Как становятся элитой.

Карабущенко П. Л.

Все люди по природе своей стремятся к хорошему и лучшему и старательно избегают плохого. По этому поводу в свое время говорил еще Конфуций: «“Стремлюсь к хорошему, словно опасаюсь его упустить, от плохого же отскакиваю, как ошпаренный”. Я встречал таких людей и такие речи слышал. “Живу уединенно в поиске того, к чему стремится сердце; делаю то, что справедливо, и тем самым достигаю своего пути”. Я такие речи слышал, но не встречал таких людей»[2].

ДНК элит. Элитологическая инженерия посредством элитологии образования и психологии элит пытается воспроизвести генезис субъекта элиты. Все проблемы элиты так или иначе могут быть сведены к самой важной проблеме – проблеме качества личности. Личностное начало в элите играет определяющее значение, и загадка элиты лежит в секретах лич­ности ее субъектов. В этой связи встает проблема – по какой схеме это делать и какой при этом руководствоваться моделью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самом геноме элиты.

ДНК элиты – это некая схема (модель), имеющая конкретную посто­янную величину, которая воспроизводится каждым новым поколением элит в процессе становления и развития в них элитного качества. ДНК элиты – это некая «генетическая (родовая) программа» их развития и со­хранения элитного качества.

Геном элиты содержит в себе шифр непохожести субъекта на все массовое. Этот геном активизируется и реализуется в процессе жизни индивида, формируя в нем личность. И здесь нам стоит обратиться за аналогией к генетике и выявить ДНК самой элиты. А код развития элиты (элитогенеза) действительно существует и действительно работает. В этом процессе мы можем выделить следующую «генетическую» цепочку элитности: воля – нравственность – интеллект – творчество – признание – социальный статус… Только поэтапное улучшение всех этих звеньев приводит к реальной, то есть почти 100-процентной, элитности и попаданию в элиту.

Попробуем теперь расшифровать каждое из указанных выше звеньев ДНК элиты. Начнем с волевых характеристик личности.

Воля: 1) способность руководить самим собой (саморуководство), то есть самодисциплина: ты должен, ты обязан; 2) свобода как проявление активности личности[3]; 3) способность к самоорганизации своего труда; 4) способность концентрироваться на главном (доминации); 5) способность оставаться самим собой, несмотря на давление масс и других соискателей (конкурентов) элитного статуса; 6) постоянство (системность) в решении проблем.

Нравственность (Совесть): 1) соблюдение общечеловеческих нравственных заповедей как план-минимум нравственного совершенства; 2) повышенные требования к себе: «Я за все и всех в ответе» (Антисфен: «мудрец живет не по законам государства, а по законам добродетели»)[4]; 3) сохранение чести личности как достоинства духа; 4) гуманизм и самопожертвование; 5) воспитание в себе этики духовного совершенства (чистота духа от зла и лжи; подобно Сократу, быть судьей самому себе)[5]; 6) уметь достойно себя вести с тем, кто ниже тебя (всегда помнить о динамичности границы между элитарным и массовым)[6]; 7) «собеседование со смертью» (И. Г. Фихте: «явление смерти есть лестница, по которой мое духовное око движется вверх, к новой жизни меня самого и новой природы для меня»)[7].

Нравственность – сдерживающее начало человеческого духа. Она может носить как развивающий (совершенствующий) дух начала, так и иметь стагнирующий вид. Элитное этически всегда должно быть не просто оправданно, но и обоснованно. Этически элитный дух вообще не допускает зла как в себе, так и вокруг себя. Для него существует лишь побежденное зло.

Интеллект (Разум): 1) склонность к образованию и потребность самообразования (Аристотель, «Метафизика»: «Все люди от природы стремятся к зна­нию»); 2) развитие самостоятельного мышления; 3) видеть то, чего не видят другие, и способность диалектически охватывать все (Платон, «Государство»); 4) критичность мышления; 5) порядок (строй) идей (системность знания); 6) глубина познания «вещи в себе»; 7) ясность мышления и изложения новых идей[8].

Разум, как руководящая длань личности, имеет тоже как минимум два качественных состояния – развиваемый и саморазвивающийся. В своем мыслительном процессе такой разум неукоснительно соблюдает принцип экономности («Бритва Оккама»).

Творчество (Креативность): 1) актуализация активного начала (пассионарность); исходный толчок развития; 2) умение эффективно орга­низовывать свою работу; 3) самодостаточность, то есть быть полностью авто­номным; 4) умение оригинально решать проблемы (нацеленность на поиск абсолютно нового) и умение доводить работу до логического завершения несмотря ни на что[9]; 5) быть самокритичным и адекватно отвечать на критику со стороны (критическая самооценка. Конфуций: «то, что ищет благородный муж, находится в нем самом; то, что ищет низкий человек, находится в других»)[10]; 6) способность противостоять чу­жому мнению, навязанному извне; 7) умение рефлексировать в погранич­ной ситуации[11].

Творчество как созидающий мир Ego может в идеале носить схола­стическое (когда oно преимущественно опирается на авторитет уже имеющегося знания) и инновационное (когда само ищет новые виды и решения) направление. Некоторые авторы отмечают, что во время своего творчества они испытывают непередаваемые ощущения восторга, полета мысли, легкости, духовного подъема и интеллектуального озарения[12]. Творче­ская личность делает ареной творчества всю свою жизнь. Творчество выступает для нее смыслом бытия. Жить и творить становится единым целым. Творчество сопровождается таким состоянием, как вдохновение. Вдохновение – это сильнейшая концентрация духа на инновации.

Признание: 1) формирование позитивного и справедливого к Вам отношения; 2) возникновение на основе этого уважения к вам как к личности (обращение на «Вы» в вашем присутствии); 3) авторитет (обращение к вам на «Вы» в ваше отсутствие); 4) награды; 5) почет (но почтительность, по Конфуцию, не должна порождать унижений)[13]; 6) сле­пое преклонение перед кумиром (почитание культа личности); 7) умение извлекать дополнительную элитность из своего авторитета и элитного ста­туса.

Признание как закрепленное за вашим достоинством превосходство всегда указывает на знатность конкретной личности. Признание – это когда другие, узнав ваше достоинство, признают в вас истинную элитность и закрепляют за вами превосходство («знатность») вашего достоинства. Признание – это когда другие добровольно или по принуждению отдают пальму первенства тому, кого считают лучше себя, а потому ставят его выше себя и других. Признание – как формирование положительной оцен­ки вашей деятельности. Признание бывает прижизненным или посмерт­ным; объективным или навязанным самим субъектом элиты.

Социальный статус: 1) адекватность личного и общественного; 2) доминация; 3) иерархичность; 4) власть (влияние); 5) привилегии, выте­кающие из элитности.

Статус как определенный набор прав и обязанностей, непосредственно вытекающий из признания в вас элитной личности. Статус с искусственным (навязанным) признанием является общественно опасной ло­жью, преступлением против совести, истины и права. Для элиты ее статус превращается в систему привилегий и наград, недосягаемых для всех остальных. Но бывают случаи, когда статус оказывается ниже, чем полагается для элитности. Поэтому мы должны выделить как минимум три позиции: 1) когда статус оказывается выше личного достоинства; 2) когда личное достоинство оказывается выше своего реального статуса; 3) когда происходит полное совпадение статуса и дос­тоинства личности.

Приведенную выше расшифровку ДНК элиты мы составили на основе биографий великих мыслителей прошлого (Платон, Конфуций, Кант, Фихте и др.), которые рефлексировали над природой своей собственной уникальности и оставили нам немало весьма интересных характеристик природы элитного начала и немало ценных советов относительно того, что нужно делать, чтобы стать элитным.

Личность субъекта элиты складывается из суммы его персональных достоинств. Он должен иметь и успешно реализовать свои достоинства в области воли, совести, разума, креативности, социальности и, наконец, получить объективное признание. И все это приводит личность к власти – духовной или политической, возвышает, делает ее лидером.

В идеале у субъекта элиты должно быть больше обязанностей, чем прав (привилегий). Вообще по тому, как соотносятся права и обязанности в элите, мы можем подразделить ее на три типа: 1) безответственная элита (когда привилегий больше, чем обязанностей, и элита занята стяжанием и потреблением привилегий); 2) ответственная элита (когда мы наблюдаем некоторое равновесие этих двух категорий); 3) жертвенная элита (которая готова собой пожертвовать во имя идеи или долга в ущерб своим личным интересам). В процентном отношении последний тип встречается крайне редко; второй – нечасто, первый же распространен повсеместно.

Субъекты элиты не должны устраняться от ответственности в решении сложных задач. Выбирая самые сложные пути решения проблемы, та­кой индивид заблаговременно исключает конкурентов, выбравших более легкий маршрут (план) продвижения к заветной цели. Трудности действи­тельно закаляют личность, и без них элиты не бывает.

В диагностике любой элиты важно выяснить, каким объемом элитного качества она обладает и способна ли его наращивать. В этой связи для элитологии важно знать предельно допустимую концентрацию количества качества, после которого количество реально переходит в качество.

ПДК элиты. Каждая элита имеет свой определенный уровень качества элитности (превосходства). Представить себе элиту без данного качества немыслимо. Элита есть качество, утвердившееся в своем достоинстве. И элитологии важно знать предельно максимальные и минимальные уровни этого качества. Это не праздное любопытство. Это знание – залог любой национальной безопасности и процветания самого человечества в целом.

Под ПДК элиты (предельно допустимая концентрация) понимается такая концентрация элитологических качеств, которая при их соединении с окружающей общественной средой и исторической эпохой получает возможность оказывать повседневное влияние в течение длительного вре­мени на личность, общество и историю, вызывая в них соответствующие своему духу изменения. Эти пределы качества обусловливают приход в элиту и переход элиты в статус лидера («вход» и «выход» из элиты).

Состояние здоровья элиты нуждается в постоянной диагностике и корректировке. Но, к сожалению, у современной элитологии нет утвержденных санитарно-гигиенических норм, которые бы регулировали процесс элитогенеза, пресекая попадание туда всех неэлитных элементов. Но такие нормы необходимы с целью выявления наличия в элите «инородных тел», присутствие которых дискредитирует ее во всех отношениях. Не менее дискредитирует элиту отсутствие в ней подлинной элитности.

Если классическое понимание сущности КПД исходит из анализа концентрации отрицательных химических элементов в биологии, то КПД элиты должен также учитывать и концентрацию положительных элементов. Иными словами, в элитологическом понимании ПДК – это аптекарские весы, на которых наука взвешивает достоинства и недостатки элиты. Поэтому в ПДК элиты мы должны учитывать как оценку рисков (концентрацию отрицательных качеств), так и оценку преференций (концентрацию положительных качеств).

Помимо этого, ПДК элиты имеет также дело как с минимумом, так и с максимумом элитного. Вопрос о том, какова минимальная или максимальная величина элиты в обществе, оказывается непраздным, если учесть, что от ответа на него зависит качество выполнения элитой управленческой функции и количество затраченных обществом средств на ее содержание. Зная эти параметры, мы вправе требовать от элиты оптимальных ее разме­ров и необходимого профессионального качества в подготовке. Из этого следует, что ПДК элитного качества в элите – важнейший показатель ее жизнеспособности, снятие вопроса о ее искусственности (неподлинности). Значения ПДК элиты должны быть установлены на основании экспери­ментальных данных о базовых параметрах элиты, различающихся от рода ее профессиональной деятельности.

В ПДК элиты большой удельный вес имеет «вероятностный» подход, придерживающийся концепции «оценка риска» (особенно в политической элите, где всегда бывают сильны конфликтологические факторы). При этом, как и в экологии, важно учитывать возможность совместного действия вредных факторов, дающих многочисленные комбинации и мутации. Жестких критериев здесь быть не должно («аксиомы» могут отно­ситься лишь к базовой части, но не к периферии, где и происходит большая часть всех мутаций). Главная задача – установить перед элитой некую систему лимитов, которая бы эффективно ограничивала ее произвол и несанкционированные общественностью акты. В идеале желательно, чтобы каждая элита имела свою ПДК элитности, определяющую ее индивидуальные черты. Средние санитарные нормы могут быть планом-минимумом, а специальные – планом-максимумом развития элиты.

ПДК элиты выполняет функции санитарной нормы, соблюдение которой является для элиты обязательным условием признания за ней избранного статуса. Причем эти нормы должны быть в идеале обязательными не только для элитологии в ее оценках качества элиты, но и для самой элиты в проведении ею селекционной (кадровой) политики. Гражданскому обществу при этом отводится роль «санитарного надзора» за соблюдением этих критериев (то есть систематического контроля над соблюдением нормативов ПДК элиты). Каковы эти нормы, элитология должна установить сама, исходя из стандартной модели элитогенеза и тех профессиональных функ­ций, которые элиты должны выполнять в процессе своего жизненного цикла.

Таким образом, элитология пытается создать свою специальную концепцию «предельно допустимых величин» (ПДК элит), исходя из рас­чета, что в элитах существуют некие предельные значения как «вредного», так и положительного факторов развития, ниже или выше которых элита может или ока­зываться очень опасной, или, напротив, быть благом для личности, об­щества и всего человечества.

КПД элиты. Как известно, КПД (коэффициент полезного действия) характеризует эффективность системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии. Сам коэффициент определяется от­ношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой. Сам коэффициент (обозначающийся обычно η – «эта») является безразмерной величиной и часто измеряется в процентах. Математическая формула КПД вполне может использоваться и для вычисления эффективности работы элиты:

где А – полезная работа; Q – затраченная работа.

В силу закона сохранения энергии КПД всегда бывает меньше еди­ницы или равен ей. Иными словами, в реальности невозможно получить полезной работы больше, чем затрачено энергии. Но в политике дело обстоит иначе. Благодаря PR-технологиям и «передовой статистике» работа правящих элит ими же самими всегда оценивается по завышенному коэффициенту. Более того, затраченных обществом средств на содержание элиты оказывается гораздо больше, чем полезной от нее отдачи. Элита по­требляет ресурсы общества, давая взамен обещания быть лучше, чем она есть на самом деле. Такой обмен – обман, мошенничество.

Идеальной элитой будет та, которая меньше потребляет, а больше дает, то есть затраченных на ее содержание ресурсов бывает меньше, а принесенной ею пользы – больше (физика здесь уступает место «лирике»). Об этом в свое время писал еще Лao-цзы: «Лучший пра­витель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (Дао дэ дзин, 17). КПД элиты берет свое начало в КПД творчества в элитизации личности субъекта элиты. Чем больше оказывается реализованных личных проектов элитизации личности в структуре конкретной элиты, тем выше оказывается и ее суммарный коэффициент полезности. Не все элиты полезны так, как они себя всем представляют. Встречаются и вредные. Элиты с отрицательным КПД фактически являются паразитами. Поскольку η («эта») является безразмерной величиной, элиты оказываются бессиль­ными преодолеть в себе соблазн и по своему усмотрению скорректировать эти показатели. Их ложь обычно бывает красивее той реальности, из которой она приходит. Но, раз придя, она будут утверждать себя в качестве истины, даже если элиты будет находиться в дикой стагнации или даже уже биться в агонии элитоцида.

Именно в творчестве субъекта элиты проявляется КПД ее элитного качества. От того, насколько успешно элита формулирует ответ на вызов своей эпохи, зависит многое в нашем мире.

Литература.

[2] Конфуций. Уроки мудрости: соч. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. – С. 108.

[3] Мунье Э. Манифест персонализма / пер. с фр.; вступит. ст. И. С. Вдовиной. – М.: Республика, 1999. – С. 323.

[4] Антология кинизма. Философия неприятия и протеста / примеч. и коммент. И. Нахова. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 103.

[5] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. – М.: Танаис, 1995. – С. 114–115.

[6] Ашин Г. К., Карабущенко П. Л. Манифест элитологии // Элитологические исследования. – 2000. – № 1–2. – С. 10.

[7] Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека: Основные черты современной эпохи: сб. / пер. с нем. – Минск: Попурри, 1998. – С. 215.

[8] Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / пер с фр. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 144.

[9] Карр Дж. Д., Пирсон X. и др. Артур Конан Дойл. Жизнь и творчество. – М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – С. 85.

[10] Малявин В. В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.

[11] Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат. – М.: Республика, 1993. – С. 287.

[12] Варга С. Лопе де Вега / науч. ред. и авт. предисл. И. В. Ершова; пер. с фр. Ю. М. Розенберг. – М.: Молодая гвардия, 2008. – С. 236.

[13] Конфуций. Указ. соч. – С. 110.

Карабущенко П. Л.

Стандартная модель элитогенеза.

«Философия и общество». Выпуск №4(72), 2013.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*