Цель изучения Библии — не знания сами по себе, а повседневное преображение в Христа.

бибилияБоб Атли,

Мы всегда должны сосредоточиться на том, в какой степени Священное Писание соответствует реалиям сегодняшнего дня. Никакое истолкование не является полным до тех пор, пока этот этап не будет достигнут и отражен адекватно. Цель изучения Библии — не знания сами по себе, а повседневное христоподобие. Цель Библии — всё более глубокие, более тесные отношения верующего с Триединым Богом. Богословие всегда должно быть практическим.

«Согласно Кьеркегору, грамматическое, лексическое и историческое изучение Библии необходимо, но оно должно лишь подготавливать нас к истинному чтению Библии. “Чтобы читать Библию как Слово Божье, нужно читать ее с благоговейным трепетом, в напряженном ожидании, со страстным желанием открытия, общаясь с Богом. Читать Библию не задумываясь, или небрежно, или с академическим интересом, или с профессиональным подходом, значит не читать Библию как Слово Божье. Но когда человек читает ее, как любовное послание, тогда он действительно читает ее как Слово Божье» (по книге Бернарда Рама «Протестантское толкование Библии”» [from Protestant Biblical Interpretation by Ramm], стр. 75).

Применение богословских истин — это не вопрос выбора. Однако применение этих истин слабо разработано и менее систематизировано, чем истолкование самой Библии(это как раз тот случай, когда всё преломляется через творчество и жизненный опыт толкователя и проповедника). В идеале, в Писании существует только один оригинальный/изначальный замысел. Он может быть расширен до двух (пророчества многократного исполнения или расширенные значения притчей). Часто намерение оригинального автора было истинным, но оно не представляло собой исчерпывающего замысла Святого Духа во всей полноте. Применение библейских истин в практичекой жизни часто определяется особенностями и обстоятельствами конкретного человека:

а)       его нуждами
б)       ситуацией
в)       уровнем духовной зрелости
г)       желанием знать Бога и следовать за Ним
д)       культурными и конфессиональными традициями
е)       текущей исторической обстановкой

Совершенно очевидно, что скачок от «тогда» к «теперь» далеко не однозначен. Существует много факторов, которые не могут быть четко идентифицированы или проконтролированы. Одной из причин развития аллегорического метода толкования было желание применять Библию непосредственно к текущим потребностям человека – применить ее истины в своей жизни. Некоторые скажут, что аллегория необходима для истолкования, но я склонен отрицать это. Святой Дух — вот Кто наш неизменный руководитель и наставник в применении Библии, точно также, как и в истолковании. Применение должно быть неразрывно связано с предполагаемым замыслом богодухновенного автора оригинала!

  1. Некоторые полезные рекомендации толкователю.

а)       Не забудьте о применении в жизни основного замысла библейского автора, а не только второстепенных деталей исследуемого текста.
б)       Не пытайтесь отыскать в тексте подробные рекомендации для каждого аспекта нашей нынешней ситуации. Часто библейское «принципы» указывают нам только лишь направление. Вместе с тем, наши формулировки этих принципов отстоят еще на один уровень дальше от богодухновенности. Кроме того, их применение часто базируется на предположениях и исходных предпосылках. Некоторые толкователи находят библейские принципы в каждом тексте. Гораздо безопаснее ограничить свои принципы текстами с ясным учением, а иначе они сами могут стать текстами, подтверждающими нужную точку зрения.
в)       Не всякая истина предназначена для немедленного или личного применения. Библия часто записывает то, что она сама вовсе не одобряет. Кроме того, далеко не каждая библейская истина применима к любому возрасту, любой ситуации и к каждому верующему.
г)       Применение никогда не должно казаться противоречащим другим ясным текстам из Библии.
д)       Применение никогда не должно казаться противоречащим христоподобному поведению. Крайности в применении так же опасны, как в истолковании.
е)       Ричард Мэйхью в своей книге «Как толковать Библию самостоятельно», предлагает некоторые основные вопросы по применению, которые следует задавать в отношении каждого библейского текста:

(1)      Есть ли здесь пример, которому можно следовать?
(2)      Есть ли здесь повеления, которым нужно повиноваться?
(3)      Есть ли здесь ошибки, которых нужно избегать?
(4)      Есть ли здесь грехи, от которых нужно избавиться?
(5)      Есть ли здесь обетования, на которые нужно полагаться?
(6)      Есть ли здесь новые мысли о Боге?
(7)      Есть ли здесь принципы, по которым нужно жить?

Боб Атли,
Учебник по толкованию Библии, профессор герменевтики (истолкование Библии), Перевод с английского: А.Д. Шадов.

Добавить комментарий