Обрезание как печать Авраамова Завета.

завеьО. Палмер Робертсон,

Быт. 15 описывает церемонию заключения Авраамова завета. Бог символически проходит “между рассеченными животными” и подтверждает обетование, данное патриарху. Быт. 17 повествует об учреждении формального знака, служащего печатью Авраамова завета. Патриарх и его потомки получают знак завета на теле своем.

Между этими двумя монументальными главами Писание рассказывает о том, как ослабевает вера Авраама. Несмотря на то, что в Быт. 15 Авраам стал свидетелем поражающего воображения зрелища, сопровождавшего заключение завета, в Быт. 16 он, тем не менее, впадает в грех, полагаясь на плоть.

Возможно, именно из-за этой ошибки патриарха учреждается более долговечное напоминание о его отношениях с Богом. Необходим знак, который сохранится и тогда, когда потускнеют воспоминания о видении. Обрезание как печать Авраамова завета остается постоянным напоминанием патриарху о надежности обетований.

Интересно отметить в этом контексте постоянный характер печати нового завета. Святой Дух, запечатлевающий завет, пребывает с верующим в знак его обручения Господу до дня его окончательного искупления (см. Еф. 1:13, 14).

Рассматривая заветную печать обрезания, особо отметим три сферы: исходное значение обрезания, обрезание в истории и теологии Ветхого Завета и новозаветное воплощение ветхозаветной печати.

ИСХОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ Экзегетические комментарии к Книге Бытия, 17:9-14

Формальное учреждение печати Ветхого Завета начинается с недвусмысленного предписания патриарху. Прежде всего Бог перечисляет Свои многочисленные обязательства в заветных отношениях (Быт. 17:6-8). Бог обещает Аврааму, что он станет отцом множества народов. Цари произойдут от него. Бог установит Свой завет как завет вечный, и будет Богом Аврааму и потомкам его. Он отдаст Аврааму землю странствования его. Все это Бог сотворит для патриарха.

“Ты же.” (ст. 9). Теперь Господь завета весьма категорично указывает облагодетельствованному Им созданию на его обязательства. Ранее Бог повелел Аврааму ходить пред Ним непорочно (ст. 1). Но сейчас Он подчеркивает одно конкретное требование. У Авраама и его потомков нет выбора. Божественное повеление не оставляет им возможности уклониться от соблюдения своих обязательств: ”ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.”

“Сей есть завет Мой, да будет у вас обрезан весь мужеский пол” (ст.10). Знак завета так тесно связан с самим заветом, что их можно отождествить. Об отождествлении завета с его знаком еще яснее говорится во второй части стиха 13: “и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.” Знак завета — отнюдь не второстепенный аспект заветных отношений, знак и есть завет.

“И сие будет знамением завета” (ст. 11). Знак свидетельствует. Он подтверждает реальность установленных отношений. Обрезание является вечным доказательством реальности заветных предписаний.

“Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола” (ст. 12). Вопреки общепринятой практике многих народов, обрезание в Израиле не должно быть знаком достижения возраста мужчины, связанного с наступлением половой зрелости. Напротив, этот обряд должен совершаться над восьмидневными младенцами, и этим подчеркивается принцип общности в заветных отношениях между родителями и детьми.

“Рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени (да будет обрезан)” (ст. 12б). С момента утверждения обрезания как заветного знака оно было доступно язычникам. Оно предназначалось не просто для обозначения национальной принадлежности; смысл обрезания был более широким — оно должно было служить знаком завета: “необрезанный же мужеского пола истребится … из народа своего” (ст.14). Самая суровая кара ждет того, кто отвергает этот заветный знак. Он будет исторгнут из заветного сообщества.

Следует отметить серьезность Божьих указаний при установлении этого заветного знака. Бог объявил, что этот знак должен использоваться среди Его народа. Легковесно относиться к нему или игнорировать связанные с ним установления — значит подвергать себя заветной каре.

Теологическое значение знака обрезания в его изначальном виде

Нельзя утверждать, что практика обрезания впервые возникла в Израиле. то! Обрезание практиковалось не только среди семитических народов, но и среди представителей практически любой другой этнической группы. Современные Израилю народы, населявшие землю Ханаанскую, были редчайшим исключением из этого правила.

Именно потому, что обрезание было так широко распространено среди всех народов, следует подчеркнуть его уникальную роль в понимании Израиля. Говоря о значении обрезания в том виде, в каком оно было заповедано Аврааму, необходимо отметить следующие обстоятельства:

  1. Обрезание символизировало включение в заветное сообщество, учрежденное по благодати Божией. Оно было знаком завета. Таким образом, оно устанавливало отношения между людьми и Богом завета и вводило их в заветное сообщество.
  2. Обрезание означало необходимость очищения. Гигиеническая процедура обрезания крайней плоти символизировала очищение, которое требуется для установления заветных отношений между святым Богом и грешными людьми.

Применение обрезания к основателю рода, наследующего обетования, указывало, что происхождения от Авраама по плоти было “недостаточно, чтобы стать истинным израильтянином. Необходимо было устранить нечистоту и порочность человеческой природы.

Теологическое значение обрезания в таком понимании резко отличается от того извращенного смысла, которое стали придавать иудеи этому обряду в дальнейшем. Обрезание призвано было смирять народ Израиля, напоминая о том, что по природе своей израильтяне недостойны быть народом Божиим. Вместо этого обрезание стали неверно толковать как подтверждение особых заслуг Израиля перед Богом. То, что должно было стать для народа источником смирения, стало источником гордыни.

В связи с этим важно отметить, что с печатью обрезания прямо соотносится самая суть завета. Поскольку Господь есть Бог Израиля (ст. 7), народ должен подвергаться обрезанию. Святость Бога Израиля требует святости народа израильского.

Очистительный смысл обрезания убедительно подтверждается упоминанием Иисуса Христа об этом ветхозаветном обряде (Ин. 7:22, 23). В Евангелии от Иоанна противники Иисуса ставят Ему в вину то, что Он исцелил человека в субботу. Господь отвечает им, ссылаясь на древний обычай обрезания, обряд, учрежденный во времена отцов задолго до Моисея. Если Его враги по- прежнему обрезывают на восьмой день, даже если этот день выпадает на субботу, то почему Ему не следует исцелять в субботу? Они очищают человека обрезанием в субботу лишь отчасти, так не следует ли Ему “всего человека” исцелить в субботу?

Значит, обрезание, которое “от отцов,” частично очищает. Оно не просто указывает на необходимость очищения. Оно действительно символизирует и запечатлевает очищение, требуемое для участия в завете.

  1. Это очищение совершается иссечением крайней плоти мужского репродуктивного органа. “Иссечение” естественной части человеческого тела как символ религиозного очищения подразумевает, что для очищения грешнику необходимо понести Божью кару. В обрезании грешник претерпевает такую кару, и она очищает его.
  2. Обряд очищения в исходном виде имел особое значение для Авраама, поскольку имел отношение к умножению его потомства. Есть несколько факторов, увязывающих обряд обрезания с продолжением и умножением рода:

а)       Совершенно очевидно, что обряд обрезания был учрежден как для самого Авраама, так и для его потомков. До их рождения было определено, что они должны быть отмечены знаком завета. Все последующие поколения без исключения должны принять печать завета на теле своем.

б)       Обряд обрезания связан не с какой-либо другой частью человеческого тела, а именно с репродуктивным органом мужчины. Поэтому обрезание имеет особое значение для продолжения рода.

Этот единственный обряд служит печатью отношений Бога с Авраамом во всей их полноте. Обетование о семени, земле и благословениях запечатлены одним этим знаком. Но поскольку обряд обрезания связан с мужским репродуктивным органом, очевидно, что он имеет особое значение для умножения потомства Авраама.

в)       В Израиле обрезание производилось над младенцем восьми дней от роду. То, что заветный знак применялся к младенцам, очевидно, также указывает на его особое значение для продолжения и умножения рода.

Какие же выводы можно сделать из того, что обрезание имеет особое значение для умножения потомства?

Во-первых, можно заключить, что обрезание подразумевает греховность рода человеческого и необходимость очищения. Грех поразил не отдельные личности, а весь человеческий род. С момента его учреждения этот обряд подразумевает грех народа.

Во-вторых, тесная связь этого заветного знака с умножением потомства указывает, что Бог намеревается вступать в общение с семьями. В Своих искупительных деяниях Бог намерен восстановить данный при творении устав о единстве семьи. Бог не противопоставляет естественный порядок творения благодати, Он противопоставляет благодать греху. Заветное обетование, запечатленное обрядом обрезания, который совершается над каждым новым причастником завета, обращено к семье в ее единстве.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Богат, Редактор Елена Шустова.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*