Качество российского образования в свете международных и российских стандартов.

образоваИ.В. Каракчиева — старший научный сотрудник отдела мониторинга перспективных проектов Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Качество образования — это уровень «успешности» (социализации) обучающегося, включающий уровень освоения им образовательной программы. При этом результаты, определяющие уровень качества — это не только академические знания, но и компетентность, социальный опыт, приобретенный в ходе освоения образовательной программы обучающимся.

В России полным ходом идет определение образовательных стандартов (норм) при разработке программ обучения, являющихся необходимой основой для определения целей образования, создания образовательного пространства страны. В рамках государственной образовательной политики решается задача сокращения разрыва в образовательных результатах обучающихся в школах с низкими образовательными результатами выпускников.

Основным инструментом оценки качества образования в России, обеспечиваемого общеобразовательными организациями, является государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (единый государственный экзамен) и государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования.

Единый государственный экзамен

В 2015 году в Едином государственном экзамене (далее — ЕГЭ) приняли участие 731 629 человек, при этом около 91% — это выпускники текущего года (на 1 человека приходилось примерно 4 предмета). Одновременно было повышено минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Общее количество «стобалльников» (Таблица 52) в 2015 году составило 4 608 человек (в 2014 году — 3 694 человека).

Средний тестовый балл в 2015 году по сравнению с 2014 годом повысился по ряду предметов, в частности по русскому языку и литературе. Улучшение результатов в 2015 году по русскому языку можно объяснить введением итогового сочинения как условия допуска к ЕГЭ в выпускных классах.

При этом наблюдалось ухудшение показателей по информатике и ИКТ, биологии, обществознанию и математике. В 2015 году ЕГЭ по математике был разделен на два уровня: базовый и профильный. Профильную математику выбирают выпускники, мотивированные к поступлению в образовательные организации высшего образования, где математика является предметом, необходимым для поступления.

Результаты ЕГЭ по математике базового уровня нужны для получения аттестата о среднем общем образовании и поступления в образовательные организации высшего образования на специальности (направления подготовки), не имеющие в качестве вступительных испытаний предмет «Математика».

Говоря о качестве образования, необходимо отметить, что вариация значений показателей ЕГЭ в регионах достаточно высока. Так, наблюдалась высокая доля детей, которые не сдали ЕГЭ, в республиках Северо-Кавказского федерального округа: Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках.

Международные рейтинговые обследования

Россия является активным участником международного рынка образовательных услуг; качество предоставляемых системой образования услуг общего образования подтверждается международными сопоставительными исследованиями (PIRLS, TIMSS и PISA), в которых Россия участвует с 1991 года. Оценивается не только состояние и тенденции развития общего образования, но и особенности обучения, качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом. От традиционного подхода к важности содержания образовательных программ и программ обучения, наблюдается переход приоритетов к оценке и проверке приобретенного знания, к ориентации признания страны на рынке образовательных услуг.

В целом для Российской Федерации характерен стабильно высокий уровень овладения предметными знаниями российскими учащимися, особенно учениками начальной школы (Таблица 54).

Российские учащиеся 15-летнего возраста демонстрируют результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности, хотя выпускники начальной школы имеют самые высокие результаты и положительную динамику по сравнению со средними международными показателями. Устойчивый рост результатов российских восьмиклассников по математике связан с введением независимой обязательной государственной аттестации выпускников основной школы (ГИА-9) по математике и ЕГЭ.

Однако исследование PIRLS по качеству начального образования показало, что разрыв в результатах обучения мальчиков и девочек в России увеличился в пользу девочек (Рисунок 80).

Итоги международной программы PISA по оценке образовательных достижений (уровень знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе) учащихся 15-летнего возраста свидетельствуют о росте средних результатов российских учащихся данного возраста по математической, читательской, естественнонаучной грамотности.

Результаты исследования показывают, что Россия занимает 31–39 места по математической грамотности, 38–42 места по читательской грамотности, 34–38 места по естественнонаучной грамотности. Российские молодые люди в возрасте 15 лет пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность — математическая, читательская и естественнонаучная — растет.

Россия входит в группу стран (наряду с Бразилией, Италией, Польшей, Португалией, Таиландом, Тунисом, Макао (Китай)), которым удалось продемонстрировать значительный прирост в результатах теста PISA, особенно в период с 2003 по 2012 год.

По сравнению с предыдущим циклом в 2014 году повысились средние результаты российских обучающихся: по математической грамотности на 8 баллов (490 баллов), по читательской грамотности — на 11 баллов (486 баллов); по естественнонаучной грамотности — на 6 баллов (492 баллов); при этом Россия в данном году заняла 34 место среди 74 стран мира по математике (2013 год — 38 место).

Увеличилось число обучающихся с высоким уровнем математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низким уровнем грамотности. В целом российская система образования показывает прогресс в данном направлении, что свидетельствует о ее реакции на проблемы и работе над улучшением результатов обучения.

Образование является фактором социальной мобильности только при условии, что дети из семей малообеспеченных родителей с низким уровнем образования будут иметь возможность получить более высокий уровень образования, чем их родители. Для нашей страны подтверждается связь между уровнем образовательных достижений и уровнем экономического благополучия семей учащихся, но, к сожалению, средний балл учащихся, которые учатся в школах, где большая доля школьников из «экономически неблагополучных семей», значительно ниже среднего балла школьников из более «экономически благополучных семей». При этом наблюдается быстрый рост результатов учащихся из сельских и поселковых школ, в отличие от городских школ.

Результаты международных сопоставительных исследований свидетельствуют о том, что на уровень знаний и компетенций российских учащихся влияет социально-экономические условия (благосостояние) семей учащихся.

Для России подтверждается связь между уровнем образовательных достижений и уровнем экономического благополучия семей учащихся. Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, образовательная система слабо ориентирована на развитие у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Эти данные говорят о необходимости создания специальных условий в школе для детей из социально неблагополучных семей.

Россия является активным участником международных рейтинговых обследований не только на уровне школы, но и образовательных организаций высшего образования. Позиции российского высшего образования в международных рейтинговых системах вузовского образования (QS World University Rankings, Academic Rankingof World Universities.The Times Higher Education World University Rankings) укрепляются; растет количество российских университетов, входящих в указанные рейтинги.

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с.

Добавить комментарий