрывка, и то,

То есть изучению отдельных слов. То есть изучению взаимодействия между словами, фразами и предложениями, что имеет в виду автор, что ускользает от него. Например, разделение на главы 2 Кор. 7:1 часто мешает видеть связь между 6:11-13 и 7:2-4. Более того, многим не удается заметить более широкое контекстуальное значение призыва «не преклоняться под чужое ярмо с неверными» в 6:14-7:1.

Главный момент в определении основных мыслей, планов и заголовков разъяснительной проповеди — это понимание структуры отрывка, которому она будет посвящена. Проповедник должен рассказывать не о своей собственной основной мысли, план и заголовок тоже не должны быть придуманы им. Он должен преподать главную мысль, план и тему автора. Неспособность отразить их — означает уход от подлинной разъяснительной проповеди.

Запись и тщательное изучение лексического и синтаксического материала, относящегося к отрывку, — задача трудная и длительная. Но этот процесс по продолжительности своей не идет ни в какое сравнение со временем, необходимым для полного усвоения значения собранного материала. Затем понадобится дополнительное время и внимание, чтобы проникнуться материалом и обнаружить его практическое значение для частной жизни человека. Подчеркиваем: проповедник не должен «сделать» из отрывка послание. Напротив, он взаимодействует с контекстуальным материалом, пока послание автора не «проклюнется» из него. Первый шаг — запись материала — может занять день или два. Последующие шаги —    осмысление материала и его влияния на жизнь — могут занять несколько дней или недель, а иногда и всю жизнь.

В течение многих лет я имею обыкновение изучать книгу Библии по меньшей мере несколько месяцев, прежде чем проповедовать по ней. Я изучаю ее для себя, не спеша. В ходе этого длительного процесса я собираю множество заметок, так что, когда приближается время проповедовать Данный отрывок, основная работа уже сделана. Я начинаю обдумывать проповеди будущих недель задолго до того, как работаю над вступлениями. Затем, в неделю проповеди, мне требуется потратить понедельник, а иногда и часть вторника, чтобы записать основную часть информации. Следующие несколько дней уходят на пересмотр данных, без попыток составить план или заголовки проповеди; я уделяю много внимания более полному восприятию основной истины и строения отрывка.

Последующее обсуждение и примеры показывают, что значит обнаружить и передать основную идею, строение и тему отрывка. Эти три важных элемента полезно помнить во время всего процесса. Всегда помните, что мы должны проповедовать отрывок от всего сердца и для того, чтобы изменять жизни людей.

Проповедовать надо то, что содержится в тексте.

Всегда важно проповедовать именно на основании конкретного текста, отрывка. Много лет назад мы были в походе, сбились с пути, и нам пришлось пробираться через высокую траву под дождем. Это было трудно, потому что мы сами прокладывали себе дорогу в лесу. На обратной дороге все было иначе, потому что мы шли по проторенной тропе. Мы даже разрешили детям бежать впереди. Мы знали, что, пока они не сойдут с тропы, они не потеряются.

Важно помнить это, когда вы будете готовиться к проповеди. Цель проповедника — следовать тропой, проторенной библейским автором, а не прокладывать свой путь. Многие проповедники с трудом вспоминают, о чем дальше говорить, — и поэтому привязаны к своим заметкам — именно потому, что они прокладывают свой собственный путь, а не следуют по хорошо заметной дороге, проложенной автором. По этой же причине возникают проблемы и у слушателей, когда они потом пытаются самостоятельно проследовать по стопам проповедника.

Проповедовать от всего сердца

Много лет назад одна девочка рассказывала в классе про Гавайи и все время запиналась. Учитель остановил ее и спросил: «Ты родилась на Гавайях?» и «Ты выросла здесь?» Девочка утвердительно ответила на оба вопроса. Тогда учитель сказал: «А ты просто расскажи нам об этом!» Если проповедник следовал по тропе, проторенной автором, и долго молился, ища применения истины в своей собственной жизни, он, запнувшись при изложении проповеди, может вернуться на пройденный путь, рассказать о своем собственном соприкосновении с истиной и проповедовать на основании как отрывка, так и своего сердца.

Проповедовать для изменения жизни людей

Изучение Писания ясно показывает, что и ветхозаветные пророки, и Иоанн Креститель, и Иисус, и Павел — все они проповедовали для того, чтобы вызвать изменения в вере или поведении людей. Например, люди, которым плохо, нуждаются в утешении, то есть изменении их точки зрения. Один пожилой проповедник часто рассказывал, как в его молодые годы один закаленный служитель сказал ему: «Помни, мы проповедуем людям, которым плохо». Этот совет преобразил его жизнь и служение. Это хорошее напоминание для вас, если вы готовите проповедь.

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*