Россия открывает ворота к хозяйственному освоению Арктики – они открываются нелегко.

арктикаИз предложенных Минэкономразвития 145 проектов наиболее перспективными признаны 17.

Анатолий Комраков.

Владимир Путин даст сегодня старт новому проекту, который повысит загруженность Северного морского пути. По команде президента начнется загрузка первого нефтяного танкера в новый арктический терминал «Ворота Арктики». А накануне госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным предложила вложить в освоение Арктики еще 5 трлн руб., предварительно определив ее границы и создав для Севморпути единого транспортно-логистического оператора.

Госкомиссия по вопросам развития Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным рассмотрела вчера в Архангельске 145 проектов, которые предстоит реализовать в этом регионе. Дмитрий Рогозин заявил, что на развитие проектов в общей сложности будет направлено почти 5 трлн руб., из которых около 3,75 трлн руб. – внебюджетные источники. Перечень проектов был сформирован Минэкономразвития. Около 40% из них связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, более 15% – с добычей и переработкой алмазов, а 18% – с транспортом. По 5–7% проектов занимают геологоразведка (что опять-таки связано с полезными ископаемыми), промышленность, энергетика, рыбная промышленность и сельское хозяйство. Строить новую экономику в Арктике не предполагают. Проекты, связанные с экологией, телекоммуникациями и туризмом, занимают около 4,5%, вместе взятые.

Как признают в самой комиссии, процентное соотношение проектов однозначно говорит, что основной спецификой развития Арктической зоны РФ по-прежнему будет добыча и переработка ископаемых. По этому направлению всего проходит 56 проектов, и 36 из них – на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина рассказала «НГ», что из всех представленных в Архангельске 145 проектов Минэкономразвития выделило 17. «Они уже сейчас являются или в перспективе могли бы стать «якорными» для развития субъектов Арктической зоны и дать толчок к реализации менее значимых, локальных проектов, а также оказать положительное влияние на весь арктический макрорегион в целом и на прилежащие (не арктические) территории», – сообщила Лашкина.

На финансирование этих 17 проектов потребуется около 2,8 трлн руб. Финансирование должно быть предусмотрено в рамках госпрограммы по развитию Арктической зоны РФ до 2020 года.

Несмотря на то, что в июне 2015 года правительство утвердило комплексный проект развития Северного морского пути, Дмитрий Рогозин фактически признал, что работу по возрождению этой магистрали только предстоит начать. «Развитие Севморпути – это масштабная задача, и если уж с чего надо начинать, то именно с тарифной политики и координации размещения заказов для грузоперевозчиков и государственных заказчиков», – заявил Дмитрий Рогозин. Кроме того, он призвал Минобороны закончить работу по уточнению линии госграницы в Северном Ледовитом океане и сообщил, что на Северном морском пути в ближайшее время будет создан единый транспортный оператор.

В госкомиссии пояснили, что в Архангельске обсуждалась уже принятая в июне 2015 года программа. «Это один и тот же проект. Он был принят правительством, но потом экспертное сообщество и представители бизнеса вынесли обсуждение уже реализации проекта в рамках госкомиссии. Некоторые недоработки госкомиссией было поручено Минтрансу устранить», – поясняют чиновники.

«План развития Севморпути не публиковался, однако сообщения об ошибках, допущенных при расчетах маркерных показателей, на которые должна ориентироваться стратегия, периодически появлялись, – говорит первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. – Коррекция, исправления, доработка – все это должно периодически вноситься в общую стратегию».

Елена Лашкина пояснила, что документ о комплексном развитии Севморпути, утвержденный правительством РФ в июне 2015-го, носит рамочный характер, отражающий концептуальные направления госполитики.  В Архангельске же рассматривался проект экономической модели по развитию Севморпути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок, разработанный по поручению президента РФ по итогам Дальневосточного форума в сентябре 2015 года, который носит предметный, практический характер с детальным расчетом финансовых и целевых показателей.

Идею создания единого оператора Севморпути поддерживает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Лариса Морозова. «Это должен быть координатор усилий различных ведомств, который в том числе будет учитывать интересы и коммерческих структур-грузовладельцев, благодаря которым в ближайшее время вырастет грузооборот на Севморпути. Грузы с новых месторождений надо будет сопровождать ледоколами, строительство которых является прерогативой государства».

Сегодня же президент Путин в режиме видеосвязи даст старт началу отгрузки первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики». На терминале будут присутствовать глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков.

17 наиболее перспективных проектов в Арктике

  1. «Приразломное» (с 2013 г. на 25 лет)
  2. «Ямал СПГ» (2017-2020 гг.);
  3. Строительство порта Сабетта (2018 г.);
  4. Северный широтный ход (2011-2020 гг.);
  5. Мурманский транспортный узел (2020 г.);
  6. Усинское угольное месторождение (2011-2023 гг.);
  7. ПАТЭС в Певеке (2018 г.);
  8. Строительство атомных ледоколов (2017 г.; 2019 г.; 2020 г.);
  9. «Белкомур» (до 2030 г.)
  10. п. Архангельск (до 2030 г);
  11. Порт Индига (2025 г.);
  12. ж/д «Сосногорск-Индига» (2025 г.);
  13. Судостроительный кластер (2016-2020 гг.);
  14. Лесо-промышленный кластер (2016-2020 гг.);
  15. Жатайский судоремонтный судостроительный завод (2016-2026);
  16. Навигационное обеспечение судоходства по СМП (2020 г.);
  17. Гидрометеорологическая космическая система (2016-2020 гг.).

По данным Минэкономразвития.

«Независимая газета», 25.05.2016.

Добавить комментарий