Философия времен Нового завета.

парфеДрейн. Д.

К началу новозаветной эпохи золотой век греческой философии давно миновал. На смену поколению творческих мыслителей пришли люди не столь высокого интеллекта, философия выродилась в казуистическое обсуждение вопросов, нисколько не интересных простым людям. Однако были идеи, оказавшиеся более популярными и доступными, а потому они проникли в среду рядовых горожан.

СТОИКИ

В новозаветный период стоики представляли собой достаточно влиятельную группу. Их философская школа была основана Зеноном (335—263 гг. до н.э.), уроженцем Кипра, который переселился в Афины и начал преподавать в Пестрой Стое (т.е. портике), откуда и пошло название школы.

Философия стоиков строится на убеждении, что мир и человечество всецело зависят от первопринципа, именуемого Разумом. Поскольку миром управляет Разум, всякий, кто стремится к достойной жизни, должен жить в «гармонии с природой». Для этого человек прислушивается к своей совести, вдохновляемой Разумом. Никто не в силах помочь человеку в общении с собственной совестью, и поэтому стоики большое внимание уделяли концепции самодостаточности. Они пользовались уважением как люди высочайшей морали. Известны случаи, когда стоики выбирали самоубийство, лишь бы не утратить чувство собственного достоинства и уважение к себе. Преемник Зенона, Хрисипп (ум. ок. 206 г. до н.э.), обеспечил стоицизму еще большее распространение в качестве влиятельной философской школы. В последующие столетия это течение претерпело ряд изменений. В раннехристианский период главными представителями стоицизма были Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Эпиктет (55—135 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).

Стоический подход к жизни не мог устроить всех в том числе и потому, что стоицизм не учитывал многих социальных реалий. Если всем управляет Разум, отчего не все люди равны? Почему рабы обречены на жалкое существование? Стоики могли возразить, что в душе раб равен императору. Но это не доставляло утешения ни рабам, ни людям, искренне переживавшим из-за их участи.

Парфенон в Афинах, родине многих греческих философов, которые оставались влиятельным центром и в новозаветные времена

ЭПИКУРЕЙЦЫ

В эллинистическую эпоху была и другая популярная философская школа. К тому времени ей насчитывалось уже несколько веков. Начало ей положил Эпикур (341—270 гг. до н.э.). Эпикур относился к жизни совершенно иначе, чем стоики: хотя греки много спорили о посмертном существовании, Эпикур такового не признавал. Смерть — конец всему, утверждали эпикурейцы, единственный способ придать жизни смысл — ничего не принимать близко к сердцу. Настоящая жизнь заключается в удовольствиях. Эпикур относил к числу удовольствий дружбу и душевное спокойствие, но многие его последователи, понимавшие удовольствия более примитивно, обесславили себя разгульной жизнью.

Эти и другие философские течения приобрели в новозаветные времена множество сторонников среди образованных классов, но так и не сумели завоевать широкую популярность у народа. Они не способны были умиротворить страхи простых тружеников. Философское осмысление жизни требовало чересчур больших затрат времени и умственного напряжения. В результате народные массы, не отличавшиеся высокой образованностью и не имевшие свободного времени для самосовершенствования, практически не соприкасались с греческой философией.

Дрейн. Д.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*