Как при разъяснении текстов Библии верно передать замысел автора.

библияДональд Дж. Мак-Дугал

Основная мысль истинно разъяснительного послания отражает основную мысль самого библейского автора. Иногда она очевидна при тщательном исследовании выбранного текста. С другой стороны, часто только тщательное исследование более широкого контекста, иногда даже контекста всей книги целиком, позволяет обнаружить ее.

Наша задача — НЕ составление нашего собственного послания, а передача послания автора. Наша задача — НЕ изобретение основной темы. Это:

1)       поиск основной темы автора,

2)       организация послания вокруг этой темы и

3)       превращение этой темы в центр всего, что вы будете говорить. Как определить ключевую мысль и сделать ее основной темой разъяснительного послания? Мы предлагаем вам несколько способов, как это можно сделать.

Обнаружение главной мысли в одном единственном утверждении отрывка

Главная мысль иногда может быть обнаружена в конкретном месте текста. Важно помнить, что в письменном тексте, будь он на еврейском, греческом или родном языке, основная мысль абзаца не всегда находится в первом предложении. Как и при любом более или менее глубоком изучении литературы, важно определить основную мысль или главную тему раздела. Несколько примеров помогут вам уяснить это.

1 Тим. 4:6-16.

Основная мысль 1 Тим. 4:6-16 заключена в стихе 16, где Павел призывает: «Вникай в себя и в учение». Это основная мысль всего отрывка. Полезно будет, если проповедник и аудитория будут осознавать эту основную мысль с самого начала проповеди. Это поможет им воспринять остальную часть отрывка как единое целое. Первая мысль, «вникай в себя», развивается в 1 Тим. 4:6-10. Вторая, «вникай в учение», — в1Тим. 4:11-15. Влияние этого открытия становится еще больше, когда вы поймете, что этот двойной акцент присутствует во всем 1 Послании Тимофею и Титу. Это два основных напоминания для руководителей церкви.

Гал. 6:1-10.

Разделение текста Гал. 6:1-10 на главы и абзацы проблематично. Во-первых, разделение на главы может вызвать желание рассматривать эти стихи независимо от предшествующих. Можно упустить связь этих стихов с хождением путями Духа и свидетельствами плода Духа. Вторая проблема заключается в разделении греческого и английского текста на абзацы, при котором стихи 6-10 отделяются от стихов 1-5. При разделении отрывка пополам его объединяющая мысль в стихе 10, «будем делать добро всем, а наипаче своим по вере», может пройти незамеченной. Другой результат подобного деления — разрыв тесной связи между тремя параллельными повелениями и предостережениями в Гал. 6:1-8.

1 Пет. 5:1-11.

Главная мысль 1 Пет. 5:1-11 находится в середине стиха 5. Стихи 1-5 построены вокруг повеления: «подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» в стихе 5. Эта обязанность относится прежде всего к руководителям (1 Пет. 5:2-4), а затем к тем, кого они ведут (1 Пет. 5:5а). Опять же, новый абзац в стихе 6 не должен побудить проповедника отделить 5:6-Ц от первых пяти стихов. Они неразрывно связаны единой мыслью и акцентом. Это очевидно из упоминания «смиренномудрия» в середине стиха 5, в конце стиха 5 — Бог дает благодать «смиренным», а в стихе 6 призывается «смириться» под крепкую руку Бога. Основная мысль послания должна отражать необходимость смирения в отношениях и служении.

Мф. 5—7.

В Нагорной проповеди, которая записана в Мф. 5—7, Иисус в стихах Мф. 5:1-16 закладывает основы, на которых Он строит Мф. 5:17-20. Стих 20 содержит ключ к пониманию последующих стихов. Иисус сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». В стихах, которые непосредственно следуют за ним (Мф. 5:21-48), Он показывает, насколько их праведность должна превосходить праведность книжников. В Мф. 6:1-18 Он описывает, каким образом можно превзойти фарисеев праведностью.

Зах. 4:1-14.

Главная мысль Зах. 4:1-14, несомненно, находится в Зах. 4:6, где ангел сообщает: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф». Этот принцип красочно описывается в Зах. 4:1-5, а его результаты приведены в Зах. 4:7-10.

Зах. 3:1-10.

Главная мысль Зах. 3 — это утверждение: «Смотри, Я снял с тебя вину твою» (Зах. 3:4). Она далее развивается во фразе: «Изглажу грех земли сей в один день» (Зах. 3:9). Как и в Зах. 4, в 3:1-5 дается образ, ав Зах. 3:6-10 — описание будущих событий.

Поиск главной мысли в более широком контексте

Главная мысль иногда скрыта в «слоеной» структуре. Есть много примеров такой структуры, в более широком и ограниченном контексте, 1Кор. 12—14. 1 Кор. 12:31—14:1 — пример многослойной структуры в широком контексте. Павел завершает двенадцатую главу повелением «ревновать о дарах больших» (1 Кор. 12:31а). Из списка, предшествующего этому повелению (1 Кор. 12:28), явствует, что большие дары — это «во-первых, Апостолы, во-вторых, пророки, в-третьих, учителя…». Так как количество апостолов было ограниченно, наибольшим даром для местной церкви было пророчество. Та же самая форма глагола «ревновать» снова встречается в 1 Кор. 14:1, где Павел велит «ревновать о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (курсив наш). Это то же самое повеление, только слегка видоизмененное. Многослойную связь между двумя повелениями лучше всего описать собственными словами Павла: «Я покажу вам путь еще превосходнейший… любовь». Основная мысль, заключенная в отрывке 1 Кор. 12:31-14:1, — церковь должна стремиться к великим дарам, но делать это с любовью, описанной в главе 13.

Евр. 10—12. Евр. 10:32—12:1 — еще один пример многослойной структуры в широком контексте. Глава 10 заканчивается напоминанием о «прежних днях ваших, когда вы… выдержали…» (Евр. 10:32), и настоящем, когда «терпение нужно вам» (Евр. 10:36). Затем следует так называемая «глава о вере» (Евр. 11). Подразделение на главы действительно «обрывает мысль», так как смысл главы 11 «естественно вытекает из Евр. 10:35-39» и естественно переходит в главу 12.444 Мысль продолжается в Евр. 12:1-7 напоминанием о том, что мы «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» и взирать на Иисуса, Который «претерпел крест» и «претерпел такое над Собою поругание от грешников» (Евр. 12:1-3). Автор затем пишет, что «если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр. 12:7). Послание главы 11 многослойно, его следует искать по всему тексту от завершения главы 10 до начала главы 12: подлинная вера долготерпелива. Это очевидно следует также из наставлений, содержащихся во всех частях главы, а в особенности — из ее примеров.

2 Кор. 6:11-7:4. Один из основных примеров многослойности в меньшем контексте — 2 Кор. 6:11-7:4. Непонимание обычно возникает, когда 2 Кор. 6:14-7:1 отделяют от повелений, выраженных перед этим отрывком и после него. Акцент на чистосердечии и открытости ясно виден в двух призывах: «распространитесь и вы» (2 Кор. 6:13) и «вместите нас» (2 Кор. 7:2). Это можно сопоставить с рассказом Павла о его собственном примере, приведенном в 2 Кор. 6:11. Основная мысль, которая скрыта за всем этим, — неравное распределение ответственности между верующими. Это сопровождается риторическими вопросами, которые должны научить, что у нас, верующих, нет сотрудничества, дружбы, гармонии или согласия с неверующими. Фактически, мы не имеем с ними ничего общего (2 Кор. 6:14-16). Следовательно, мы должны перестать строить свою жизнь по мирскому образцу. Надо вместо этого очиститься внутренне (дух) и внешне (плоть) от греха, чтобы наше сердце было открыто для других христиан (2 Кор. 7:1).

Поиск главной мысли на основании повторяющихся мыслей.

Главная мысль иногда может быть обнаружена, если вы обратите внимание на повторяющиеся мысли отрывка. Читая и перечитывая некоторые фрагменты, можно заметить главенствующую мысль (или ряд мыслей). Размышляя над ними, можно уловить мысль автора.

Еф. 1:3-14. Один из ключевых отрывков, где главная мысль может быть найдена при погружении в повторяющиеся мысли контекста, — Еф. 1:3-14. Как пишет Робинсон:

Но, перечитывая его снова и снова, мы начинаем воспринимать некоторые особые слова, которые вращаются вокруг общей темы: «Воля» Бога: ст. 5, 9, 11. «Похвала Его славы»: ст. 6, 12, 14. «Во Христе»: ст. 3,4, 6, 7,9,10,11, 12,13. Воля Бога действует ради славной цели во Христе — вот и тема.

Используя слова этого отрывка, эти стихи можно свести к утверждению, что Бог делает все согласно воле Своей и во Христе в похвалу славы Своей.

Мф. 6:19-33. В этой части Нагорной проповеди в Мф. 6:19-33 присутствуют одновременно как повторяющиеся мысли, так и центральная мысль, выраженная в одной из фраз. Рассмотрение того и другого вместе позволяет вывести послание отрывка. Призыв Иисуса «прекратить волноваться» (Мф. 6:25, перевод автора) и «никогда не волноваться» (Мф. 6:31,34, перевод автора) обрамляет примеры, относящиеся к беспокойству (Мф. 6:26-30). Затем следует контрастное повеление: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Следовательно, мысль, проста: верующие должны перестать беспокоиться о материальных нуждах и никогда больше этого не делать. Они должны искать царство Божье и стремиться к праведности, уповая на то, что Он даст им все необходимое.

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавить комментарий