Проповедь как путеводитель к Богообщению.

путьМ. В. Шерин

Христианское богослужение в церкви всегда должно быть сфокусировано. А фокусом нашего богослужения является проповедь Божьего Слова. Таким образом, все остальные части богослужения должны быть как-то связаны с этим центром.

При этом, говоря о проповеди, мы подразумеваем разъяснительную проповедь. Мы не станем подробно объяснять, что является разъяснительной проповедью, для этого есть множество прекрасных пособий.

Наша цель, как проповедников, состоит в том, чтобы слушатель наиболее полно, во всём объёме понял передаваемую истину. Если мы строим сфокусированное богослужение, то разъяснительная проповедь становится именно тем центром, вокруг которого и будет «строится» вся наша литургия.

Начинает богослужение Бог

Мы уже определили, что исходным посылом библейского богослужения является понимание того, что именно Бог ради Своей славы собирает Свой народ на богопоклонение. Поэтому инициатором богослужения является Сам Бог. На протяжении всей истории Бог использовал особую систему отношения с человеком, которую условно можно назвать как систему «откровение/ответ».

Откровение

Что может включать в себе откровение? Всё начинается с возвещения (Евр. 2:12). В греческом языке слово апаууеХй (переведённое в Синодальной Библии как «возвещу»), может иметь несколько значений (приносить весть, сообщать, доносить, уведомлять, возвещать). Таким образом, первая часть богослужения может быть посвящена определённому откровению, возвещению, вести, которую должны услышать собравшиеся на богослужение люди. Таким откровением являются песни, свидетельства, чтение текстов Писания и различные другие формы служения, призванные расположить участников богослужения к слушанию основной вести от Бога.

Стоит здесь учитывать и то, что люди приходят на богослужение в различном состоянии: одни испытывают духовный подъём, другие же, наоборот, разочарование; одни исполнены силы и вдохновения, другие измотаны после тяжёлой трудовой недели. Ссоры в семье, неудачи на работе, мучающий грех, обида, равно как и полное благополучие и эмоциональное равновесие ставит каждого переступившего порог нашего Дома Молитвы в неравное положение. Поэтому ведущий богослужения не может не учитывать того обстоятельства, что пришедшие люди имеют разную степень восприятия того откровения, которое им предстоит услышать.

Конечно же, существуют другие не менее сложные препятствия для восприятия вести от Бога. И об этих препятствиях говорил Христос в Своей знаменитой притче о сеятеле (Мат. 13 гл.). Вот почему нам важно постоянно призывать верующих людей иметь сердце, расположенное к Богу, и молиться за неверующих, чтобы Бог расположил их сердца слышать истину. И всё же, понимая всю обусловленность задачи, ведущий может и должен помочь как можно большему числу из посетивших богослужение настроиться на слышание вести от Бога.

Наверное, будет не совсем верно говорить о готовых рецептах того, как мы можем решать эту нелёгкую задачу. И здесь многое будет зависеть от того, насколько ведущий богослужения сам духовно зрел и способен воспринимать водительство Духа Святого. И всё же некоторые практические моменты могут упростить этот сложный процесс.

Чтобы привести как можно больше людей в состояние восприимчивости, важно отделить немалую часть богослужения (может быть 40-60 минут) именно для подготовки людей к кульминации богослужения.

Итак, каким образом этого можно достигать? Начнём с того, что проанализируем, когда начинается встреча с Богом у человека, пришедшего к нам на служение.

Может быть с того момента, когда пастор или ведущий призывает к молитве в начале богослужения? Но проведённый мною опрос показал, что в это время люди, как правило, либо просто слушают молитву пастора, либо просят у Бога благословения на служение. Если же люди просто прослушали эту молитву, то видимо встреча происходит позже, во время общего пения.

Если же песня очень знакомая, то она часто не становится этим моментом. Психологи утверждают, что после того, как человек повторит что-либо около 50 раз (например, слова песни), смысловое понимание повторяемого сводится к минимуму. Во время пения песни наши мысли возвращаются к тому, что оставило наиболее яркое впечатление за последнее время.

Так незаметно подходит время проповеди. И если у проповедника было неудачное вступление, и он не смог за пресловутые первые несколько минут поймать внимание слушателей, можно сказать и эта часть богослужения пройдет мимо их сердца.

Вступление и заключение имеют важное значение в проповеди, независимо от её продолжительности. Слушая вступление, аудитория вырабатывает мнение о самом проповеднике, и часто это мнение определяет, будут ли слушатели принимать проповедь. Первые слова проповеди, тем не менее, не должны быть драматическими, но они не должны быть и тусклыми. Они должны дойти до разума слушателей, и если в первые 30 секунд проповедник не захватит внимание слушателей, он может так и не привлечь его вообще.

Похоже, вот откуда рождаются 60% верующих, не испытавших встречи с Богом во время богослужения. Если человек после вступительной молитвы, ряда песнопений и проповеди так и не встретился с Богом, то шансы встретиться с Ним на таком богослужении у него близки к нулю.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012.

Добавить комментарий