Как происходит процесс принятия судьбоносных решений человеком при встрече со Христом.

партнер1Филл Батлер.

Такой процесс можно представить как последовательное прохождение человеком отдельных этапов, в ходе которого постепенно усиливается теснота личных и духовных связей между ним и Спасителем. Итак – эти этапы:

  1. Информация. Всякое, более или менее важное, решение мы принимаем, исходя из имеющихся у нас данных. Даже шаг веры совершается исходя из того, что человек уже знает, пережил или считает истинным.
  2. Размышление. Прежде чем принять решение, человек обдумывает уже имеющуюся у него или у нее информацию, которая имеет отношение к возможному решению и может на него повлиять.
  3. Утверждение. Однажды утром вы можете услышать по радио неправдоподобную историю и не поверить ей. Но, если позже вы прочтете ту же историю в газете, а потом человек, которому вы доверяете, сообщит эту новость вам лично, вы задумаетесь о ее достоверности и, в конце концов, поверите в нее. Три независимых источника, передавая одну и ту же информацию, представляют историю более правдоподобной. В этом процессе важную роль могут играть отдельные друзья или сверстники, которые, как правило, во многом формируют отношение и взгляды человека. Особое влияние может исходить и от компании сверстников.

Хотелось бы отметить тот факт, что существует вероятность неоднократного прохождения стадии информации, размышления и утверждения, порой даже в течение многих лет, прежде чем мотивация (чувство потребности) и уверенность подвигнут человека к действию.

  1. Мотивация. Без должных побудительных мотивов индивидуумы, в лучшем случае, останутся равнодушными к переменам — к Божьему посланию. Правильная же мотивация может подвигнуть их к активному поиску истины. Мы склонны задумываться о переменах под влиянием внутренних мотивационных факторов. Такими побудительными мотивами могут быть: сведения, которыми человек владеет, действие Духа Святого, физические потребности, семейные проблемы, кризис на работе, другие личные нужды.
  2. Убеждение. Человек приходит к убеждению (либо уже имеет его достаточно), что предлагаемые ему перемены действительно изменят его жизнь к лучшему. Без убеждения мотивация никогда не перейдет в действие.
  3. Решение. При наличии информации, мотивации и убеждения приходит время действий. Рискнуть, сделать шаг веры. Иногда человек обдумывает его длительное время, иногда — принимает решение практически мгновенно.
  4. Действие. Переход от слов к делу. Разговоры перетекают в дела. Все, что происходило до того — невидимый процесс обработки опыта и информации — воплощается в осязаемом действии.
  5. Повторное посвящение. Каждый из нас, взяв на себя серьезные обязательства, снова и снова обращается к своему решению, переоценивая его и многократно убеждаясь, что сделал правильный выбор. Повторное обращение к принятому решению и осуществление на его основании определенного действия, как правило, укрепляет нас в выборе. В сфере духовных решений, постоянное обращение к Писанию, братское наставление и подкрепление от Духа Святого утверждают нас на избранном пути.

Эффективные партнерства стремятся к переменам. Мы надеемся увидеть, как люди (или целые группы людей) меняют свой привычный образ мышления и жизни. Для осуществления этих изменений каждому представителю нашей целевой аудитории предстоит пройти вышеперечисленные этапы, независимо от того, знает он поэтапную природу процесса или нет. Тем из нас, кто стремится служить людям через общение, молитву, проповедь или служение, для понимания процессов, которые происходят в сердцах и умах тех, кому мы служим, требуется огромная чувствительность к водительству Святого Духа.

Всё это подводит нас к следующему важному выводу (о чём мы уже говорили): когда мы принимаем твердое решение в духе Царства Божьего, перед нами открывается возможность причастности к духовному росту и духовным поискам человека. Но, в конечном счете, лишь Дух Святой придает истинную ценность нашим усилиям, касаясь самых глубин человеческого сердца и изменяя жизни. Без этого наши героические усилия — всего лишь пропаганда и манипуляция людьми.

Рассмотрите еще раз диаграмму процесса принятия решения, приведенную выше. Те, кто находится в пути, двигаясь от несогласия или сопротивления в направлении духовных поисков, а затем — активных действий, в конце концов, пройдут первые семь ступеней — от информации до действия.

Итак, каким же образом это относится к вашему партнерству? Конечно, я предполагаю, что вы не можете знать наверняка, на каком этапе духовного роста находится каждый человек вашей целевой аудитории. Это знает только Бог. Вы же, используя наши рекомендации, можете размышлять и молиться о том, как служить и проповедовать людям более эффективно. Они помогут вам определить сегменты вашей целевой аудитории, их отношение к переменам и потенциал для духовного принятия решений. С их помощью вы сможете определить наиболее эффективный способ общения с аудиторией и ресурсы партнерства, наиболее подходящие для служения людям, которые находятся на разных этапах процесса. Они помогут вам скоординировать усилия, направленные на определение и признание роли каждого участника партнерства.

В завершение предлагаю вам три небольшие истории из Евангелия, иллюстрирующие тот факт, что представители вашей целевой аудитории находятся на разных этапах своего духовного пути, и их решения формируются под влиянием множества факторов.

Никодим (Иоанна 3:121, 7:50-53, 19:38-42)

Никодим известен своей ночной встречей с Иисусом, о чём написано в 3 главе Евангелия от Иоанна, его история — классическая иллюстрация духовного пути. Из 3 главы Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Никодим, скорее всего, не противник Иисуса и небезразличен; он находится в активном поиске истины. Но также очевидно и то, что его страх перед своими единоверцами из синагоги, перед иудейскими религиозными лидерами, заставляет его общаться с Иисусом под покровом ночи. В лице Никодима, Иисус подвергает сомнению все традиционалистские постулаты религиозного истеблишмента, указывая ему, что путь в Царство Божье лежит не там, где его видит Никодим.

Возникает вопрос: «Действительно ли Никодим готов измениться? Готов ли он идти вперед? Будет ли он на самом деле действовать на основании тех истин, которые были ему открыты?

Никодим в 7 главе Евангелия от Иоанна выходит изпод покрова тьмы и, в группе равных ему людей, встаёт на защиту Иисуса. Основываясь на фактах, которые изложены в этой главе, мы, пожалуй, можем привести достаточно убедительные аргументы того, что Никодим уже пришел, или, по крайней мере, близок к вере в Иисуса Христа, поскольку пошел на такой рискованный шаг.

Обратите внимание: эти события происходили не «в стык», не одно за другим, а в разные временные промежутки. Их разделяет значительный период времени. В жизни Никодима произошло много событий до того, как он в первый раз услышал об Иисусе из Назарета. Далее, можно утверждать, что во временных промежутках между событиями, описанными в 3, 7 и 19 главах Евангелия от Иоанна, Никодим, вероятно, встречался с Иисусом много раз, слышал, как Он говорит, видел, как Он творит чудеса и наблюдал за Его встречами с фарисеями и садуккеями.

Кроме того, три года публичного служения Христа, не только Иерусалим, но и весь Израиль полнился всевозможными историями и рассказами об Иисусе. Помимо личной встречи с Иисусом, Никодим знал о Нём из разговоров с друзьями, во время домашних трапез, и с коллегами, во время официальных заседаний религиозного руководства. Словом, многое служило ему свидетельством о человеке, которого называли Мессией.

В конце концов, как представлено в 19 главе Евангелия от Иоанна, Никодим открыто заявляет о своем отношении к Иисусу, когда вместе с Иосифом Аримафейским, снимает тело Иисуса с креста и переносит его в гробницу. Его сердце, до того наполненное страхом и сомнениями, исполнилось преданности и веры в Иисуса настолько, что он был готов претерпеть все возможные негативные последствия такого выбора. Вспомните — ведь это «соработники» Никодима отправили Иисуса на крест!

Что побудило Никодима поступить таким образом? Он был представителем религиозной верхушки, однако оставил своё «тёпленькое» местечко, невзирая на то, что его «коллеги» могли, как минимум, считать его предателем, который запятнал честь их религиозного клана.

В отличие от других евангельских историй, повествующих о встречах различных людей с Иисусом, история Никодима позволяет нам проследить развитие его духовного пути, перемены, происходящие в его уме и сердце. Судя по всему, у него была вполне комфортная жизнь, но, вместе с тем, его мучил «червь сомнения», ему хотелось познать истину во всей ее полноте. Эта мотивация была достаточно мощной, чтобы, под влиянием убедительных слов Христа, дух Никодима сказал «да» Духу Святому.

Прокаженный (Марка 1:40-45)

У таких как он, выбора в обществе того времени не было. Будучи в ужасающем физическом состоянии, отверженный и одинокий, он оказался среди отбросов общества. С человеческой точки зрения его случай был безнадежным. Но вот, в город приходит Иисус!

Прокаженный был иудеем. Он слышал множество историй об Иисусе — примерно тех же, что и Никодим. Известия об Иисусе стремительно распространялись по Палестине и за её пределами.

В отличие от Никодима, который, казалось бы, должен был многого лишиться, поручив свою судьбу Иисусу, прокаженному терять было нечего. У него был только один путь — к Богу! Словом, риск был невелик, а перспектива — существенна. Все три упоминания об этой истории в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки, свидетельствуют о том, что этот человек был целеустремлённым и знал, как добиваться своего! Он вышел из толпы (можете себе представить, как толпа отшатнулась от прокаженного) и пал перед Иисусом на колени, умоляя Его о помощи.

Итак, перед нами человек, который много слышал об Иисусе и серьезно обдумал свое решение. Его вера в исцеляющую силу Христа была подкреплена многочисленными историями. У него была мотивация!

Страдая каждый миг жизни от своего жалкого состояния, он перестал быть равнодушным, став человеком, настойчиво ищущим помощи — просящим Иисуса разрешить его проблему.

Иаир (Марка 5:21-43)

Это событие происходило среди бела дня — в полдень — на глазах прихожан синаноги. Вот он — начальник капернаумской синагоги — бросился на колени перед Иисусом и молит Его о помощи.

К этому времени Иисус и Иаир должны были достаточно хорошо знать друг друга. Как один из старейшин местной синагоги, Иаир, наверняка, встречался с Иисусом десятки раз (см. Марка 1).

Иаир был представителем тех слоев общества, которые считали Иисуса опасным человеком. Находясь не столь далеко от Иерусалима, старейшины капернаумской синагоги, конечно же, знали, как к Нему относятся священники в Синедрионе. Кроме того, Иаиру приходилось отвечать на бесчисленные расспросы своих прихожан об Иисусе и о том, можно ли считать Его Мессией. Очевидно, что Иаир не только встречал Иисуса прежде, но и слышал о Нем множество историй. Иисус и Его ученики приходили в город из близлежащего рыбацкого поселка, расположенного на берегу озера. После их посещений город полнился историями о сверхъестественных чудесах.

В своем городе Иаир пользовался уважением, жизнь его была безупречна, впрочем, как и его семья. Но однажды его постигла беда — на смертном одре оказалась его двенадцатилетняя дочь.

Судя по тому, насколько сложными к тому времени были отношения между Иисусом и Иаиром, Иаир, очевидно, не сразу же обратился за помощью к Иисусу, когда заболела его дочь. Он пошел обычным путем: местные врачи, молитвы и жертвоприношения, народные средства и, возможно, еще что-то более экзотическое. Но в тот момент в его доме уже находились плакальщицы. Время шло, все, что можно было сделать, уже было сделано.

В это время, завершив еще одно замечательное путешествие, сопровождавшееся бурей на море и встречей с человеком, одержимым бесами, Иисус и его ученики прибыли домой. Вокруг них собралась огромнейшая толпа. Но, в отличие от Никодима, у Иаира не было времени для конспирации. Ждать ночи он не мог. Он был в полном отчаянии. И потому, среди бела дня, на глазах у всех, он пал перед Иисусом на колени. До того, как Иисус покинул город и отправился в путешествие в прошлый раз, Иаир, возможно, считал, что способен справиться с любой ситуацией сам, но теперь Иисус стал его последней надеждой.

Меня никогда не оставлял равнодушным потрясающий финал этой истории. Удивительный рассказ о готовности Иисуса прийти на помощь, о том, как по дороге в дом Иаира Он поддерживал безутешного отца, даже после известия, которое принесли друзья: «Забудь, она уже умерла».

По началу Иаир, в лучшем случае, был безразличен ко Христу. Поскольку у него была комфортная устроенная жизнь, у него не было каких-либо видимых причин менять ее. Велика вероятность и того, что Иаир воспринимал служение Христа «в штыки», не веря в Его божественную природу. Да и, к тому же, Иисус когда-то превзошёл Иаира в мудрости в его собственной синагоге, после чего о Нем заговорил весь Капернаум и окрестности. Зависть? Возможно.

Нельзя сбрасывать со счетов и слухи, коими полнились улицы города, и отношение (ко Христу), которое Иаир перенял от иерусалимских священников. Но ради жизни дочери он был готов пожертвовать своими привилегиями, репутацией и, возможно, даже взаимоотношениями с иерусалимской религиозной верхушкой — таким образом, он перешел от решения к действию.

Жизнь его дочери перевесила все остальное: культурные традиции, мнение окружения, чувство собственного достоинства, безопасность и личные ценности. Иаир совершил шаг веры.

Филл Батлер,

«Вместе ради одной цели»,

Высвобождая силу и обновляя надежду посредством партнерства в духе Царства Божьего, Киев, Четверта хвиля, 2010. – 412 с. ISBN 9789665292364.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*